Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
О выборе гидромолота
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов

Это удобно, когда двигатель над головой

А. Краснов

При создании новой конструкции автомобиля разработку обычно начинают с компоновки – размещения всех узлов и агрегатов в заданных габаритах. Одним из первых встает вопрос расположения двигателя. Французские дизайнеры, недавно создавшие маленький городской автобус с названием Microbus, выбрали нетрадиционный путь и расположили силовой агрегат на крыше транспортного средства, прямо над водителем.

Французские и итальянские дизайнеры уже целый век отстаивают свое первенство в автомобилестроении. Итальянцы с 1930-х годов покоряли зрителя красотой линий и пропорциями кузова, но в большинстве случаев это был просто «переодетый» серийный автомобиль. Французы «берут» покупателя нестандартным мышлением.

Автобус необычной конструкции пойдет в серию в 2006 году. Выпускать его станет французская автобусная компания Gruau, имеющая богатый опыт в производстве минибусов. История создания Gruau Microbus началась в 2002 году. По указанию департамента транспорта было разработано техническое задание на создание городского автобуса малого класса с гибридным приводом. Работу поручили дизайнерской фирме R & D Industries и Институту промышленного дизайна. Проект вели три человека – дизайнеры Оливер Роди, Доминик Деламо и руководитель проекта Ричард Чен. Было выполнено пять вариантов разной компоновки и выбран самый необычный автобус.

Габаритные размеры оригинального автобуса – 5380х1990х2950 мм, радиус поворота – 6700 мм, база – 3600 мм, полная масса – 3,9 т, максимальная скорость – 65 км/ч. Его вместимость – 22 пассажира, но в салоне всего 9 мест для сидения, к тому же сиденья, расположенные вдоль бортов, сделаны откидными. При сложенных сиденьях в середине автобуса образуется накопительная площадка для стоящих пассажиров и инвалидной коляски. Раздвижная дверь оснащена специальным выдвижным мостиком, но при должном мастерстве водителя автобус можно «причалить» к тротуару так близко, что мостик не понадобится, ведь дорожный просвет автобуса составляет всего 150 мм.

Как уже сказано, силовая установка гибридного привода, расположенная на крыше, состоит из небольшого турбированного дизеля с непосредственным впрыском и каталитическим нейтрализатором отработавших газов объемом 900 см3 и генератора мощностью всего 26 кВт. Блок аккумуляторных батарей и генератор соединены через специальный преобразователь, который постоянно меняет направление тока. Автобус может работать на энергии аккумуляторов или на электроэнергии, вырабатываемой генератором. При движении под уклон ходовой электродвигатель жидкостного охлаждения мощностью 48 кВт, массой 57 кг сам становится дополнительным генератором, подзаряжающим батареи. Рабочее напряжение батарей – 200 В, ток – 250 А. У водителя всего две педали – акселератор (реостат) и тормоз. Подвеска автобуса пневматическая, бортовое напряжение – 24 В.

В 2005 году выпущена установочная партия из 150 автобусов для ресурсных испытаний в реальных условиях, результаты которых оказались поразительными. Средний суточный пробег составил чуть более 80 км при проектных 120 км, поэтому многие водители неделями не включали дизель, передвигаясь только на электроэнергии аккумуляторных батарей, подзаряжаемых ночью. На гибридных автобусах установлены аккумуляторные батареи малых габаритов и большой емкости. Что это за АКБ, французы пока держат в секрете, известно одно – они никель-кадмиевые.

Механика на крыше органично вписалась в общий вид. Небольшая возвышенность внешне напоминает «бейсболку», все выполнено деликатно и пропорционально. Горизонтальные щели нужны для доступа охлаждающего воздуха к двигателю и аккумуляторным батареям. Информационное табло расположено на традиционном месте. С целью снизить массу автобуса в конструкции широко применяются пластмасса и алюминий.

Чтобы максимально использовать полезный объем, кузов построен прямыми вертикальными и горизонтальными линиями с большой площадью остекления. В процессе создания автобуса рассматривалось несколько вариантов передней части: с распространенной «улыбкой» и сеткой; без нее, но с небольшими просечками и совершенно глухая панель. Остановились на втором варианте.

За прошедший год фирма Gruau получила заказы из разных стран Центральной Европы на несколько тысяч таких автобусов. Один заказ поступил из французского Музея науки, а ведь такого признания добилось всего несколько автомобилей. Вот так оценили французы свое новое детище.

А. Краснов Основные Средства 07'2006 21 ноября 2006

Комментарии (1)

Цугель
Ну как, чем всё кончилось?
2 ноября 2010 – 15:15 Ответить