Коммунальная техника: успешный 2003 год

Л. Кузнецов

В 2003 году появилось много новых машин для коммунальных служб и прошло много выставок коммунально-дорожной техники. Интересные машины можно было увидеть не только на специализированных выставках, но и на форумах, посвященных совершенно иным темам. Приятно удивил премьерный показ уборочной машины ТВЭКС УКМ на выставке «КомТранс–СТТ», и никто не ожидал встретить вакуумно-подметальную машину на базе трактора ВТЗ на Российской агропромышленной неделе «Золотая осень», проходившей на ВВЦ. К удивлению, на следующей за ней выставке «Дороги России XXI века», посвященной коммунальной и дорожной технике, ВТЗ не показали. Без преувеличений, непонятны замыслы иных маркетологов, самобытен и причудлив русский бизнес.

ВТЗ 30СШ-К0

Раз уж речь зашла о ВТЗ, начнем обзор с него. Навесная вакуумная тротуароуборочная машина ВТЗ 30СШ-КО создана на базе трактора ВТЗ-30СШ. Трактор этот как база для различных навесных и прицепных агрегатов в нашей стране коммунальщиками любим и почитаем. Стараниями отечественных мастеров его можно превратить и в снегоочиститель (шнекороторный или плужный), и в поливочно-моечный агрегат, и в ассенизационное устройство, а подметальные щетки на него навешивают и спереди, и сзади. Но вот чтобы вакуумную подметальную машину на тракторе, да не простую, а навесную – такое в России впервые. Вакуумный подметальщик на базе «Владимирца» сейчас проходит испытания и существует пока в единственном, опытном экземпляре. Ширина убираемой полосы при работе с одной щеткой 1,65 м, с двумя – 2,1 м. Вместимость бункера для смета – 650 л. Привод механизмов – от переднего вала отбора мощности трактора. Габаритные размеры машины 5 400х2 100х2 850 мм.

ТВЭКС УКМ – ответ тверских конструкторов на засилье разных «шмидтов» да «бухеров» с «шерлингами» на улицах российских городов. Концепция машины не отличается от концепции зарубежных «одноклассников»: спецшасси с короткой базой, со всеми управляемыми колесами, огромная кабина с хорошим обзором спереди, за ней – агрегатный отсек и бункер для смета, который поднимается для разгрузки гидроцилиндрами. Узел с двумя лотковыми щетками и всасывающей магистралью смонтирован перед передней осью – наиболее распространенная схема для машин этого класса. Тверской малыш оснащен двигателем Perkins 404-C22 мощностью 34 кВт, что позволяет машине полной массой 5 т работать при максимально возможной скорости 20 км/ч. Ширина убираемой полосы составляет от 1,3 до 2,4 м, вместимость бункера для смета – 1 500 л, бака для воды – 400 л. Габаритные размеры 4 500х1 200х2 400 мм.

ТВЭКС УКМ

Продолжая тему вакуумных подметальных машин, перейдем к результату сотрудничества ОАО «НПО Росдормаш» с фирмой Johnston – подметальной машине Johnston 600 на шасси ЗИЛ либо МАЗ с колесной формулой 4х2. Рабочее оборудование на этой машине приводится в действие турбодизелем Perkins. Машина оснащена двумя лотковыми щетками, расположенными в базе, бункером для смета вместимостью 6,2 м3 и баком для воды на 1 250 л. Кроме того, есть дополнительная верхняя труба для всасывания больших объемов мусора. Стрела со смонтированной трубой может поворачиваться в горизонтальной плоскости на 280°, при этом максимальный вылет трубы от продольной оси машины составляет 6 м. В зимнее время подметальное оборудование можно демонтировать, чтобы использовать шасси на других работах. В середине 2003 года отпускная цена Johnston 600 на шасси ЗИЛ составляла около 3,5 млн. руб.

Отметим и новинку рязанского ООО ПКФ «БЕРЦ» – ПУМ-33, не вакуумную, а обычную, механическую. Рязанские коммунальные машины на шасси ГАЗ и ЗИЛ встречаются довольно часто. Теперь появилась модель и на базе двухосного КамАЗ-43253. Принципиально ничего нового – две лотковые щетки в базе, одна центральная сзади, сверху кузов со «ступенькой» – представить себе КамАЗ в таком обличье до недавних пор было затруднительно. Ширина убираемой ПУМ-33 полосы 2,94 м, вместимость бункера для смета 3,4 м3, бака для воды – 1 200 л. Привод рабочих органов гидравлический, выгрузка мусора производится поперечным транспортером, разгрузочная высота 1 м.

ПУМ-33, ПКФ «БЕРЦ»

В секторе рынка КДМ (комбинированные дорожные машины) в 2003 году появилось сразу два новых названия. Первое – ОАО «Великолукский завод «Лесхозмаш». Предприятие хорошо зарекомендовало себя в области изготовления и ремонта лесохозяйственной техники. Особой гордостью является гидроманипулятор МУГ-70М. В 2003-м Лесхозмаш представил машину КДМ-650, предназначенную для всесезонного применения. Естественно, она оборудована манипулятором МУГ-70М, который служит не только для погрузочно-разгрузочных работ, но и для смены кузовов, которые крепятся к раме шасси стремянками. Кузовов пока два: самосвал с боковой разгрузкой грузоподъемностью 12 140 кг, а также пескоразбрасыватель грузоподъемностью 11 100 кг с шириной посыпки от 4 до 10 м. В дальнейшем завод предполагает еще одну комплектацию – самосвалом-металловозом с задней разгрузкой. Кроме сменных кузовов, КДМ-650 можно оснастить передним и средним отвалами. Ширина очищаемой полосы при работе передним отвалом 2,7...3,37 м, при работе средним отвалом – до 2,9 м. В качестве базового шасси использован КамАЗ-53229.

КДМ-313, РаМЗ

Второй завод, показавший новую комбинированную дорожную машину, – ООО «Радицкий машиностроительный завод» (РаМЗ), являющийся основной производственной единицей ОАО «СММ-Холдинг». РаМЗ хорошо известен как производитель асфальтоукладчиков, грейдеров и траншейных экскаваторов. С 2003 года РаМЗ предлагает комплексную дорожную машину КДМ-313 на шасси КамАЗ-53229 с оборудованием для ямочного ремонта и зимнего содержания дорог. Установка Р-313 для ямочного ремонта методом пневмонабрызга аналогична выпускаемой заводом машине Р-310 на шасси двухосного прицепа. Она оборудована собственным дизелем Д-130Т-05, двумя бункерами для щебня фракций 5...10 и 10...15 мм вместимостью по 2,5 м3, а также баками для воды (800 л) и эмульсии (1 100 л). В зимнее время на машине устанавливают пескоразбрасыватель, передний скоростной и боковой отвалы. Вместимость кузова пескоразбрасывателя 5,6 м3, ширина посыпки 4...10 м при плотности 50...500 г/м2. Ширина очищаемой полосы при работе передним отвалом составляет 2,8 м, при работе средним отвалом – 1,85 м (от боковой линии машины).

МК-18, ООО «Пламя»

ОАО «Ряжский авторемонтный завод» (РАРЗ) представил новую комбинированную дорожную машину МКДС-4107 с крюковым механизмом «мультилифт». Оборудование смонтировано на шасси КамАЗ-53229 и выпускается в трех модификациях: самосвальное – МСКС-3, с распределителем противогололедных материалов – ПР-6 и поливочно-моечное – ПМ-6. В последнем случае машину комплектуют стальной либо пластиковой цистерной (исполнение ПМ-6П). Вместимость кузова МСКС-3 составляет 23 м3, грузоподъемность – 14 000 кг. Кузов распределителя ПР-6 вместимостью 5,5 м3 оборудован ленточно-цепным конвейером и диском с приводом от собственных гидромоторов. В транспортном положении диск можно поднять вверх при помощи гидроцилиндра, управляемого из кабины. Вместимость баков для увлажнения реагентов 1 440 л. Ширина обрабатываемой полосы от 2 до 8 м, плотность распределения 10...300 г/м2. Электронная микропроцессорная схема обеспечивает установку и сохранение заданных параметров распределения независимо от скорости движения машины. Три отвала – передний скоростной, средний и боковой – позволяют очищать от снега полосу шириной 3,8; 3,5 и 2,2 м соответственно. Оборудование ПМ-6, кроме цистерны с многоступенчатым центробежным насосом с гидроприводом, включает в себя переднюю распределительную гребенку с дополнительными боковыми соплами, вертикальными штангами с соплами и моечным пистолетом. Вместимость цистерны 10 м3 (10,8 м3 – для ПМ-6П), давление воды при мойке 25 атм. Ширина мойки гребенкой 3 м, гребенкой с боковыми соплами – 10 м.

«Вихрь» от ОАО «РИАТ»

ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» показало новую всесезонную машину КО-829ВД на шасси ЗИЛ-433362. Кузов машины представляет собой металлическую раму с тремя пластиковыми баками вместимостью 2 м3 каждый. В летнем варианте машину оборудуют центральной щеткой с шириной захвата 2,5 м и передней распределительной гребенкой с боковыми соплами и моечным пистолетом. Ширина мойки гребенкой 2,5 м, ширина поливки гребенкой с боковыми соплами 8 м. Зимой КО-829ВД оснащают центральной щеткой, передним отвалом с шириной захвата 2,5 м и двумя дозаторами с разбрызгивающими дисками для распределения реагентов. Плотность распределения реагентов 10...120 г/м2, ширина обработки 2,5...7 м. На машине установлена автоматическая электронная система дозирования. Привод всех рабочих органов гидравлический от плунжерного насоса высокого давления. Привод насоса механический от коробки отбора мощности шасси.

Вторая новинка из Арзамаса – мусоровоз КО-440-7 на двухосном шасси КамАЗ-43253. По сути, это «младший брат» КО-440-5, созданного на базе трехосного КамАЗа. Характеристики нового мусоровоза изменились: вместимость кузова 16 м3, масса загружаемых отходов 5 500 кг (у КО-440-7 22 м3 и 8 500 кг). Принципиальных отличий нет: боковая загрузка – гидроманипулятором грузоподъемностью 500 кг, разгрузка – опрокидыванием кузова и толкающей плитой.

ГАЗ-23107 «Соболь»

Кстати, в 2003 году практически все предприятия – производители новых мусоровозов представляли освоенные конструкции кузова, установленные на новое шасси. При этом грузоподъемность и размеры несколько меняются в соответствии с возможностями базовой машины. Так, например, ООО «Пламя» (г. Пермь) начало выпуск мусоровоза МК-18 на шасси КамАЗ-43253 с боковой загрузкой. Фактически это уменьшенный вариант трехосного мусоровоза МК-20. Грузоподъемность новой машины 5 125 кг, вместимость кузова 18 м3. Рабочая зона манипулятора грузоподъемностью 500 кг позволяет загружать несколько контейнеров без перемещения машины. Разравниватель с гидравлическим приводом равномерно распределяет мусор по ширине кузова. Характерная особенность данной машины – боковое расположение гидроцилиндров опрокидывания кузова. В отличие от разгрузочных цилиндров, размещенных под кузовом на подрамнике, такая схема позволяет увеличить полезную вместимость кузова без увеличения габаритной высоты машины. Облегчается и доступ к гидроцилиндрам для обслуживания и ремонта.

А вот ОАО «Мценский завод Коммаш» (Орловская обл.) взял да и установил одну из самых популярных у потребителей модель мусоровоза КО-427 на шасси немецкого автомобиля MAN. Хватит, мол, западные кузова к российским шасси приспосабливать, пора зарубежным производителям шасси под наших кузовщиков подстраиваться. Надо сказать, что перспектив у такой машины на российском рынке откровенно мало. Преимущества шасси можно реализовать только там, где сервисная сеть MAN более развита по сравнению с сетью КамАЗ или МАЗ, т. е. в Европе. Однако после того, как отечественные мусоровозы вытеснили зарубежные в России, вряд ли капиталисты, лишившись такого рынка сбыта, пустят наших производителей к себе. Хотя всякое бывает…

DAF-Geesink, ATEKO (GPM)

Такой машины, как «Вихрь», Россия еще не видела. Совместная разработка ОАО «РИАТ» (г. Набережные челны) и АО «Compel» (Словакия–Швеция) внешне похожа на вакуумный каналоочиститель – агрегатный отсек и цилиндрическая цистерна установлены на четырехосном шасси КамАЗ-6540. Машина действительно вакуумная, заполнение цистерны вместимостью 9 м3 происходит при разрежении 500 кПа (500 мбар). Все системы приводятся в действие от собственного дизеля мощностью 189 л.с. Область применения этой машины не позволяет отнести ее ни к одной из общепринятых категорий коммунальной техники. Судите сами: она может собирать, перевозить и разгружать самосвальным способом строительный мусор, сыпучие материалы горнорудной, целлюлозно-бумажной и химической промышленности, жидкие и полужидкие продукты – от канализационных стоков до разлитых нефтепродуктов. Кроме того, с помощью «Вихря» можно бурить сквозные траншеи под дорогами, копать ямы, вскрывать электропроводы и очищать кабели, дробить слежавшиеся материалы и даже пересаживать деревья, не повреждая корневую систему. Работает машина при температуре окружающей среды от –40 до +40 °C и оснащена пультом дистанционного управления с длиной кабеля 50 м. Производители охарактеризовали изделие просто – «вакуумно-погрузочная машина», хотя точнее будет сказать – «не только вакуумно-погрузочная машина».

Медленно, но верно осваивает профессии коммунальной сферы «ГАЗель». В начале 2003 г. нижегородский Завод автомобилей малых серий (ЗАМС) продемонстрировал бункерный мусоровоз ГАЗель-1506 на полноприводном шасси ГАЗ-3302-1020. Насос гидропривода установлен на коробке отбора мощности, портальный механизм погрузки может быть оснащен выдвижными стрелами. Грузоподъемность бункеровоза 1 580 кг. Кроме этого, ОАО «ГАЗ» приступило к реализации программы «Коммунальный автомобиль на базе полноприводного «Соболя». Посетители выставки «Спецтранс’2003» могли увидеть ГАЗ-23107, оснащенный самосвальным кузовом и средней подметальной щеткой. В дальнейшем планируется выпуск целого ряда навесных машин для «Соболя», которые позволят круглый год использовать его для содержания тротуаров, внутриквартальных проездов, дворов и других территорий, куда крупной технике въезд заказан.

БАЗ-3340 «Тёрн» («Терен»), Бориспольский завод

В заключение расскажем о двух новинках из Украины. ОАО «АТЕКО» освоило совместно с фирмой Geesink (Нидерланды) выпуск мусоровозов серии GPM с задней загрузкой. В качестве шасси может использоваться DAF FA CF 75.250 (DAF-GPM) или КамАЗ-53229 (КО-437-50GPM). Вместимость кузова DAF-GPM составляет 15 м3, КО-437-50GPM – 19 м3, грузоподъемность – 7 425 кг и 11 250 кг соответственно. Коэффициент уплотнения мусора 6, он одинаков для обеих машин. Загрузка осуществляется из контейнера КП-11 (евроконтейнер).

ЗАО «Бориспольский автозавод» (Украина) в 2003 году продемонстрировало новый коммунальный автомобиль БАЗ-3340 «Терен». Автомобиль типа Unimog с двухместной кабиной в базовом варианте оснащен дизелем Lombardini мощностью 48 л.с.; по заказу могут быть установлены дизели CMD (50 л.с.), Andoria (90 л.с.), 4ДТНА (75 л.с.) или бензиновый двигатель ЗМЗ-4021 (90 л.с.). Подвеска машины зависимая рессорная, коробка передач механическая четырехступенчатая. Максимальная скорость 80 км/ч. БАЗ-3340 имеет три варианта колесной базы: 2 300, 2 600 для колесной формулы 4х4 и 2 900 мм для варианта 4х2. Стоимость БАЗ-3340 в варианте шасси составляет 6 000 USD, шасси с пескоразбрасывателем – 8 000 USD.

Л. Кузнецов Основные Средства 03'2004 2 декабря 2004

Комментарии (0)