Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
 1
Российские сорта дизельного топлива
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
Гидравлика и электрооборудование бульдозера

Обычные машины с уникальными возможностями

В. Чехута, фото автора

ПРУП «Минский завод колесных тягачей» в количественном отношении производит не так много автомобилей по сравнению с гигантами автопрома, зато у тяжеловозов, носящих марку «Волат», как правило, необычные характеристики и уникальные возможности.

МЗКТ-74135

В 2004 году у минчан побывали заказчики чуть ли не со всего мира. Их запросы часто требовали создания новых автомобилей, каких порой не было даже в проектах. Стараниями конструкторов пару лет назад было создано полноприводное шасси 65271 (8х8) под монтаж колтюбинговой установки. Кроме большой грузоподъемности и хорошей проходимости его главным достоинством был габарит по ширине, не превышающий 2500 мм.

Весной 2004 года появилась машина, которая вместе с предыдущим шасси оформила серию. Новейший МЗКТ-6527 (8х8) – это четырехосный полноприводный самосвал с односкатной ошиновкой и полным дифференциальным приводом всех восьми колес, оборудованный системой центральной накачки шин и имеющий уникальную для автомобилей с дорожными габаритами грузоподъемность 27 т (кстати, столько груза может перевозить самый маленький БелАЗ). Двигатель МЗКТ-6527 – V-образный 400-сильный ЯМЗ-7511 с турбонаддувом. Коробка передач МЗКТ-65151 (9 скоростей вперед, 1 – назад), кузов – 16 м3.

МЗКТ-6527

Трехосные капотники МЗКТ давно знакомы широкой общественности. Различные модификации самосвалов и шасси образовали серию из подобных тяжеловозов. В июне 2004 года в дополнение к этому ряду выпущен новый седельный тягач МЗКТ-74173 с колесной формулой 6х6. Двигатель ЯМЗ-7511.10 развивает максимальную мощность 400 л.с. Коробка передач – МЗКТ-65151 (9 передач вперед и 1 – назад). Максимальная скорость 75 км/ч. Минимальный радиус поворота 13 м. Нагрузка на седельно-сцепное устройство 21 000 кг. Полная масса автопоезда 70 000 кг. Масса тягача 15 000 кг. Длина 8655 мм, ширина 2550 мм. На данном седельном тягаче рама, кабина, двигатель и коробка сохранились от серийных собратьев, внесены только небольшие изменения. Первое добавление – это каркас безопасности, установленный за кабиной. При опрокидывании автомобиля он способен выдержать нагрузку 20 т, что повысит шансы сохранить жизнь водителя при подобных неприятностях. По заказу покупателей в машине предусмотрен подогрев двигателя, ящика аккумулятора, гидробака, топливозабора и применены двухкомпонентные краски немецкой фирмы Shtandox. Двухместная стеклопластиковая кабина оборудована системой вентиляции и отопления, автономным воздушным отопителем Webasto, сиденьями на пневмоподвеске, боковыми зеркалами заднего вида с электроподогревом.

МЗКТ-79086

Шины – Michelin 16.00R20 с камерами, протектором повышенной проходимости и регулируемым давлением воздуха (управление из кабины водителя). Подвеска передняя – зависимая рессорная с амортизаторами телескопического типа двустороннего действия, подвеска задней тележки – рессорно-балансирная. Тормозная система – колодочные тормоза на каждом колесе с пневматическим приводом, выполненным по двухконтурной схеме: запасной, стояночный и вспомогательный (моторный) тормоз, без АБС. Седельно-сцепное устройство фирмы JOST.

Одновременно с предыдущей моделью проектировали седельный тягач МЗКТ-74171 для нефтяников Сургутнефтегаза. Модели 74173 и 74171 при внешнем сходстве имеют ряд принципиальных различий. Колесная формула 6х6. Двигатель ЯМЗ-7511.10. Коробка передач ЯМЗ-239 с более широким диапазоном, что улучшает тяговые усилия автомобиля. Рама лонжеронного типа (сечение лонжеронов коробчатое) оборудована передним и задним буксирным устройствами, по форме отличается от рамы модели 74173. Так, на этой машине седельное устройство смонтировано на высоте 1350 мм и установлены колеса меньшего диаметра марки Michelin 525/65R20,5 XS ТL. Номинальная нагрузка, приходящаяся на седельно-сцепное устройство, составляет 22,5 т. Отопитель, установленный в автомобиле, – от фирмы Eberspacher.

МЗКТ-74135

Еще одной новинкой завода можно назвать тяжеловоз МЗКТ-74135. Машина с таким индексом была выпущена в 1997 году, но это был опытный образец, и повторяться он никогда не станет. Новый автомобиль немного похож на своего предшественника, но это однозначно другая машина, к тому же серийная. Тягач предназначен для перевозки особо тяжелых грузов в составе двухзвенного автопоезда – тягач МЗКТ-74135 и полуприцеп МЗКТ-99942 – или трехзвенного: тягач с полуприцепом и прицеп МЗКТ-83721. В такой сцепке возможна транспортировка двух танков Leclerc или трех БМП-3. Габаритные размеры тягача МЗКТ-74135 – 10 510х3180х3950 мм. Колесная формула 8х8. Минимальный радиус поворота 16 м. Снаряженная масса 29 900 кг. Нагрузка на седельно-сцепное устройство 26 т. Грузоподъемность полуприцепа МЗКТ-99942 составляет 70 т, прицепа МЗКТ-83721 – 60 т. Полная масса трехзвенного автопоезда 205,4 т. Максимальная скорость: тягач + полуприцеп – 82 км/ч; тягач + полуприцеп + прицеп – 50 км/ч. Вместимость топливных баков 1210 л. Максимальная дальность поездок с одной заправки 750 км. Двигатель – Daimler Chrysler AG OM 444LA, 12-цилиндровый турбодизель мощностью 585 кВт (796 л.с.) при 2100 мин-1. Коробка автоматическая Allison M6610AR (6 передач вперед и 2 – назад). Шины широкопрофильные фирмы Michelin 23,5R25XLB TL 188E. Кабина стеклопластиковая 9-местная (есть вариант: 4 места для сиденья и 1 – спальное), с кондиционером.

МЗКТ-74173

Седельно-сцепное устройство Jost (JSK 38G-1) расположено на высоте 2050 мм. Дополнительное оборудование: лебедка Itag WPH-250-2 двухскоростная двухбарабанная с гидроприводом, грузоподъемностью 25 т, с тросом длиной 100 м. Длина тягача с полуприцепом 26 300 мм. Длина трехзвенного автопоезда 38 700 мм.

Полуприцеп МЗКТ-99942 в снаряженном состоянии весит 26 400 кг. Масса перевозимого груза 70 000 кг (один танк Leclerc или два БМП-3). Шины – Michelin. На полуприцепе смонтирован двигатель Kubota (Япония) с присоединенным гидронасосом и воздушным компрессором, управление которыми осуществляется из кабины. С помощью этого гидрооборудования поднимают-опускают трапы, к тому же компрессор связан с электропневмосистемой централизованной накачки шин, управление которой возможно как из кабины, так и с вынесенного пульта. Оригинальной новинкой этой осени стал транспортер-тяжеловоз МЗКТ-79086, который предназначен для перевозки одного тяжелого бульдозера Caterpillar D9R полной массой 55 т. У этого грузовика необычная конструкция.

МЗКТ-74171

Так, например, он будет перевозить строительную технику прямо на своей длиной раме. Не часто встречается такое решение в автомобилестроении, но эксплуатация именно такого шестиосного транспортера имеет свои преимущества на песчаных грунтах, куда, собственно, и направляется трудиться этот тяжеловоз с колесной формулой 12х12. Полная масса автомобиля 95 т. Максимальная скорость 75 км/ч. Габаритные размеры 14 800х3400х3960 мм. Двигатель – Deutz BF 8M1015CP 8-цилиндровый V-образный турбодизель мощностью 530 кВт (720 л.с.) при 2100 мин-1. Коробка передач автоматическая фирмы Allison M6610 AR (6 передач вперед и 2 – назад). Подвеска независимая двухрычажная гидропневматическая, балансирная по тележкам. Стеклопластиковая двухместная кабина оборудована системами вентиляции, отопления и кондиционирования.

МЗКТ-74135

Шины Michelin 23,5R25 XLB широкопрофильные, повышенной проходимости с регулируемым давлением воздуха. Минимальный габаритный радиус поворота 17 м. Этот показатель достигается благодаря оригинальной конструкции ходовой части. Например, при повороте в одну сторону поворачиваются первые три оси, последние две – в противоположную, а четвертая ось остается безучастной.

Анализируя складывающуюся на заводе ситуацию, можно предположить, что в ближайшем будущем появятся новые, не менее удивительные разработки, о которых мы обязательно расскажем нашим читателям.

В. Чехута, фото автора Основные Средства 12'2004 1 марта 2005

Комментарии (1)

Денис - Depsik@mail.ru
Привет , я работаю на этом заводе , так что привет из Минска )))<br /> Нуууу , статья хорошая , техника тоже описана хорошо , только это расчётные характеристики. Например недавно наткнулся на интересную фотку , наш МЗКТ 543 ( МАЗ 543 ) , с движком 525 л с тянул , как баластный тягач 600 тонн груза + под 200 тонн сама платформа = под 800 тонн , а это тянул обычный бортовой грузовик 8х8 . так что сколько потянет 74135 или монстр на подобие 7422 представить трудно )))))
14 июня 2005 – 01:46 Ответить