КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
О выборе гидромолота
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы

Автобус – автомобиль для всех

Л. Никифоров

Собственных автобусов нашей стране не хватало всегда. В советские времена выручали партнеры по СЭВ. За почти сорокалетнее пребывание на нашем рынке таких марок, как Ikarus и Karosa многие россияне привыкли считать их чуть ли не отечественными. Что же происходит на этих и других восточноевропейских автобусных фирмах сейчас?

IKARUS

Междугородный Ikarus 386 может иметь от 44 до 49 мест

Наше путешествие по просторам Восточной Европы начнем, пожалуй, с будапештского района Матиашфельд, в котором расположены производственные корпуса фирмы Ikarus, отметившей недавно 100-летний юбилей. За свою вековую историю Ikarus не только сам выпустил около ста различных типов автобусов, но и был своеобразным источником вдохновения для таких компаний, как Cepel, Puli, Mavaut, выпускавших различные версии автобусов на базе Ikarus.

Сейчас производственная программа фирмы включает в себя три семейства машин различного назначения. Так, старейшее «двухсотое» состоит из городских автобусов моделей 260 и 263 «соло», сочлененных 280 и 283, а также пригородных 256. Пригородные, междугородные и туристические автобусы класса «люкс» моделей 350, 386 и 396 составляют следующий, «трехсотый» модельный ряд. Самое многочисленное, «четырехсотое» семейство состоит из 8 базовых моделей: 405, 411, 412, 415, 417, 435, 438 и 480. К этим трем базовым семействам стоит добавить и выпуск небольшими партиями машин серии 500, куда входят автобусы малой вместимости.

Наиболее популярны в нашей стране именно городские автобусы «двухсотого» семейства. Большинство из них оснашено силовыми агрегатами Raba D10 венгерского производства, сертифицированными по нормам Euro-2 коробками передач ZF и ведущими мостами Raba. Ikarus 260 вмещает до 90, а Ikarus 263 – до 120 человек. 16,5-метровая «гармошка» модели 280 способна перевозить больше 145, а 18-метровая модель 283 – почти 180 пассажиров. На прошедшем МИМС-98 были представлены рестайлинговые версии пригородных автобусов 256.44 и 256.74. От базовых моделей они отличаются установкой новых малогабаритных ламп, измененной панелью облицовки радиатора и бампера. Выпускаются они пока только по предварительным заказам.

Ikarus 405 абсолютно неизвестен в России

Среди «трехсотых» автобусов Ikarus 386 наиболее популярен. Он оснащен дизелем DAF мощностью 242 кВт (329 л.с.), коробкой ZF и мостом Raba. Эти 12-метровые машины могут иметь от 44 до 49 мест. Кроме стандартных модификаций есть и вариант мобильного офиса для проведения деловых встреч и конференций. Эта интересная машина рассчитана на 13 пассажиров и пятерых сопровождающих. Она оснащена креслами, обитыми натуральными тканями или кожей, индивидуальными столиками, туалетом, кухней с СВЧ-печью, кофеваркой и холодильником. В стандартной комплектации предусмотрена установка кондиционера и ABS.

Автобусы семейства 400 отличаются высокой степенью унификации кузовных элементов и узлов ходовой части. Рассматривая это семейство, остановимся, прежде всего, на модели, абсолютно неизвестной российским транспортникам. Речь идет об Ikarus 405. Семиметровая машина предназначена для внутригородских перевозок на маршрутах средней загрузки и протяженности. Необычна компоновка салона. Она рассчитана на вход пассажиров, следующих на относительно большое расстояние, через заднюю дверь, возле которой и размещено большинство из 16 мест для сидения. Передняя же часть салона представляет собой накопительную площадку, на которой могут разместиться до 30 человек, проезжающих две-три остановки.

Двенадцатиметровые городские автобусы «соло» моделей 411, 412 и 415 длиной 11,5 м предназначены для перевозки, соответственно, до 100 или 120 пассажиров на напряженных городских маршрутах. В качестве силовых агрегатов используются дизели фирм Mercedes-Benz или DAF (оба – Euro-2). Первые две машины имеют пониженный на 30 мм по сравнению со стандартной моделью 415 уровень пола. Близко к ним стоит Ikarus 480, отличающийся более богатой комплектацией, в которую входят АБС, ПБС, кондиционер.

C934 – представитель семейства, которое с будущего года полностью вытеснит с конвейера семейство 800

18-метровые модели 435 и 438 вместимостью до 180 пассажиров отличаются от традиционных сочлененных «Икарусов» установкой силового агрегата в прицепной тележке. Такая компоновка значительно улучшает тяговые и весовые характеристики, позволяя сохранить радиус поворота на уровне машин «соло».

За последние годы производство автобусов Ikarus перешагнуло границы Венгрии. Сразу два завода в России заняты сборкой машин семейства 280 и 417/435. Тушинский машиностроительный завод в Москве и Курганский автобусный завод собрали их в общей сложности более 1200 штук. В ближайшее время готовится расширение производства.

КАROSA

Не менее популярны в нашей стране были и чешские автобусы Skoda 706RTO. Вместе с ними к нам пришла и марка Karosa. Так называется фирма со столетней историей, расположенная в небольшом городке Высоке Мыто, собиравшая автобусы на шасси грузовиков из Либереца. Свои первые машины она выпустила ровно 60 лет назад, и с тех пор поставила на конвейер более полусотни различных моделей городских, пригородных, междугородных и туристических автобусов.

В настоящее время на заводе собираются два семейства машин. В их основе уникальная каркасно-панельная технология, освоенная фирмой более тридцати лет назад. Суть ее состоит в том, что автобус собирается из основания, сваренного из труб прямоугольного сечения, и набора симметричных панелей, одинаково пригодных для изготовления автобусов для стран с различными направлениями движения. Сборка автобуса из полностью подготовленного комплекта панелей производится с помощью нескольких гаечных ключей. Такой подход обеспечивает высокую ремонтопригодность машин в процессе эксплуатации.

Семейство 900 отличается от предыдущего поколения новой технологией изготовления кузова

Именно эти качества в совокупности с доступными ценами и простотой конструкции стали основными причинами широкого распространения автобусов Karosa в России, где сейчас их эксплуатируется более 2,5 тысяч.

Но вернемся в Высоке Мыто. Основу производства составляют машины семейства 800 трех серий: городские, пригородные и междугородные и туристические. Наибольшее распространение получили городские автобусы В 831/2 («соло») и В 841 (сочлененный). Внешне они мало чем отличаются от машин предыдущего поколения 700, но в их конструкцию было внесено более 30 изменений, вызванных ужесточением норм ЕЭК по безопасности пассажирских перевозок. В серию 800 входят также автобусы С 834 и С 835 для пригородного сообщения и для работы на коротких междугородных маршрутах, а также LC 836 для дальних междугородных и туристических поездок. Несмотря на высокий технический уровень этого семейства, его производство будет свернуто к весне будущего года и ему на смену придут машины «девятисотой» серии.

Автобусы серии 900 отличаются от предыдущего поколения не только измененным внешним видом, но и новой технологией изготовления кузовов. Теперь передние и задние панели кузова изготавливаются из пластиковых панелей, способных выдержать 60-градусный мороз.

В качестве силового агрегата используются 6-цилиндровые наддувные дизели Renault с непосредственным впрыском топлива и горизонтальным расположением цилиндров. Мощность двигателя, отвечающего нормам Euro-2, – 188 кВт (256 л.с.) при 2100 об/мин. Более дешевые модификации автобусов оснащаются чешскими дизелями Liaz ML 636E (Euro-2) мощностью 175 кВт (238 л.с.) при 2000 об/мин.

Нижегордские ГАЗели, собранные фирмой ROSS комплектуются итальянскими дизелями

Наряду с традиционными городскими и пригородными автобусами в семейство вошло и несколько новых моделей. Так, городской В 931Е отличается пониженным уровнем подножек, конструкцией узла закрывания дверей, отделкой и планировкой салона. Вместо независимой подвески передних колес установлен жесткий мост, барабанные тормоза уступили место дисковым. Подготовлено производство специальной школьной версии автобуса С 935. В его салоне установлены специальные сиденья с индивидуальными ремнями безопасности и жесткими подлокотниками. Предусмотрена установка специальных наружных осветительных и сигнальных приборов.

Модернизированный автобус HD 957 продолжает линию туристических автобусов категории «люкс», начатую машинами HD 12. В салоне 12-метрового автобуса в трехзвездочном исполнении установлено 42 сиденья самолетного типа с регулируемым наклоном спинки. По мере увеличения количества звезд в характеристике автобуса число мест в салоне может уменьшаться для обеспечения большего комфорта. Стандартным является установка двухслойных атермальных стекол, кондиционера, независимой системы отопления кузова, туалета, мини-бара.

Среди продукции Karosa есть специальные модификации для обслуживания городских маршрутов «голубой линии» для инвалидов. Такие автобусы оборудуются подъемными площадками и специальными стойками для крепления инвалидных колясок. По заказу МВД Республики Karosa выпустила большую партию спецавтобусов для перевозки «спецконтингента» или, проще говоря, заключенных. Салон такой машины рассчитан на перевозку 30 арестантов, из которых двое находятся в специальном зарешеченном отделении, и 8 сопровождающих. Внешне «зэковозы» отличаются от серийных «семисоток» сокращенной площадью остекления и синими проблесковыми маячками на крыше.

Skoda 21Ав отличается оригинальным дизайном

Большие перспективы открываются перед компанией Karosa в связи с объединением держателя ее контрольного пакета акций Renault с концерном Ivеco. Программой развития чешской компании предусматривается передача ей производства и сбыта городских автобусов. Уже сейчас идет подготовка производства низкопольного автобуса CityВus, ранее выпускавшегося во Франции, и его сочлененной версии. Испытания этой машины успешно проходят в Брно. Кроме того, рассматривается возможность производства в Высоке Мыто Iliade – туристического автобуса категории «люкс», также выпускаемого основными заводами Renault во Франции.

SKODA OSTROV

Кроме Karosa в Чехии еще три компании заняты выпуском автобусов в промышленных масштабах. Однако, несмотря на крупносерийное производство, эти компании мало известны российским транспортникам. В первую очередь отметим фирму Skoda Ostrov, расположенную в одноименном городе. Здесь выпускают городские автобусы 21Aв. В качестве силового агрегата применяется 6-цилиндровый рядный наддувный дизельный двигатель MAN DO826 LOH мощностью 162 кВт, сертифицированный по нормам Euro-2. В салоне машины длиной 11,6 м может расположиться свыше 90 пассажиров, из которых 26 размещаются на сиденьях. Автобус отличается оригинальным лаконичным дизайном с большой площадью остекления. В настоящее время подготовлена к производству сочлененная версия машины.

SOR

Довольно быстро наращивает производственные мощности небольшая фирма SOR из г. Либчавы. Здесь производятся 6 моделей городских, пригородных и туристических автобусов оригинальной конструкции, объединенных в два семейства.

Пригородный SOR С9,5 имеет 61 место для пассажиров

Машины имеют своеобразную конструкцию кузовов. Жесткий каркас сварен из тонкостенных труб прямоугольного сечения. Его внутренние полости проходят антикоррозионную обработку эпоксидно-битумной мастикой. Такой же мастикой обрабатываются наружные поверхности каркаса, к которому приклеиваются пластиковые панели кузова с уже проложенными в них коммуникациями. Атермальные стекла также вклеиваются. Такая технология обеспечивает высокую коррозионную стойкость и герметичность кузова при одновременном снижении массы. Так, полная масса 9,5-метрового 37-местного туристического автобуса не превышает 11,5 т.

SHODA

Из ворот фирмы выходят три автобуса серии 7,5 (длиной 7,5 м) и три – 9,5 (длиной 9,5 м). В каждую серию входит городской, пригородный и туристический автобусы, вместимость которых приведена в таблице.

В качестве силовых агрегатов применяются наддувные дизели Iveco серии 80 с непосредственным впрыском топлива мощностью 100 или 152 кВт. Коробки передач также Iveco, соответственно 5- или 6-ступенчатые механические. Задний мост Rockwell. Передняя подвеска – пружинная, задняя – на пневматических подушках.

Несмотря на относительно высокую стоимость, автобусы SOR неплохо продаются в Чехии. Ведь транспортная сеть страны с большим количеством близко расположенных небольших городов давно нуждалась в автобусах среднего класса, которые до последнего времени чешской промышленностью не выпускались.

В ближайшее время SOR планирует начать выпуск следующего семейства машин – 11,5, в которое также войдут городской, пригородный и туристический автобусы.

ROSS

Еще один пригородный автобус – С7,5

Наконец, самое молодое автобусное производство Чехии, расположенное в Роуднице-над-Лабем в сорока с небольшим километрах от Праги. После потери автосборочного завода в Трнава Чехия осталась без автобусов малого класса Skoda 1203 и компания ROSS освоила сборку микроавтобусов «ГАЗель», внеся впрочем, в его конструкцию некоторые изменения. Так, карбюраторный двигатель уступил место 4-цилиндровому дизелю итальянского производства Detroit Diesel, укомплектованному сцеплением Valeo. В остальном эти автобусы ничем не отличаются от нижегородских.

В заводских цехах производится сборка машин из кузовных панелей, поставляемых из Нижнего Новгорода. Одновременно с этим идет подготовка собственного прессового производства, что позволит организовать полномасштабный выпуск «полуторок» непосредственно на фирме ROSS. В планах компании производство пассажирского и грузо-пассажирского автобусов с колесной формулой 4х4. Выпуск машин под маркой ROSS-Gazela в прошлом году превысил 300 штук, в нынешнем он достиг 500, а в планах на будущий – полторы тысячи. Российско-чешским микроавтобусам обеспечен надежный сбыт не только в Чехии, но и других европейских странах, куда они поставляются по договору между ГАЗом и ROSS.

Туристический НД957 в трехзвездочном исполнении имеет 42 пассажирских места

SAN

Когда-то производство автобусов SAN в Польше начиналось со сборки чешских машин Skoda-706RTO. Затем настала очередь французских автобусов Berliet. Накопленный опыт польские автобусостроители использовали при разработке машин собственной конструкции. Сейчас компания AutoSAN выпускает всю гамму городских, пригородных и междугородных автобусов для нужд внутреннего рынка и экспорта в восточноевропейские и балканские страны. Машины базируются на силовых агрегатах нескольких европейских моторо- и автостроительных фирм, устанавливаемых по требованию заказчика. Городские автобусы «соло» рассчитаны на перевозку до 100 пассажиров, сочлененные – до 180. Междугородные и туристические машины AutoSAN отвечают всем требованиям норм 36 ЕЭК ООН по безопасности пассажирских перевозок и Euro-2 по токсичности и шумности.


Л. Никифоров Основные Средства 11'1998 18 ноября 2005

Комментарии (0)