Незнакомые городские «испанцы»

А. краснов

Эти автобусы делают в Европе, но здесь их редко встретишь. Нет их и на других континентах. Они ходят по улицам только одной европейской страны -Испании. В этом сравнительно небольшом государстве выпуском автобусов занимаются более ста компаний, но за пределы Испании попадают единицы, да и то, как правило, на вторичный рынок. Экспортируется небольшое количество междугородных и туристических лайнеров, но почти 100% городских автобусов изначально создается для внутреннего рынка. А ведь когда-то Испания была законодателем автобусной моды, имела более 200 кузовных ателье.

Низкопольный BURILLO Diana

Начало деятельности испанской автобусной компании Carrocerias BURILLO S.L. датируется 1959 годом. Интересна производственная концепция, принятая руководством этого небольшого предприятия, расположенного в местечке Логроно. Здесь выпускают полсотни моделей городских автобусов, как соло, так и сочлененных, причем все до единого низкопольные или супернизкопольные с несколькими вариантами планировки пассажирского салона. Для иллюстрации мы выбрали новейшую модель сочлененного автобуса BURILLO Diana размерами 18 000х2550х3165 мм, построенного на шасси Mercedes-Benz O 530 G.

В зависимости от планировки мест для сидения может быть 41.43, а общее число пассажиров – 140.143. Некоторые модификации автобуса оснащены химическим туалетом (это в городскомто транспорте!), хотя, если вдуматься, в большом городе такая услуга необходима, так как за рубежом (в той же Испании, например) некоторые улицы городов обнесены сеткой либо декоративными решетками протяженностью многие километры.

Штабквартира кузовного ателье Carrocera Castrosua, S.A. находится в Сантьяго де Компостелла. На первом снимке изображен сверхнизкопольный одиночный автобус первого поколения модели CS40 Сity. Низкая компоновка салона появилась недавно, сверхнизкой она называется из-за высоты ступеньки передней двери – 172 мм, эта же высота является и уровнем пола. Шасси автобуса позаимствовано у фирмы MAN. Размеры автобуса – 12 000х2550х3000 мм (или 3300 мм – высота с газовыми баллонами на крыше).

Сверхнизкопольный Castrosua CS40 City на шасси MAN 223F

Еще одна модель этой же компании – CS40 City – сверхнизкопольный, сочлененный городской автобус, также на шасси MAN. Его длина 18 000 мм. Третий автобус кузовного ателье Carrocera Castrosua, S.A. является абсолютной новинкой в производственной программе, хотя его название не изменилось. Премьера этого автобуса с необычной внешностью, базирующегося на шасси MAN 223F GNC, состоялась в Мадриде в 2004 году, но в производство он пошел только спустя год, а промышленной новинкой стал лишь в 2006-м. Длина базовой модификации – 12 000 мм, в салоне 42 места для сидения. Castrosua наряду с показанным на снимке одиночным автобусом выпускает и его сочлененный вариант, не только на сжатом природном газе, но и на сжиженном.

Особое место в производственной программе ателье занимает трехосная модель Magnus CS40 на шасси Volvo B12BLE. Длина автобуса может быть разной: 10 000 мм, 12 000, 12 800 и 14 600 мм. Есть и сочлененная модификация. На снимке – самая длинная одиночная 14,6-метровая версия с 58 местами для сидения. Его премьера прошла тоже в 2004 году.

Продукция известной компании Hispano Carrocera, S.A. отличается многообразием и высоким качеством. Оригинальную внешность автобусов, вполне соответствующую времени, обеспечивает студия дизайна Pininfarina, с которой Hispano сотрудничает много лет. Модель Habit выпускают размерами по длине от 10 800 мм (двухосная) до 15 000 мм (трехосная), а специально для Сингапура создана сочлененная 18-метровая версия. Все автобусы содержат в названии аббревиатуру LE, что значит Low Entry, то есть «низкий вход», но ступеньки в салоне все же есть, в его задней части. Совсем недавно семейство Habit пополнилось низкопольным автобусом совсем без ступенек. Легкий подъем пола начинается только перед задним мостом. Пока это только 12-метровая модификация, но, вероятно, последуют и другие. Базируется автобус на шасси Scania.

Низкопольный Hispano NOV Cityclass

В 2005 году компания Hispano Carrocera, S.A. представила еще одну модель городского автобуса – Hispano NOV, технически связанную с IVECO. На этот раз с внешностью автобуса поработали дизайнеры из Турина. Автобус низкопольный, в зависимости от модификации салон вмещает от 18 до 22 мест для сидения.

Автобусы компании IRIZAR в особом представлении не нуждаются, их можно встретить в любом уголке планеты – от ЮАР до Японии, от Европы до Южной Америки. И заводов у фирмы много, почти на каждом континенте. Но есть одно «но» – хорошо известны лишь туристские автобусы компании, но о городских или двухэтажных автобусах IRIZAR мало кому известно. На снимке показан городской рейсовый автобус с колесной формулой 6х2, построенный на шасси Scania L94IB от модели Intercentury. Его габаритные размеры – 15 000х2550х3200 мм. Это самая крупная модификация, в зависимости от планировки пассажирского салона она вмещает от 38 до 48 мест для сидения. Двигатель рабочим объемом 9 л развивает мощность от 230 до 260 л.с.

Еще одна испанская компания NOGE, SL известна своими роскошными междугородными автобусами, однако о ее городских пассажирских моделях также знают немногие. Недавняя новинка NOGE Cittour, разработанная совместно со специалистами IVECO, имеет своеобразный, немного странный, но запоминающийся дизайн и низкопольную компоновку. В автобусе размерами 12 000х2550х2990 мм 32 места для сидения. Высота ступеньки и пола несколько великовата – 290 мм. Премьера автобуса состоялась в 2003 году, а спустя год началось его производство. Как и большинство «испанцев», он никогда не был «за границей».

Низкопольный UNVI на шасси Transbus Dart SLF

Модель городского автобуса NOGE Touring NOV прошла несколько стадий развития, пока, наконец, не наступило относительное затишье. С 2004 года в его конструкции не происходит никаких изменений. Габаритные размеры Touring NOV – 12 000 (или 12 920) х2550х3275 мм. Модель называется Intercity, она чрезвычайно популярна в Испании по одной простой причине – автобус можно пускать как по улицам городов, так и по междугородным трассам, все зависит от планировки салона. На снимке показан городской автобус, это хорошо видно по кассовому аппарату за ветровым стеклом рядом с водителем.

Еще одна модель с таким же названием вероятнее всего сейчас проходит обкатку, потому что даже на фирменном сайте информации о ней пока нет. На снимке изображена, по-видимому, новая трехосная модель NOGE размерами 15 000х2550х3270 мм. Пассажировместимость опять же зависит от планировки: от 36 до 53 мест для сидения.

История испанской компании O.V.I. (O’mnibus Vehiculos Industriales, S.A.), несмотря на ее «молодость», полна драматизма. Годом рождения O.V.I. считается 1997-й, когда часть работников автобусной фирмы Obradors выкупила в коллективную собственность несколько заводских зданий и организовала независимое производство. Вот почему на некоторых автобусах можно увидеть одновременно товарные знаки O.V.I. и стилизованную букву «О», что означает «Obradors». На снимке – модель O.V.I. Radial Car, полунизкопольный городской автобус. Его выпускают уже несколько лет, но постоянно модернизируют. Вы видите последнюю версию 11,5-метрового «горожанина» с новой светотехникой, но легко узнаваемой «злой» внешностью. Он собран на шасси Scania L94. Посадочных мест в нем 27, планировка одна единственная. Выпускать другие модификации такого автобуса фирма пока не готова.

OVI Radial Car на шасси Scania L94

Хорошо известна российским автомобилистам фирма Sunsundegui, она продает свои роскошные междугородные автобусы во многие страны мира, в том числе в Россию. Как положено крупной компании, помимо большого разнообразия туристских моделей завод выпускает и городские машины. В прошлом году в Бельгии были показаны трехосный 15-метровый городской автобус Astral LE на 53 места для сидения и 15-метровый 50-местный Interstylo, который выпускают и в варианте сочлененного автобуса с двигателем мощностью 310 л.с.

В 1991 году в Барселоне была организована частная фирма Tourist Club Company (ТСС). Примечательна она тем, что занимается сборкой 14,7-метровых городских автобусов Neoplan N4420, она же эксплуатирует их на некоторых городских маршрутах.

Ugarte – неизвестная в России автобусная фирма, которая выпускает и туристские, и городские автобусы, которые у нее получаются лучше. На снимках показаны две лучшие модели: Elite и Subnobus. Разница в возрасте этих машин – 4 года.

Как мы знаем, знаменитая испанская фирма Pegaso прекратила свое существование как производитель классных грузовиков и автобусов, превратившись в придаток IVECO. Сейчас на предприятии выпускают шасси, на базе которых сегодня половина юга Европы строит автобусы. Один из примеров тому – компания Unicar, которая создает 10-метровые автобусы U92 на шасси Pegaso 6424 не первый год. Последняя модернизация автобуса была три года назад, вот почему у него довольно старомодный вид. Тем не менее на улицах испанских городов U92 встречается часто.

Nodge Cittour Cityclass

Низкопольный автобус весьма оригинальным способом создает компания UNVI S.A. Автобус базируется на шасси Transbus Dart SLF (в недалеком прошлом – Dennis Dart SLF). Ко всем техническим хитростям, присущим этой категории автобусов, компания добавляет еще одну – специальную нестандартную резину, надетую на диски небольшого диаметра, отчего пол становится еще ниже. Такая резина не выдерживает высокой нагрузки, поэтому длина автобуса всего 9500 мм, мест для сидения – 24.

Этот маленький экскурс в историю современных испанских автобусов говорит о том, что почти полное отсутствие на российском рынке городских автобусов из этой страны отнюдь не означает, что их вовсе нет.

А. краснов Основные Средства 10'2006 30 марта 2007

Комментарии (0)