ComfortClass 400

М. Раллиев, фото автора

На протяжении нескольких лет реформ в российской экономике проблема пассажирского транспорта стала головной болью практически всех россиян. Резкое сокращение производства автобусов привело к тому, что техника в АТП значительно «постарела»: автобусы списывают, новой техники нет. Увеличиваются интервалы на линиях маршрутных автобусов, либо из-за поломок машины вовсе снимают с линий. В такой ситуации АТП стали приобретать старую технику за рубежом, причем некоторые подержанные автобусы европейского производства имеют больший остаточный ресурс, чем новые российские. Но и они в конце концов устаревают, ломаются и идут в металлолом.

Надо признать, что за последние три года ситуация с автобусами на рынке пассажирского транспорта медленно, однако улучшается. Помимо ЛиАЗа, ПАЗа, ГолАЗа, Курганского автобусного завода и автобусного филиала МАЗа производством автобусов занялись на НефАЗе, в городах Волжский и Мичуринск. Крупные транспортные фирмы, имеющие солидный бюджет, тем не менее предпочитают покупать фирменные машины крупнейших европейских производителей.

29 ноября 2004 года прошла российская премьера новых автобусов серии ComfortClass 400. В торжественной обстановке г-н Михаэль Фрай, директор по экспорту автобусов марки Setra ЕвоБус ГмбХ, вручил представителям компании ООО «Волготрансгаз» символический ключ от трех новеньких автобусов Setra S415 GT-HD. Презентация проходила в здании DaimlerChrysler при большом стечении журналистов, освещающих автомобильную тематику, в том числе коммерческого направления. Марка Setra стала пионером в производстве автобусов с несущим каркасом кузова, что отражено и в названии – аббревиатуре немецкого слова selbsttragend (самонесущий). После презентации журналистам предоставили возможность познакомиться поближе с тремя автобусами.

В междугородных автобусах есть туалет

Новый дизайн, бо’льшая длина машины, совершенно новая концепция панели приборов и множество других технических новшеств в экстерьере и интерьере – вот некоторые особенности нового ComfortClass 400. Изменение законов, ранее ограничивающих длину автобуса – до 12 м, позволило увеличить длину S 415 GT-HD на 200 мм: теперь она составляет 12 200 мм, что сыграло важнейшую роль в улучшении комфортабельности и экономичности автобусов подобного класса. Увеличение стандартной длины стало возможным за счет изменения ширины автобуса до 2550 мм и использования в конструкции черного кузова так называемой системы «шпангоутов»: кузов связан поперечными кольцами металлического профиля. Подобная система позволяет добиться повышенной устойчивости автобуса, что хорошо заметно при маневрировании. Кузов целиком проходит антикоррозионную обработку методом катафореза.

Переднюю часть автобуса удлинили на 60 мм по сравнению с предыдущими моделями, что сделало посадку-высадку пассажиров впереди более удобной. Несмотря на изменение длины, удалось увеличить угол свеса спереди до 7,65°. Пространство для водителя стало больше на 140 мм. На 70 мм прибавилось места в зоне передней двери, а еще 70 мм конструкторам удалось добавить для более комфортного расположения сидений правого ряда между дверьми. В салоне соответствующий комфорт пассажирам обеспечивают сиденья типа Ambiente, Nimbus, Top или Travel. В безопасной и комфортной поездке ни один пассажир не соскучится благодаря мультимедийному боксу, оснащенному по желанию заказчика проигрывателем компакт-дисков, видео- и DVD-системой, TV-тюнером, радио и 15-дюймовым плоским монитором. На выбор предлагается одно- или двухместное регулируемое сиденье гида с трехточечным ремнем безопасности.

Панель приборов. Всё под рукой

Важной отличительной особенностью серии ComfortClass 400 является модернизация места для водителя. На панели управления эргономично расположены элементы: привод коробки передач типа «джойстик», встроенный навигационный монитор, дополнительные полки для дорожных карт и папок. Дизайнеры более продуктивно использовали пространство, что повышает комфортабельность и позволяет водителю лучше концентрировать внимание на дорожной ситуации. Многие нововведения на месте для водителя облегчают его работу, и управление автобусом становится менее утомительным. Например, регулируемая стойка рулевого управления, позаимствованная от TopClass, фиксируется пневматически, а за счет изменения облицовочных панелей появились не только дополнительные полки и место для сумки сзади слева, но и более удобным стало расположение ручного тормоза. Еще одно новшество – холодильник с вертикальной загрузкой, объем которого увеличен с 60 до 70 л.

ComfortClass 400 оснащен шестицилиндровыми рядными с вертикальным расположением клапанов дизельными двигателями OM 457 LA с турбонаддувом, промежуточным охлаждением и прямым впрыском. Дизель соответствует нормам Euro 3, его стандартно устанавливают на S 415 GT-HD. Мощность его 260 Вт (354 л.с.), максимальный крутящий момент – 1750 Н·м. По желанию покупателя может быть установлена альтернативная версия этого дизеля мощностью 310 Вт (422 л.с.) с максимальным крутящим моментом 1900 Н·м. Автобус S 415 GT-HD оснащен шестиступенчатой механической коробкой передач MB GO 190 с джойстиком. По заказу поставят автоматическую 12-ступенчатую КП ZF-AS Tronic.

Двигатель автобусов Setra

Автобус оборудован независимой подвеской ZF R 75 E со стабилизатором поперечной устойчивости и облегченным ведущим мостом HO 6 со стабилизатором. Стандартно устанавливают дисковые тормоза, тормоз-замедлитель (ретардер) Voith VR 115 (ретардер ZF поставляется с коробкой ZF-AS Tronic), электронную тормозную систему (EBS), AБС, ASR, ассистента торможения (BA) и электронную систему стабилизации движения ESP, которая с октября 2003 года серийно устанавливается на все автобусы Setra TopClass 400 и ComfortClass 400.

Система кондиционирования, основанная на системе ComAir и разработанная специально для серии ComfortClass400, поддерживает комфортную температуру в салоне как при работе в жарких странах, так и в условиях северных холодов. Главный стандартный блок системы длиной 2680 мм и мощностью 32 кВт расположен на крыше автобуса в центре. Исполнение блока для жарких стран: длина 3200 мм, мощность 35 кВт при объеме компрессора 560 см3 и мощность 39 кВт при объеме компрессора 650 см3. У впервые использованной для ComfortClass новой стратегии трех разных по мощности систем следующие преимущества: кондиционер мощностью 39 кВт позволяет на 15% увеличить производительность климат-системы, таким образом, и в удлиненных автобусах комфорт на том же уровне, как в стандартных 12-метровых автобусах, а увеличение мощности кондиционера позволяет использовать оптимально эти машины в жарких странах.

Встроенный холодильник

Система вентиляции позволяет смешивать наружный и рециркулируемый воздух в пропорции 2:5 (свежий воздух – 40%). Забор воздуха осуществляется через два канала в крыше, имеющие отверстие в районе центрального прохода салона. Важным достоинством новой системы кондиционирования является возможность отдельно настраивать микроклимат в кабине водителя. Сервисные блоки над каждым местом получили новый дизайн. Масса конвекторных отопителей, находящихся по бокам салона, уменьшена на 16% по сравнению с предшествующей моделью.

На новой модели Setra удобно загружать багаж из-за сокращения числа люков. Доступ к багажным отсекам облегчен благодаря увеличению их размера и уменьшению числа перегородок.

Внутренняя система электроники в автобусах ComfortClass 400 – это система программируемых элементов (FPS). Преимуществом такой сетевой электроники является сокращение числа кабелей и реле, что увеличивает надежность автобуса.

Салон Comfort Class радует глаз

Фактором, повышающим экономичность автобусов ComfortClass 400, служит сфера послепродажного обслуживания. Встроенная система диагностики во многом облегчает проведение ремонта.

Конструкторы стремились визуально подчеркнуть позиционирование Setra как ведущей марки на рынке. При разработке нового дизайна в экстерьере и интерьере учли традиционные атрибуты марки Setra. Новые модели автобусов выглядят стильно и динамично. Округлые и обтекаемые формы придают автобусу неповторимость. Алюминиевая полоска вдоль окна, присутствующая на всех моделях ComfortClass 400, эффектно подчеркивает индивидуальность новой серии.


М. Раллиев, фото автора Основные Средства 01'2005 10 ноября 2005

Комментарии (0)