Междугородные автобусы «на диете»

И. Никитина

Повышенные требования к безопасности и оснащению междугородных автобусов приводят к увеличению их собственной массы. Немецкий журнал Lastauto&Omnibus подсказывает, каким образом можно сбросить с этих транспортных средств лишний «жирок» и избежать конфликта с их допустимой полной массой.

В настоящее время автобусы стали совсем иными, чем прежде. Благодаря новым техническим разработкам в области безопасности и защиты окружающей среды популярные двухосные междугородные машины располагаются в классе, который называют не иначе как «суперлёгкий», собственной массой от 12 600 до 14 300 кг.

По оценке компании Evobus, в последние годы собственная масса таких автобусов возросла примерно на 600 кг. Изготовитель понимает, что эту проблему нельзя решить только с помощью изменения конструкции. Об этом заявил руководитель отделения разработок Evobus Ричард Авербек (Richard Averbeck) на встрече с покупателями, подчеркнув, что «необходимы совместные и дифференцированные действия изготовителей и эксплуатационников».

Ужесточенный контроль массы автобуса в странах Европы вызывает массовые возмущения пассажиров

Немецкий федеральный союз производителей автобусов (BDO) и Международный союз туристических автобусов (RDA) уже давно выступают за повышение допустимой полной массы автобусов, как это сделано в некоторых соседних европейских странах. Другой вариант, предлагаемый этими авторитетными инстанциями, – ввести предельно допустимые нормы загрузки междугородных автомобильных транспортных средств.

Сетовать на эту проблему можно, однако в некоторой степени можно и помочь ее решению. По мнению Франца Криглстайнера (Franz Krieglsteiner), руководителя отделения конструирования и оснащения Evobus в Ульме (Германия), в настоящее время относительно недорогие двухосные автобусы постепенно вытесняются трехосными конструкциями, а ведь не каждый предприниматель может позволить себе или захочет приобрести такие модели. Вот почему компания Volvo изменила соотношение трёх- и двухосных автобусов в пользу последних.

Все автобусы Evobus перед выходом на линию точно взвешивают

За счёт различных мероприятий можно существенно снизить массу автобусов перед их приобретением или перед введением в эксплуатацию. Здесь возможны варианты, начиная от лёгкой конструкции сидений до использования новых материалов. Одним из таких решений может стать сокращение количества мест в трёхосном автобусе. Известно, что машина в «трёхзвёздном» исполнении свободно берёт на борт на пять человек больше (49+1), чем в «четырёхзвёздном» (44+1). Значит, все зависит от того, для каких целей предназначен автобус?

При сравнении оптимизированных по полной массе «трёхзвёздного» и «четырёхзвёздного» автобусов Mercedes Travego O 580 RHD 15 и серийного двухосного 12-метрового автобуса их полные массы составили соответственно 18 664, 18 359 и 18 774 кг, причём первые два автобуса были укомплектованы одинаково.

Этот пример показывает, что при полной пассажировместимости без дополнительных мероприятий трудно выжать из «трёхзвёздного» Travego вес ниже магических 18 т. Наряду с тем, что полностью исчерпано потенциальное снижение массы оборудования (136 кг) и оснащения (175,5 кг), требуется ещё уменьшить на борту запасы дизельного топлива (165 кг) и продуктов (180 кг). При этом следует помнить, что берется низкая расчётная масса пассажира (75 кг) и багажа на одного человека (15 кг).

У «четырёхзвёздного» автобуса оптимизированная масса несколько меньше: здесь полностью отказались от дополнительного комфорта для пассажиров. Наряду с экономией за счёт оборудования (136 кг) и заказного оснащения (128 кг), у «четырёхзвёздного» Travego требуется только немного уменьшить запасы топлива и продуктов на борту.

Взвешивание обеих сравниваемых машин привело к выводу, что теоретически дальнейшую экономию массы автобусов можно продолжить. Начать с комфорта водителя: поворотное сиденье с подлокотниками фирмы Recaro весит на 21 кг больше, чем схожее с ним без удвоенного комфорта сиденье фирмы Grammer. Автоматическая коробка передач AS-Tronic, хотя и облегчает работу водителя, но прибавляет примерно 40 кг.

Особенно действенным методом уменьшения общей массы автобуса, при котором экономится порция в 100 кг, является установка легкосплавных колёсных дисков, при этом никакого ущерба комфорту не наносится. Напротив, они даже уменьшают неподрессоренную массу, что идёт на пользу динамическим качествам. А благодаря элегантным алюминиевым колесам нет потерь и во внешнем виде автобуса.

Что касается комфорта пассажиров, то здесь также есть резерв для сбрасывания «жирка». Например, устранение подлокотника со стороны стенки, упора для ног обычно не используемого, ведра для мусора в проходе и столика для пассажира с механизмом складывания в сумме снижает массу на более 100 кг. Но зато на борту можно получить место для ещё одного пассажира.

Современный видеоэкран с использованием жидкокристаллической технологии весит на 30 с лишним килограмм меньше, чем обычный. У «четырёхзвёздного» Travego такой экран уже установлен на борту. Ещё одним его преимуществом является то, что он, как в самолёте, просто откидывается и таким образом оказывается практичнее своих тяжёлых «коллег». Также в «четырёхзвёздных» автобусах Evobus отказались от довольно дорогого осевого вентилятора-отопителя. Более простой конвекторный обогрев, хотя и более продолжительный для достижения заданной температуры – на 36 кг легче. Да и сама форма новых автобусов может сэкономить пару сотен килограмм, вовсе не делая кузова спартанскими.

Однако, что же предпринять, если возникает проблема массы автобуса, уже находящегося в эксплуатации? В таком случае возможностей намного меньше. Можно установить алюминиевые колёсные диски. Можно демонтировать пятое сиденье сзади. Кроме того, есть некоторые возможности для уменьшения массы бортового оборудования и продовольственных запасов.

К весу автобуса 100 кг прибавляет запасное колесо. Наряду с домкратом и другими мелкими элементами, его также можно отнести к лишним. Это даёт снижение «живого» веса на 121 кг. К этому же комплекту можно отнести и буксировочную штангу (15 кг). Есть возможность также отказаться от запасного зеркала и ящика с инструментами, а также от принадлежностей для мытья автобуса (27,5 кг). Однако взамен всего этого необходим безупречный автомобильный сервис на дорогах.

Когда исчерпаны все мероприятия по оптимизации бортового оборудования и оснащения, водителю остаётся только рационально разобраться с запасами топлива, как это ни банально звучит. Почему 650-литровый топливный бак при пробеге всего 1 000 км должен быть полон до краёв? Бак, вмещающий 450 л топлива, будет намного легче. При испытательном пробеге автобус Travego прошёл расстояние 1 680 км со средним расходом топлива 26,8 л/100 км.

И последний резерв уменьшения массы автобуса: чтобы удовлетворить желания самых требовательных пассажиров, многие водители везут с собой только одних напитков до 350 кг. Реально нужно только 50 кг.