Датчики FMS: есть явная экономия топлива!

Станислав Протасов



Блок системы FMS

На графике уровня топлива в баке отлично видны участки «ненормально» высокого расхода

Система FMS может представлять данные в разной форме, наглядной и удобной



Наш журнал освещает ход реализации интересного проекта компании «ОМНИКОММ Технологии»: установку партии приборов FMS на машины московской строительной компании «Управление механизации «Центр» (см. «ОС» № 11, 2007 г. и № 1, 2008 г.). В январе 2008 г.мы писали о первых очень перспективных результатах использования датчиков. Что же произошло за эти три месяца?

В январе датчики стояли на четырех машинах, а теперь системами FMS оборудованы 11 машин: это экскаваторы Hitachi Zaxis разных типоразмеров (мод. 450, 370, 350, 300) и одна буровая установка Casagrande.
На вторую установку Casagrande решили FMS не ставить, поскольку на этой машине топливный бак имеет сложную форму: в том месте, где можно установить датчик, бак очень «мелкий», имеет небольшую глубину, а в том месте, где он расширяется, датчик размещать нельзя. Специалисты технической поддержки от компании «ОМНИКОММ» отсоветовали ставить датчик в этом случае, так как точность показаний будет недостаточной. По разным причинам не стали оборудовать датчиками FMS и ряд других машин УМ «Центр»: у некоторых заканчивается срок эксплуатации, другие находятся на гарантии или в лизинге и фактически пока не принадлежат компании. С дизель-генераторами случай особый: эти установки оборудованы штатным баком, который вполне можно оснастить датчиком FMS, но топлива в баке хватает всего на 8 часов работы. Автомобиль-заправщик не может подъезжать к установке так часто, поэтому топливо запасают еще и в двух больших бочках. Нет смысла контролировать расход топлива из штатного бака, если невозможно проконтролировать слив из этих бочек.
Надо заметить, что используемые системы FMS относятся к новейшему поколению. УМ «Центр» закупил партию датчиков в феврале 2007 г., а уже в апреле того же года компания «ОМНИКОММ» по собственной инициативе предложила совершенно бесплатно заменить их на только что выпущенные модернизированные системы, более устойчивые к радиопомехам и колебаниям напряжения бортовой сети. Замену провели очень быстро.
Системы FMS самостоятельно устанавливали механики компании УМ «Центр» – освоить процесс монтажа оказалось несложно.
Каковы же результаты применения систем FMS более чем за четыре месяца? Подтвердились положительные выводы, сделанные после первого «подведения итогов» три месяца назад: имеется заметная экономия топлива. При заправке машин из топливозаправщика прекратились «округления» (естественно, в пользу «округляющего»). Водителю автозаправщика всегда можно легко доказать, что в 200-литровую емкость он никак не мог залить 220 л! В общем, уточненная величина экономии топлива составила 27,5...28% (напомню, что в январе по первым результатам цифра была примерно 25%). Для сравнения был взят средний расход примерно за шесть месяцев, предшествующих введению систем FMS, причем для повышения точности выбирали периоды, когда интенсивность работы машин была примерно равна нынешней интенсивности эксплуатации.
Вот практические примеры: раньше на 1 моточас работы экскаватора Hitachi Zaxis 300 списывалось 32...34 л топлива. В действительности оказалось, что по некоторым машинам средний расход доходит до 13 л/ч, потому что экскаватор много работал на холостом ходу: либо не было самосвалов под погрузку, либо экскаватор просто поднял и держал трубу, пока рабочие монтировали распорную систему, и т. п. Экскаватор Hitachi Zaxis 450 при большой нагрузке может потреблять топлива до 53 л/ч, но если датчик показывает расход более 60 л/ч у Hitachi Zaxis 370 – машины меньшего типоразмера, вывод очевиден – был слив.
У части экскаваторов экономия топлива получается существенно больше средних 28%, порой доходя до 50%, но «на круг» выходит меньше. Здесь надо будет еще накапливать данные, подробно и тщательно анализировать «куда что девается».
Экскаваторы Hitachi Zaxis оборудованы высококачественной бортовой диагностической системой, которая фиксирует, в частности, и расход топлива. Правда, считать показания диагностической системы могут только специалисты сервисного центра, имеющие компьютеры с фирменными программами. К тому же в отличие от FMS бортовая система показывает только общий расход, без детализации по дням и часам, поэтому для контроля заправок бортовая диагностическая система использоваться не может. Однако сравнить показания FMS и бортовой системы было очень интересно. В общем, показания обеих систем совпали, и это подтверждает точность системы FMS.
Если анализировать, по каким машинам получается наибольшая экономия, то вывод напрашивается один: определяющим является человеческий фактор, т. е. система FMS не дает действовать любителям сливать топливо, на какой бы машине они ни работали. Теперь такие любители побочных заработков на топливе в компании не задерживаются, ведь кроме перекрытого «побочного заработка» их наказывают еще и вычетами из зарплаты за недобросовестность или попытки испортить датчик FMS. Причем наказывают обоих сменщиков, если на машине работают два оператора. Сами датчики очень надежны, не было ни одного случая выхода их из строя по причине неудовлетворительного качества изготовления.
По-прежнему не удается оценить экономию, которая получается за счет более точного контроля работы машины, сданной в аренду, поскольку ни одной машины, оборудованной FMS, пока в аренду не сдавали, все машины заняты на «своих» работах. По-видимому, этот резерв экономии будет еще темой наших следующих статей.
Вообще, случаев попыток слива топлива стало заметно меньше – это видно по расхода. И еще одно наблюдение: отрадно, что более чем за четыре месяца использования систем FMS ни один «умелец» так и не смог обмануть эту систему! Пытались и до сих пор пытаются хитрить по-всякому, сливают топливо понемногу, чтобы «замаскировать» под обычный расход, но система «выдает» подробные графики, масштаб которых можно как угодно увеличить и детально рассмотреть любую точку, любой момент работы машины. Если на «мелком» графике два участка кривой расхода топлива почти не различаются, то после многократного увеличения разница заметна хорошо и «беспричинное» увеличение расхода топлива на холостом ходу неопровержимо доказывает факт слива топлива. На графике прекрасно видно, двигалась ли машина или стояла: при движении уровень топлива в баке колеблется, и это отражается на кривой.
Что же, результаты применения системы FMS очень интересные и перспективные. В УМ «Центр» будут продолжать оснащать машины этой системой, а мы в свою очередь через некоторое время снова посмотрим на результаты.