Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Немецкие грузовики Henschel
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения

Volvo: автобусы для России

В. Мамедов

Volvo Bus Corporation, входящая в шведский концерн AB Volvo, одна из крупнейших в мире компаний, выпускающих как целиком автобусы самых разных типов, так и шасси под установку кузовов специализированных автобусных фирм. Маркетологи Volvo считают российский рынок автобусов одним из самых перспективных и динамично развивающихся. В 2003 г. они предлагают транспортным организациям новые разработки автобусов и шасси.

Volvo B7R

Семейство B7R включает в себя несколько версий автобусов, отличающихся компоновкой салона в зависимости от назначения. Шасси B7R создавалось как особо прочная и относительно простая конструкция, на традиционной для грузовых автомобилей лонжеронной раме с применением агрегатов, хорошо зарекомендовавших себя все на тех же грузовых автомобилях. Его смело можно назвать очень удачной многоцелевой конструкцией, не требующей особо больших средств для приобретения. Благодаря этому базирующиеся на нем автобусы быстро окупаются в эксплуатации, как городские, так и туристические или междугородные. Главное, чтобы полная масса машины не превышала 17 500 кг.

Основа шасси автобуса – рама, на которой сзади продольно крепится двигатель с коробкой передач, короткая карданная передача к ведущему мосту, топливные баки и ресиверы тормозной системы. Передок рамы с пультом управления может иметь ту же высоту, что и все шасси, или быть опущенным на 180 мм, что обеспечивает более комфортабельный вход в салон автобуса. Величина колесной базы может различаться в зависимости от требований заказчика и рекомендаций компании. В частности, для городских автобусов рекомендуется 3,25 м, туристические и междугородные автобусы длиной 10,5 и 12 м имеют колесную базу величиной соответственно 4,8 и 6,3.

Балки переднего и заднего мостов соединены с рамой системами продольных и поперечных рычагов, поскольку упругие элементы пневматические, обеспечивающие высокий уровень комфорта даже на дорогах с покрытием не самого высокого качества. И спереди, и сзади для борьбы с креном кузова на поворотах устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости. Рулевое управление с гидроусилителем отличает хорошая чувствительность. В виду того, что максимальный угол поворота внутреннего переднего колеса достигает 45°, автобусы серии B7R достаточно маневренны: при колесной базе 5,3 м радиус поворота не превышает 8,8 м.

Торможение обеспечивается барабанными механизмами с общей активной площадью накладок 6 865 см2. АБС является стандартным оборудованием. Для снижения износа колодок машины с автоматической трансмиссией снабжаются встроенным в коробку передач ретардером, на долю которого приходится основная часть всех торможений при эксплуатации. В случае применения механических трансмиссий ретардер устанавливается по заказу.

Электрооборудование шасси 24-вольтовое, с 80-амперным генератором. По желанию заказчика на автобус устанавливают два генератора такой мощности. Емкость аккумуляторной батареи составляет 170 А-ч. Конструкция и размещение разъемов обеспечивают простоту объединения электрических схем шасси и кузова. Для согласования их работы служит электрический блок управления, выполняющий роль межсетевого шлюза.

На приборной панели устанавливается новый электронный дисплей, информирующий водителя о состоянии транспортного средства и о любых неисправностях, которые могут возникнуть во время работы. Все важные данные регистрируются в памяти компьютера, что позволяет после каждой смены проводить быструю диагностику агрегатов и систем автобуса. Электронная система также непрерывно контролирует расход топлива, следит за уровнем охлаждающей жидкости, давлением масла в двигателе, давлением воздуха в тормозной системе, давлением турбонаддува дизеля.

Автобусы Volvo B7R комплектуют 7-литровым 6-цилиндровым дизелем с турбонаддувом и промежуточным охлаждением модели Д7. Он предлагается в трех исполнениях по мощности: 275, 290 и 310 л.с. и развивает соответственно 1 200, 1 200, 1 350 Нм максимального крутящего момента. Все версии отвечают экологическим нормам Euro-3.

Покупатель вправе выбрать одну из пяти коробок передач, три из которых механические (с шестью или восемью ступенями). Учитывая, что в зависимости от назначения автобусов их максимальная скорость может составлять от 80 до 120 км/ч, задние мосты выпускают с пятью различными передаточными числами главной передачи.

Предлагается широкий выбор топливных баков: от 50-литрового для городских автобусов и до 400 л для машин, совершающих дальние рейсы.

Volvo B12B

Более сложный и технически совершенный автобус с туристическим или междугородным кузовом выпускается на новой унифицированной платформе серии ТХ. Ее главная особенность применение рамы каркасного типа из нержавеющей стали, сваренной с очень высокой точностью.

Автобусы Volvo B12B также имеют заднемоторную компоновку, однако 6-цилиндровый 12-литровый дизель ДН12, оснащенный турбонаддувом и интеркулером, отличается горизонтальным расположением цилиндров. Он также соответствует экологическим нормам Euro-3, но для лучшей очистки выхлопных газов завод-изготовитель может оборудовать автобус специальным фильтром, созданным Volvo и снижающим выбросы углеводородов, окиси углерода и твердых частиц на 80 – 90%, или установить каталитический нейтрализатор. Дизель имеет три варианта по мощности: 340, 380 и 420 л.с. Две модели механических коробок передач и несколько типов автоматических трансмиссий с встроенным ретардером позволяют покупателю выбрать оптимальный вариант, исходя из особенностей эксплуатации автобуса. На Volvo B12B применен новый задний мост «тяжелой» серии с шестью вариантами передаточных чисел. Как и для механических коробок передач, для моста интервал межсервисного обслуживания увеличен до 400 тыс. км, а в карданной передаче применены шарниры с «вечной смазкой».

Ходовая часть автобуса обеспечивает высочайший уровень комфорта. Передняя пневматическая подвеска независимая, двухрычажная, сзади мост опирается на четыре пневматических упругих элемента. Передние тормоза – дисковые, АБС и ПБС – стандартное оборудование. Как и в Volvo B7R электроника полностью контролирует работу агрегатов и систем машины, при этом информация для водителя легко считывается с дисплея на приборном щитке.

Автобусы Volvo B12B имеют круиз-контроль, топливные баки общей вместимостью до 720 л, моторный тормоз VEB. Их максимальная масса ограничена 19 500 кг в двухосном исполнении (4х2) и 26 500 кг в трехосном (6х2). Трехосное исполнение имеет габаритную длину до 14,5 м.

Volvo 9700

Новейший туристический автобус Volvo 9700, предлагаемый на российском рынке, вобрал в себя весь накопленный за долгие годы опыт в создании скоростных комфортабельных и экономичных автобусов. В его салоне создана особая атмосфера для отдыха и удобства пассажиров. Специально подобраны цвета интерьера. Предельно снижен уровень внутреннего шума. Огромные окна с тонированными стеклами и наклонный пол обеспечивают отличную обзорность всем сидящим в салоне.

Микроклимат поддерживает новая система, характеризующаяся большой производительностью вентиляторов и индивидуальной регулировкой сопел на каждом пассажирском месте. Системы вентиляции и отопления предлагаются на выбор в трех вариантах. Наиболее совершенный из них имеет электронное управление. Каждое сиденье может комплектоваться подголовником, упорами для ног и двух- или трехточечным ремнем безопасности. В комплектацию можно включить даже детские подушки, закрепленные на сиденьях. Вместительные багажные полки (по типу авиационных) обеспечивают много места для личных вещей пассажиров в салоне. Объем багажного отделения под полом машины с двигателем в базе составляет 11,5 – 13,5 м3 в зависимости от исполнения. В автобусах с задним силовым агрегатом это пространство достигает 13 – 17 м3.

По заказу в автобусы устанавливаются холодильник, аудиосистема с громкоговорителем над каждым рядом сидений, ТВ/видео систему с 14- или 17-дюймовым экраном и туалет.

Volvo 9700 отличает высокий уровень безопасности. Он полностью отвечает жестким требованиям международных норм R66. Кроме того, двери автобуса оснащены противозащемляющими молдингами, он может быть укомплектован системой дверного тормоза, а также системой оповещения о задымленности как в туалете, так и в багажном отделении. Все версии автобусов оснащают дисковыми тормозами с электронным управлением, АБС, ПБС, моторным тормозом-замедлителем VEB и малогабаритным ретардером Volvo. Передняя независимая пневматическая подвеска вместе с задней зависимой пневматической также управляется электроникой. Кузов, изготовленный из нержавеющей стали, имеет исключительно высокую коррозионную стойкость.

Автобус выпускают в двух- или трехосном исполнении, в двух вариантах по высоте и длиной от 12 до 14,7 м, с расположением горизонтального дизеля как в заднем свесе, так и в базе машины. Автобусы с двигателем в пределах базы отличаются повышенной курсовой устойчивостью, заднемоторные варианты имеют большее багажное отделение.

На машины устанавливают дизель ДН12. Коробка передач – восьми- или шестиступенчатая механическая или автоматическая. Задний мост с семью вариантами передаточных чисел. Максимально допустимая полная масса автобусов ограничена 19 000 кг в двух- и 26 500 кг в трехосном исполнении.

Компания Volvo Bus Corp. предлагает в России не только транспортные средства, но и широкую гамму услуг по сервису и финансированию. Возможна покупка автобусов в рассрочку, в лизинг, в оперативный лизинг, возможно заключение договора аренды. Используя предложения компании, покупатель может подобрать для себя оптимальный вариант автобуса и эксплуатировать его, не тратя лишних средств. Применение в автобусах множества агрегатов от грузовых автомобилей и наличие широкой сети сервисных центров Volvo снимает ряд проблем перед эксплуатационниками, повышая привлекательность продукции компании.

В. Мамедов Основные Средства 02'2003 10 ноября 2005

Комментарии (0)