Автобус АМО ЗИЛ

В. Аляев

Грузовики и самосвалы, мусоровоз и подметально-уборочная машина, эвакуатор и авторефрижератор – это неполный перечень модификаций, который ЗИЛ-5301 («Бычок») принимает на свои «плечи». Не так давно появились еще две новые и очень нужные модели – цельнометаллический фургон и пассажирский автобус малого класса.

Чем же руководствовалось Правление АМО ЗИЛ, принимая решение о производстве автобусов? Во-первых, техническая политика любой автомобилестроительной фирмы всегда предусматривает расширение номенклатуры выпускаемых моделей. Во-вторых, отечественные заводы автобусов малого класса с дизельными двигателями не производят. В-третьих, в городах растет потребность в маршрутных автобусах-такси, более вместительных, чем ГАЗель, а также ведомственном и специальном (медицинском, инкассаторском и др.) транспорте такого типоразмера. Поэтому выпуск автобусов органично связан с производством унифицированных с ними фургонов.

Создание автобуса – сложная техническая и технологическая задача, потому что поставить автобус на грузовое шасси совсем не просто. Ведь гузовик — это грузовик. Автобус – это комфортабельность, плавность хода, безопасность. Работая над ним, заводские конструкторы исходили из того, что автобус на базе «Бычка» должен стать современным пассажирским транспортом. А потому ему надлежало не только быть уютным, обладать должной функциональностью, но при этом иметь достойный внешний вид.

16-местный автобус ЗИЛ-32501 строили на шасси ЗИЛ-5301 с колесной базой 3650 мм; более вместительный ЗИЛ-3250, имеющий 22 посадочных места, базируется на длиннобазной (4505 мм) версии трехтонника. Работа была тем более ответственной, что в 1995 году базовый автомобиль получил «Гран-при» Союза дизайнеров России в номинации «Промышленный дизайн».

Заводские художники-конструкторы сделали все, чтобы автобус, созданный на базе ЗИЛ-5301, оказался на высоте современных требований рынка. И достигли этого. Автобус с первого взгляда не вызывает чувства восхищения, как это было с ЗИЛ-5301. Но чем большевы на него смотрите, тем он вам больше нравится. Лицевые поверхности кабины плавно переходят в поверхности кузова, создавая законченный ансамбль. Хорошо смотрится автобус и в движении, в городском потоке автомобилей.

Передняя часть автобуса практически точно повторяет формы базового автомобиля. С точки зрения эстетики это обеспечивает узнаваемость машины, а технологически — используется серийная кабина ЗИЛ-5301, во многом унифицированная с кабиной ЗИЛ-4331. Она имеет две распашные двери и отделена от салона небольшой перегородкой с проходом.

Сиденье водителя снабжено механизмом подрессоривания с регулируемой в зависимости от массы водителя жесткостью. Есть у него и еще две регулировки — в горизонтальном и вертикальном направлениях, а кроме этого могут изменяться углы наклона подушки и спинки. Вместо одинарного сиденья рядом с водителем может, по желанию заказчика, устанавливаться двойное пассажирское сиденье.

Кузов автобуса выполнен по принципу модульной конструкции – он изготовлен из одинаковых стальных штампованных стальных секций, сваренных между собой. Крыша и детали нижнего пояса кузова – пока пластмассовые. Вентиляционные люки, установленные на крыше, могут при необходимости служить аварийными выходами.

Для обеспечения шумо- и термоизоляции боковины кузова автобуса прокладываются нетканым искусственным материалом толщиной до 40 мм, на внутреннюю поверхность крыши наносится 10-миллиметровый листовой пенополиэтилен и, наконец, на полу укладываются битумные листы толщиной 2 мм.

Пассажирские сиденья в салоне имеют профилированные подушки и высокие спинки, снабженные эластичными травмобезопасными поручнями. Обивка выполнена из обивочного материала, дублированного поролоном. Сам салон от пола до окон облицован материалом обивки сидений, а выше окон установлены панели, выполненные из вакуум-формованного пластика АБС. Потолок внутри салона отделан шумопоглощающей винилискожей.

Поверхность пола салона покрыта износоустойчивым и гигиеничным материалом – грабиолом. Это пластик с покрытием, содержащим мелкие абразивные включения, которые не позволяют пассажирам поскальзываться и обеспечивают повышенную износоустойчивость материала.

Отопление салона осуществляется независимым жидкостным подогревателем ПЖД-8 с двумя радиаторами, один из которых установлен в кабине за пассажирским сиденьем, а второй — под задними сиденьями салона. Отопитель кабины включен в систему охлаждения двигателя, поэтому ПЖД-8 может использоваться в качестве предпускового подогревателя двигателя автобуса.

Посадка и высадка пассажиров осуществляется через большую сдвижную боковую дверь, которая открывается легко, без напряжения, а ступеньки, находящиеся внутри салона, позволяют удобно входить в автобус. Для аварийного выхода имеются сдвоенные распашные задние двери и окна, расположенные с обеих сторон кузова.

В нижней части, под полом кузова, расположены грузовые отсеки, в которых размещаются запасное колесо, аккумуляторные батареи, водительский инструмент.

Не забыли конструкторы и водителя. К его услугам удобно расположенная панель с необходимым комплектом контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп. Руль снабжен гидроусилителем, а его колонка регулируется по углу наклона и высоте. Машина имеет хорошую маневренность при движении по городским улицам.

Высокое ветровое стекло с трехщеточным стеклоочистителем и наружные зеркала с электроподогревом обеспечивают прекрасную обзорность в любое время суток. А галогенные противотуманные фары и новые задние шестисекционные фонари облегчают работу в условиях недостаточной видимости.
Пассажирам должна доставить удовольствие хорошая обзорность через большое остекление оконных проемов салона.

Как и у других «Бычков», в подкапотном пространстве автобуса могут устанавливаться дизельные двигатели Д 245.12 Минского моторного завода (ММЗ) мощностью 80 кВт (108 л.с.), американский Caterpillar мощностью 101 кВт (137 л.с.) и болгарский VAМO мощностью 75 кВт (102 л.с.).

Сейчас на внутреннем рынке (Россия, другие страны СНГ) сложилась такая ситуация: автобусы нужны всем, денег нет ни у кого. Поэтому цена на автобусы должна быть приемлемой для покупателя. Сегодня от шикарных интерьеров может быть придется отказаться. Данное обстоятельство еще больше усложнило задачу конструкторов: сделать городской автобус с элегантным, но недорогим интерьером, с минимумом покупных комплектующих минимальной стоимости. Издержки производства также необходимо свести к минимуму. Но если покупатель захочет иметь современный, высококомфортабельный автобус для деловых и туристско-экскурсионных поездок, завод уже сейчас готов изготовить требуемое.

Без всяких «но» автобусы АМО ЗИЛ украсят и улицы больших и малых городов, и межгородские трассы.