Определиться бы с классом

Л. Кузнецов, фото автора

Где начинается междугородный автобус и где заканчивается пригородный? Если вы готовы дать ответ, не торопитесь. Всё не так просто, как кажется. Мы предлагаем вашему вниманию три машины, впервые показанные на московском Автосалоне 2002 и заявленные производителями как пригородный, междугородный и туристический автобусы. Тем не менее, они вполне могут стать конкурентами на маршрутах.

МАРЗ 5266

Большой пригородный МАРЗ 5266, междугородный Ikarus C56.22 и туристический «Барс» СканТат-Елабуга представляют собой двухосные двухдверные автобусы повышенной комфортабельности с пневматической подвеской и задним расположением двигателя. Двери автобусов сдвижные, одностворчатые. У всех четырёхрядная установка сидений в салоне, а в нижней части кузова имеются багажные отсеки. «Барс» базируется на автобусном шасси Scania K 114 (CBU). На этом же шасси, кстати, фирмой Irizar выпускается хорошо известный в России автобус Century Capacity. На Ikarus использованы мосты RABA и двигатель IVECO, МАРЗ предлагает двигатель ЯМЗ 236НЕ и мосты на выбор: Канашского, Ишимбайского, Минского или болгарского (Мадара) производства.

Для входа в салон все автобусы имеют по две сдвижные двери. Первая у всех машин расположена в переднем свесе, вторая у мичуринского автобуса находится в заднем свесе, а у «Барса» и Ikarus внутри колёсной базы, ближе к заднему мосту. Проём первой двери для удобства посадки оборудован вертикальным поручнем, установленным слева на мичуринском и справа на венгерском автобусе. При входе в «Барс» ухватиться можно только за короткую ручку справа, что очень неудобно: ступенек на этом автобусе больше (три против двух на МАРЗе и Ikarus).

«Барс»

Возражения типа «нецелесообразности установки большого поручня в дверном проёме туристического автобуса, на котором дверью пользуются не так часто, как на маршрутном», не принимаются, так как уже упоминаемый туристический Irizar Century Capacity оборудован вертикальными поручнями на обеих дверях.

На «Барсе» и задняя дверь не очень удобна: за горизонтальную «прихватку», установленную на уровне пола салона, можно взяться, только поднимаясь на первую (из четырёх) ступеньку, при дальнейшем подъёме ручка оказывается ниже колена. На МАРЗе и Ikarus проём второй двери оборудован полноценным вертикальным поручнем. Пол у «Барса» ровный, на двух других автобусах он расположен ниже уровня пола под сиденьями. За счёт этого объём багажных отсеков на автобусе из Татарстана удалось довести до 10 м3 (у МАРЗа 3,6 м3).

Сиденья всех автобусов имеют регулировку наклона спинки, откидные подлокотники, а ближние к центру можно выдвинуть в проход на 10 см, удалившись от пассажира у окна. Для удобства расположения ног при откинутой назад спинке под сиденьями установлены выдвижные Т-образные подставки. В спинки всех сидений вмонтированы небольшие утопленные поручень и сетка для мелких вещей, а также откидные столик и пепельница.

Ikarus C56.22

Оригинально и удачно решена на «Барсе» проблема сидений, установленных за второй дверью. Если в других машинах сидящие на них пассажиры лишены встроенных в спинки передних сидений сервисных мелочей, вместо которых всю дорогу наблюдают перед собой глубокий дверной проём, то на «Барсе» эта пара сидений развёрнута спинками вперёд, а перед ними установлен большой стол. Таким образом, четверо пассажиров могут во время поездки играть в покер или устроить маленькое застолье. Сиденья переднего и заднего ряда оснащены ремнями безопасности. Под потолком в 2 ряда расположены открытые полки для небольших вещей. Отопительные коммуникации проложены по полу вдоль боковых стенок кузова с выводом теплого воздуха вверх. По заказу автобус оборудуется туалетом, кондиционером, кухней-баром, холодильником, телевизором, видеомагнитофоном, автомагнитолой.

Свет плафонов основного освещения на «Барсе» перекрывается багажными полками, поэтому над каждым рядом сидений установлены два индивидуальных светильника и две решётки системы кондиционирования с поворотными направляющими для воздуха, смонтированные продольно в пластмассовом корпусе: решётки в центре, светильники по краям.

Рабочее место на МАРЗ 5266

Конструкторы Ikarus тоже установили над каждым рядом сидений такой комплект, только решётки и лампочки расположены здесь в 2 ряда. Такое оборудование очень удобно, тем более что основной свет на Ikarus тоже перекрывается, только не багажными полками, а панелями вентиляционной системы, расположенными в 2 ряда под потолком. Венгерский автобус заявлен в проспекте как междугородный, поэтому на нём установлены кресла с откидными подлокотниками, продольной регулировкой спинки и возможностью горизонтального смещения сидений центральных рядов. Столик в салоне отсутствует, поэтому сиденья, расположенные за второй дверью, оснащены ремнями безопасности так же, как сиденья первых и последнего рядов.

Спинки сидений не имеют откидных столиков (установлены только поручни и багажные сетки), а вот откидные подставки для ног есть, правда, не Т-образные, как на «Барсе», а П-образные. В нижней части кузова расположены багажные отсеки, но за счёт пониженного центрального прохода в салоне их объём меньше, чем у «Барса». В общем, этот автобус классом ниже машины из Татарстана, но явно предназначен для длительных поездок без остановок.

Рабочее место на «Барсе»

Непонятно, для чего в проспекте указано количество мест не только для сидения (46), но и для стояния (25)? Взгляните на снимок Алёны в салоне Ikarus и представьте, что ещё 24 Алёны (напомним, она имеет самые что ни на есть средние антропометрические данные) будут так ехать из одного города в другой (автобус ведь междугородный). Представили? А теперь немного математики: ввиду отсутствия верхних поручней стоящий человек может держаться только за боковую ручку на кресле. Для 25 человек необходимо как минимум 25 ручек. Кресла установлены по два, каждая пара имеет одну ручку, в салоне двадцать одна пара кресел. Вопрос: за что держатся четыре едущих стоя человека при максимальном заполнении салона пассажирами? И кому помогут при таком раскладе ремни безопасности?

Третий автобус, МАРЗ 5266, представлен производителем как большой пригородный. Хотя сложно представить себе эту машину на маршрутах из небольшого города до окрестных деревень и посёлков. Полное отсутствие поручней, багажных площадок или полок в салоне, багажный отсек в нижней части кузова, сиденья с откидной спинкой и высокий уровень пола заставляют причислить эту машину всё-таки к классу междугородных.

Рабочее место на Ikarus C56.22

На пригородных маршрутах можно встретить и бабушку с большой корзиной, и туристов с огромными рюкзаками, и дачника с ящиком рассады. Вообразите, как они со своей поклажей будут карабкаться в салон. Только звук выключить не забудьте. Или водитель на каждой остановке станет выходить из машины и открывать багажный отсек? Хотя в качестве междугородного автобуса МАРЗ имеет недостатки. Первый – отсутствие ремней безопасности. Второй – расположенные под сиденьями теплообменники. В холодное время года такой отопитель выдувает горячий воздух прямо на ноги сидящего сзади пассажира. В рейсовом автобусе, с короткими по времени поездками, это практически незаметно, а вот для междугородного автобуса такая схема не подходит. Однако в целом автобус из Мичуринска весьма неплох, особенно после удачного рестайлинга. Мордочка нового «Мичуринца» стала намного симпатичнее, да и подрос он на 2 см, что для машины такого класса очень кстати. Вот только с классом бы определиться...


Л. Кузнецов, фото автора Основные Средства 02'2003 10 ноября 2005

Комментарии (0)