Иритобус

А.Виноградов,

Компания «Ирито», официальный дилер АМО ЗИЛ, начала изготовление собственных автобусов. Этот факт вызвал у нас большой интерес: в нынешних неспокойных условиях производство отнюдь не считается хорошим бизнесом. Что же заставило заняться им торговую компанию? Захотелось самим посмотреть и «пощупать» их машину.

Почему торговцы занялись производством, становится понятным, если рассмотреть рынок автобусов с точки зрения покупателя. Большие автобусы неудобны для мелких и средних фирм. Кроме того, импортные – слишком дороги, а отечественные – не надежны. Пока выручает «ГАЗель». Однако во многих случаях требуется машина побольше, мест на 20 – 25. Павловские автобусы имеют подходящий размер и стоят недорого. Однако они строятся на сильно устаревшей агрегатной базе и вызывают нарекания как по экономичности, так и по надежности. В этих условиях автобус на шасси ЗИЛ 5301 – хорошее решение.

Спрос рождает предложение, и за разработку автобуса взялись те, кому сам Бог велел: Курганский автобусный завод и АМО ЗИЛ. А также те, кому он был нужнее всего – зиловский дилер, компания «Ирито», благо имеются производственные площади и опыт по изготовлению салонов для микроавтобуса «ГАЗель». И все же автобус «ЗИЛ – Ирито» стал первой ласточкой и вывел фирму в число автомобилестроителей. Сегодня дилерская машина, которая согласно отраслевой нормали обозначается как ЗИЛ-3246, уже имеет «Одобрение типа». Что поразительно, получено оно не по сокращенной программе, разработанной для малых серий, а по полной, с разрушающими испытаниями и краш-тестами.

И вот ЗИЛ-3246 перед нами. Большие боковые окна со сдвижными задними стеклами придают машине своеобразный внешний вид. Штатная зиловская кабина органично перетекает в корпус пассажирского салона. В качестве пассажирской используется правая дверь кабины. Сзади – стенка кузова с окном практически на всю ширину. Аварийный выход – через окна. Ну что ж, заглянем внутрь.

Салон уютен. Нигде не мозолит глаза открытый металл кузова. Проход в него вполне удобен. Высота потолка – достаточная для того, чтобы человеку выше среднего роста не было нужды нагибаться. В крышу врезаны два люка. Пассажирские сиденья имеют индивидуальные подушки и спинки. Удачно выбран шаг кресел: ноги человека ростом 180 см в спинку переднего сиденья не упираются, можно даже держать на коленях не очень большой «дипломат».

В течение некоторого времени катаемся по Москве. Несмотря на длинную – 4250 мм – базу, автобус демонстрирует завидную маневренность. Превосходная плавность хода. Хорошая динамика: во всем диапазоне характерных для столицы скоростей, вплоть до 80 км/ч, машина легко держится в транспортном потоке. Все это, конечно же, заслуга базового шасси.

Во время движения кузов ведет себя достойно. Ничего в нем не дребезжит, не стучит и не громыхает. Единственный шум создает работающий двигатель. Да и вибрация от его работы вполне ощутима. К чести изготовителей автобуса заметим, что и то и другое сведено к минимуму и не вызывает раздражения даже в самых напряженных режимах работы мотора.

Водительское место отделено от салона перегородкой. И это, да еще несколько лучшая обзорность, пожалуй, единственные отличия ЗИЛ-3246 от любого другого «Бычка». При использовании машины в качестве маршрутного такси или на пригородных маршрутах расположение пассажирской двери очень удобно для водителя. Пассажиры должны пройти мимо него, что облегчает денежные расчеты.

Некоторые особенности машины не видны ни водителю, ни пассажирам. Например, крыша и нижние панели кузова изготовлены из оцинкованного стального листа, что сулит хорошую коррозионную стойкость этих, наиболее уязвимых для ржавчины, мест. В дальнейшем предполагается изготавливать эти части из пластмассы, что вопреки бытующему в промышленности убеждению никак не отразится на цене.

Вопрос о модификациях для небольшой мобильной фирмы просто не существует. Уже сегодня выпускается цельнометаллический фургон и продан первый ритуальный автобус. Фирма разработала варианты экспедиционного автобуса и специальной машины для чрезвычайных ситуаций.

Не лишена машина и недостатков. Впрочем, большинство из них, подобно достоинствам, пришли на нее с базового шасси. Многие заводские недоработки при изготовлении автобуса устраняются: гайки затягиваются, неправильно собранные узлы перебираются. Например, с сиденьями водителя на этих машинах все в порядке, и стояночный тормоз за сиденье не задевает.

Впрочем, не все можно устранить. И самая большая претензия – к кабине. В ней не только не предусмотрено, а вообще отсутствует место, куда можно цивилизованно установить магнитолу. И если несколько лет назад музыка на грузовике считалась излишеством, то сегодня невозможность ее установки – это серьезный недостаток. А уж для автобуса – тем более. Разумеется, по желанию заказчика музыку в автобус все же поставят, но лучше бы ей иметь свое «штатное» место.

Сравнивать эту машину с конкурентами довольно сложно. И в Кургане и на ЗИЛе делали автобус в соответствии с традициями, техническим уровнем... На «Ирито» же строят такую машину, которая будет продаваться. И как результат, ЗИЛ-3246 имеет более широкий салон, он заметно дешевле и практичнее своих братьев, кроме того, не будем забывать, что московские автозаводцы в ближайшее время могут рассчитывать только на мощности экспериментального производства и едва ли сумеют предложить покупателям сколько-нибудь значительное количество автобусов.