Новые автобусы Mercedes-Benz

В. Мамедов

Чем отличается автобус от легкового автомобиля? Только числом пассажирских мест. Однако отношение к этим двум типам машин совершенно разное: автобус не так подвержен веяниям моды, а потому смена моделей происходит заметно реже. Тем не менее жизнь не стоит на месте, и каждый год у ведущих фирм появляется что-нибудь новенькое. Mercedes-Benz перед началом этого модельного года порадовал не только серийными новинками, но и перспективными машинами.

Необычный по компоновке и использованию новых материалов городской «миди-бус» Mercedes-Benz Cito

Рассказ о них мы начнем со знакомства с автобусом, вызвавшем, пожалуй, самый большой интерес у посетителей осеннего Ганноверского автосалона.

«Миди-бус» ближайшего будущего

«Миди-бусами» в Европе называют укороченные городские автобусы, обслуживающие пассажиров в малых городах. Стандартные 12-метровые машины постепенно заменяют специальными, иногда значительно отличающимися от «больших братьев» по конструкции.

Концерном разработана гамма подобных автобусов Cito для пассажиропотоков разной интенсивности, в основе конструкции которых лежит модульный принцип проектирования. Кузов автобуса состоит из пяти секций, включающих секцию моторного отсека, секцию дверей, центральную секцию между осями (которая по длине может быть восьми-, девяти- и десятиметровой) и переднюю секцию с ветровым стеклом. Ширина автобуса составляет 2,35 м. Чтобы обеспечить максимум комфорта пассажирам, автобусы выполнены низкопольными и рассчитаны на перевозку 45 – 65 пассажиров. Машины семейства Cito, по мнению разработчиков, должны заполнить пустующее место в типаже городских автобусов концерна между «мини-бусами» вместимостью до 35 человек и стандартными городскими автобусами, вмещающими 100 пассажиров и более.

За створками моторного отсека – гибридная силовая установка

«Миди-бусы» по удобству входа в салон не отличаются от полноразмерных машин. Высота пола над поверхностью дороги составляет 320 мм, размеры дверного проема соответствуют «большим» автобусам. Казалось бы, «миди-бус» можно получить, укоротив обычный 12-метровый автобус. Однако конструкторы отвергли этот путь, поскольку автобус в этом случае получится слишком тяжелым и неэффективным в эксплуатации.

С целью радикального снижения массы концерн Daimler-Benz совместно со швейцарским партнером, компанией Alusuisse, разработали алюминиевые каркасы кузовов, причем для крыши и пола в них применены очень жесткие и легкие сэндвич-панели – плоскости, между которыми находится ячеистая структура. Поскольку коррозионная стойкость такого кузова намного выше, чем обычного, транспортные компании одобрили подход создателей и в принципе согласились с более высокой ценой новых машин. Большинство внешних панелей выполнено из алюминиевого листа. Все элементы кузова соединяют между собой заклепками, болтами и специальным клеем. Ни одна деталь не крепится сваркой, предполагающей местный нагрев, а именно он приводит к короблению элементов каркаса.

Некоторые наружные панели изготовлены из стеклопластика, армированного трубчатыми элементами. Такова, например, передняя панель кузова с ветровым стеклом, а также некоторые другие, введенные в конструкцию по просьбе дизайнеров для придания автобусам большей привлекательности. Огромную работу провели для того, чтобы все кузова семейства отвечали повышенным требованиям по пассивной безопасности.

15-метровый автобус для пригородных сообщений Mercedes-Benz Integro L

Компьютерное проектирование позволило существенно ускорить процесс создания семейства. Вместе с тем испытания кузовов «на экране компьютера» лишь дополнили обширный комплекс работ на полигоне, где десятки опытных образцов автобусов прошли краш-тесты – на опрокидывание, удар сбоку и другие. Интересно, что для усиления кузова без увеличения его массы чаще всего использовались сэндвич-элементы.

Автобусы Cito интересны также своей гибридной силовой установкой Power Pack, установленной сзади. В нее входят: дизельный двигатель, генератор, трехфазный тяговый электродвигатель и ведущая ось с механическим редуктором. Электропривод по заказу концерна Daimler-Benz разрабатывала компания Siemens.

На Cito установлен четырехцилиндровый дизель ОМ904LA с тремя клапанами на цилиндр, турбонаддувом и интеркулером. При рабочем объеме 4,2 л он развивает 170 л. с. мощности при 2 300 об/мин и максимальный крутящий момент 630 Н•м при 1 200 – 1 500 об/мин. Топливо в каждый цилиндр подает индивидуальный насос, связанный короткой магистралью с форсункой. Система управления дизелем – электронная. Для управления силовым агрегатом водитель использует только одну педаль – педаль акселератора.

Автобус плавно и тихо ускоряется и отличается минимумом вредных примесей в выхлопе благодаря специальной настройке и постоянным оборотам, на которых работает дизель. Представленный в Ганновере автобус – не концептуальный образец, а будущий объект производства одного из новых цехов завода в Маннгайме. Уже в этом году планируется выпустить 200 машин семейства Cito. Тем не менее, глядя на образец, невольно называешь его про себя автобусом будущего.

15-метровый трехосный городской автобус Mercedes-Benz Citaro L с колесной формулой 6 х 2

Citaro L длиной 15 метров

Появление новых трехосных модификаций 12-метрового городского автобуса Citaro длиной 15 метров лишь подтвердило: интерес к таким автобусам ныне велик как никогда. Увеличение загрузки общественного транспорта в часы «пик» к концу века вызвало к жизни подобные гиганты во многих странах Европы.

Обозначенный как Citaro L, автобус имеет двух- и трехдверную версии с максимально допустимым общим числом мест 136, из которых 59 сидячих. Высота пола в дверных проемах у передней двери составляет 320 мм, у средней и задней – по 340 мм. В базовой комплектации машины предлагают с дизелем ОМ906hLA рабочим объемом 6,4 л, развивающим 279 л. с. мощности и максимальный крутящий момент, равный 1 100 Н•м. Другим мотором, с которым будет выпускаться автобус, является новый 12-литровый горизонтальный 6-цилиндровый дизель ОМ457А, имеющий три модификации по максимальной мощности: 252, 299 и 354 л. с. Значения максимального крутящего момента этих моторов составляют соответственно 1 100, 1 250 и 1 600 Н•м.

Автобусы Citaro L комплектуют пятиступенчатой гидромеханической трансмиссией ZF 5НР502. Самым интересным узлом в конструкции автобусов является бесспорно рулевой привод на заднюю не ведущую ось. Электронное управление гидроцилиндрами привода обеспечивает огромному автобусу сравнительно небольшой диаметр разворота – 24,43 м.

15-метровый автобус для пригородного сообщения

Новый туристический автобус «суперхайдекер» Mercedes-Benz O350 Tourismo SHD

Автобус Integro L в максимальной степени отвечает требованиям скоростного пригородного сообщения. У него увеличенный дорожный просвет, независимая двухрычажная пневмоподвеска передних колес, передние дисковые тормоза, мощный тормоз-замедлитель (фирм Telma или Voith), в салоне – 71 комфортабельное кресло для пассажиров. Машина оснащается 12-литровыми 6-цилиндровыми дизелями ОM447hLA, отвечающими требованиям Euro-2 и развивающими 250, 299 или 350 л.с.

Все дизели оснащены турбонаддувом с интеркулером. Трансмиссия автобусов включает механическую 6-ступенчатую коробку передач Mercedes-Benz G04/160-6 или 8-ступенчатую компании ZF со встроенным ретардером.

Задняя не ведущая ось автобуса – также управляемая, с гидростатическим приводом, но, в отличие от городских автобусов, она дополнена гидравлическим устройством, приподнимающим ее над поверхностью дороги. Необходимость в этом порой возникает на скользких участках зимних дорог, когда требуется существенно повысить давление колес ведущей оси на дорожное полотно. Отметим, что необходимость в подобном устройстве, в первую очередь, была продиктована заботой о безопасности пассажиров.

Mercedes-Benz O350 Tourismo – версия «суперхайдекер»

Популярные у туристических компаний автобусы Mercedes-Benz O404, выпускающиеся в двух версиях – длиной 10 и 12 метров, и претерпевшие в 1999 году незначительные изменения, пополняются еще одной машиной – Mercedes-Benz О350 Tourismo SHD (super-highdecker), которая скорее всего получит распространение в компаниях, занимающихся организацией длительных туристических поездок по нескольким странам, как самая комфортабельная и просторная из предлагаемых концерном.

Туристический автобус Mercedes-Benz O404, вариант 1999 г.

Помимо стандартных для автобусов такого класса кухни, туалета, кондиционера, спального места для водителя и аудио- и видеосистем автобус имеет багажное отделение объемом 11 м3, практически рекордным среди туристических автобусов.

Конструкция автобуса рассчитана на длительное движение по автострадам со скоростью 100 км/ч. У него дисковые передние и задние тормоза, мощный ретардер, АБС и ПБС входят в стандартную комплектацию. В качестве силового агрегата используется V-образный 8-цилиндровый дизель ОМ442LA мощностью 381 л.с., сблокированный с шестиступенчатой механической трансмиссией, которая по заказу может быть дополнена механизмом полуавтоматического переключения передач EPS.

Описанные машины компании Daimler-Benz наглядно свидетельствуют об основных тенденциях европейского автобусостроения: повышения комфортабельности для пассажиров, безопасности при движении, применению гибридных силовых установок и новых материалов в кузовах автобусов.