Зарубежные грузовые автомобили на Российском международном автосалоне

В. Мамедов, фото автора

TATRA, a.s.

Самосвал TATRA T163-370SKT

У чешского завода TATRA, известного в нашей стране уже в течение десятилетий, еще в 2001 г. произошла очередная смена хозяина. Новыми владельцами знаменитой фирмы стали американские компании SDS Intеrnational и Terex Corporation, выпускающие транспортные средства для строительства и карьерные самосвалы. В результате их реформаторской деятельности производственная программа головного завода была расширена, а штат работающих сокращен. Задачей TATRA на ближайшие годы остается выпуск тяжелых коммерческих и специальных грузовиков с характерной рамой-трубой и независимыми подвесками всех колес. Параллельно с выпуском моделей, имеющих колесную формулу 4х4, 6х6, 6х4 и 8х8, будет организованно производство специальных шасси с колесной формулой 10х10 и 12х12, вызвавших большой интерес на смотрах военной техники в разных странах. Для азиатских государств создан специальный пожарный автомобиль, разработана новая оригинальная 14-ступенчатая коробка передач, документация на которую находится в стадии подготовки производства.

Седельный тягач TATRA 290N3T 6x6 с самосвальным полуприцепом российского производства

Российский рынок для фирмы остается одним из важнейших, поскольку к грузовикам TATRA по-прежнему проявляют серьезный интерес нефте- и газодобывающие компании, а также ряд российских строительных фирм. В 2003 г. TATRA сумела выиграть тендер на поставку 35 самосвалов компании «Сургутнефтегаз», причем все машины – капотные самосвалы с односторонней разгрузкой TATRA Т163-370 SKT 40300 6х6.2 R/371, предназначенные для работы в арктической зоне России. Автомобиль имеет грузоподъемность 25 т при снаряженной массе 15,0 т. Он оснащен 8-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения TATRA Е38-928-70 Euro-2, развивающим 300 кВт при 1 800 мин-1. Его рабочий объем 12,7 л. Вместимость самосвального кузова 14 м3, он обогревается выхлопными газами. Емкость топливного бака 320 л. Рассказываем об этой машине, хотя она и не выставлялась на стенде.

На выставке демонстрировался четырехосный (8х8) самосвал серии TERRNO1, в настоящее время проходит испытания в объединении «Мосстроймеханизация-5», а также новейший седельный тягач TATRA 290NЗТ 6х6, который может работать в составе автопоезда полной массой до 100 т. Посетители могли видеть его в сцепке с трехосным самосвальным полуприцепом российского производства. Автомобиль снабжен 300-киловаттным дизелем TATRA ТЗС-928-90 Euro-3, 14-ступенчатой механической коробкой передач, рессорной передней и пневмо-рессорной задней подвесками. В составе оборудования двухместной кабины – автономный отопитель и кондиционер. Емкость топливного бака 420 л. Максимальная скорость автопоезда 83 км/ч.

Седельный тягач Mercedes-Benz Axor 1835

DaimlerChrysler

Хотя продажи малотоннажных коммерческих автомобилей марки Mercedes-Benz улучшились незначительно, сбыт тяжелых грузовиков превышает уровень 2002 г. на 89% (!). И это при том, что общий рост этого сегмента рынка по прогнозам составляет 15%. Все идет к тому, что занимаемая в нем компанией DaimlerChrysler рыночная доля может увеличиться с 13 до 18%. Всего по планам фирмы в 2003 г. должно быть продано в Россию 307 тягачей Actros, 33 грузовика Atego и 10 – Axor. Общий объем продаж должен составить 350 единиц. На автосалоне компания показала два седельных тягача: Axor 1835 и Actros 1841 в исполнении Megaspace. Обе модели подробно описывались на страницах нашего журнала, и мы переходим к стенду следующей фирмы.

TATA

Легкий грузовик TATA 407

Первую попытку проникновения на российский рынок индийская компания Tata Engineerige and Locomotive Company Limited предприняла более 10 лет назад. Учитывая тогдашний дефицит малотоннажных грузовиков и фургонов, она предложила поставлять свои машинокомплекты для сборки ряду авторемонтных предприятий. Дело пошло, и вскоре фургоны и полукапотные грузовики Tata появились на российских дорогах. Созданные на основе Mercedes-Benz 50-х годов, они выделялись непритязательным дизайном, но, что хуже, не отличались высоким качеством изготовления. Вскоре о них забыли. Поразительно, но, спустя много лет, на Красной Пресне снова выставляются модели той же серии «407», правда, в окружении представителей новых семейств. Вот о них рассказать стоит.

Новейший грузовик компании – TATA LPT 613 имеет бескапотную компоновку и выпускается с колесной базой 3 400 и 3 600 мм. Грузоподъемность автомобиля 7 250 кг при снаряженной массе 3 470 (3 570) кг. На грузовике установлен 6-цилиндровый 5,7-литровый дизель (130 л.с. при 2 800 мин-1), сблокированный с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Рулевое управление с гидроусилителем. Автомобиль укомплектован барабанными тормозами с пневматическим приводом, размерность шин 7,5х16-16 PR (диагональные) или 6.00х16 (радиальные). Емкость топливного бака 90 л. Кабина для проведения технического обслуживания силового агрегата откидывается вперед с помощью торсиона. Максимальная скорость грузовика 119 км/ч.

Пикап TATA 207 Telcoline

Пикап TATA Telcoline имеет переднюю независимую торсионную подвеску и 2,0-литровый снабженный интеркулером турбодизель мощностью 90 л.с., развиваемых при 4 300 мин-1. Максимальный крутящий момент, равный 190 Нм, поддерживается постоянным в диапазоне 2 000–3 000 мин-1. Коробка передач 5-ступенчатая, сагрегатированная с двухступенчатой раздаточной коробкой, имеющей электроуправление. Рулевое управление с гидроусилителем, рулевая колонка регулируется по высоте. Дисковые передние и барабанные задние тормоза обеспечивают эффективное торможение пикапа, развивающего до 122 км/ч при грузоподъемности 800–900 кг. Полная масса автомобиля ограничена 2,8 т. Пикапы с двух- и пятиместными кабинами фирма TATA успешно продает в ряде европейских стран. Не исключено, что именно пикапы могут стать наиболее интересными машинами фирмы для россиян. Кстати, на Украине Бориспольский автозавод (БАЗ) собирает на шасси грузовика TATA LP 613 автобусы собственной конструкции.

Hyundai

Бетоносмеситель на шасси Hyundai НД270

Крупнейший корейский производитель обширной гаммы грузовых автомобилей и автобусов в течение ряда последних лет – активный участник московских автосалонов. Корейский автогигант, принадлежащий на 50% концерну DaimlerChrysler, активно ведет себя на рынках Европы, в том числе и России.

На стенде фирмы, прежде всего, обращают на себя внимание самые свежие разработки Технического центра компании, в частности, серия грузовиков НД65/НД72, предлагаемых для российского рынка в специальном исполнении для стран с холодным климатом. Обозначение 65/72 означает допустимую полную массу коммерческих автомобилей, равную 6,5 и 7,2 т, причем обе модели максимально унифицированы между собой.

Кабины обтекаемой формы с оригинальными блок-фарами характеризуются большой площадью остекления и комфортабельным салоном. Сиденья с ремнями безопасности, красивая панель приборов с элементами «под дерево ценных пород», регулируемая рулевая колонка и съемный столик центрального расположения нельзя не приветствовать на обычном развозном грузовике.

Развозной фургон на шасси Hyundai НД65

Грузовики комплектуют широкой гаммой дизельных силовых агрегатов рабочим объемом 3,3; 3,6 и 3,9 л мощностью 100, 115 и 200 л.с., плюс двумя турбонаддувными 3,9-литровыми дизелями мощностью 130 и 155 л.с. Множество вариантов кабин, пять размеров колесной базы (от 2 550 до 3 735 мм), разные версии бортовых платформ и фургонов позволяют покупателю найти оптимальный грузовик для конкретной транспортной работы.

Тяжелые грузовые автомобили серии НД120/НД270, выпускаемые по лицензии Mitsubishi Motors, лучше знакомы российским транспортникам. Шасси с бетоносмесителями, седельные тягачи и самосвалы полной массой от 12,4 до 27,9 т доступны в России уже несколько лет. Эксклюзивным дистрибьютором компании Hyundai в России является российская фирма «Комтранс».

Scania

«Гвоздем» всей экспозиции компании на автосалоне был, бесспорно, тягач R144L.530 в исполнении «Акула» с 4-миллиметровой толщины алюминиевой навеской, оригинальными бампером, спойлером на крыше и ступеньками, появившейся на свет благодаря золотым рукам Торда Аберга на фирме Eksjo M&T и выполненный строго по чертежам Яна Рихтера.

Самосвал Scania P114CB 8x4 HZ 380 грузоподъемностью 30,0 т

Интерьер кабины тягача столь же неординарен, как и его внешность. Кожаные сиденья песочного цвета фирмы Isrinhausen, навигационная система, телевизор с видеоплеером, цифровая аудиосистема с СD-мультиплеером, мощным усилителем, шестью широкополосными колонками и сдвоенными 12-дюймовыми низкочастотными динамиками Blaupunkt. Художник Даниэл Фальстром изобразил страшную акулу на голубых боковинах тягача, придав машине некую агрессивность и стремительность одновременно.

Что касается более «скромных» экспонатов, то нас привлек четырехосный самосвал Scania P114CB 8х4 HZ380 с кузовом вместимостью 18 – 21 м3. Его грузоподъемность 30 т. Автомобиль снабжен 6-цилиндровым 11-литровым дизелем ДС11.04 380 Euro-3 (380 л.с. при 1 900 мин-1). Стоимость такого самосвала в России 135 тыс. евро, ООО «Скания Лизинг» предлагает клиентам лизинговые услуги сроком до 3,5 лет. Стоимость ТО при годовом пробеге 80 тыс. км у этого автомобиля составляет 3 000 евро. Другим экспонатом, адресованным российским автоперевозчикам, был седельный тягач Scania R124GA 4х2 NA420 Topline с 420-сильным дизелем ДС1201420 Euro-3. В его оборудование входят ограничитель белого дыма и ограничитель скорости (85 км/ч). Стоимость тягача в Москве 94 тыс. евро, стоимость ТО при годовом пробеге 100 тыс. км 1 500 евро.

Микроавтобус Ford Tourneo Connect

Ford

В год своего 100-летия компания Ford показала новинку – компактный многоцелевой автомобиль Transit Connect, созданный на специально разработанной для него оригинальной платформе. Переднеприводные автомобили семейства Transit Connect выпускаются как с пассажирским кузовом (в этом случае название машины Ford Tourneo Connect), так и с кузовами-фургонами разных конфигураций.

Конструктивно автомобиль весьма интересен. Прочность кузова, рекордная в этом классе, достигнута за счет широкого применения высокопрочной стали в силовых элементах. Часть боковых панелей кузова сделана сдвоенной, что, во-первых, повысило жесткость конструкции, а во-вторых, исключило вероятность повреждения панелей перевозимым грузом. За цельной стальной балкой переднего бампера (снаружи закрытой мягкой пластиковой оболочкой, заполненной пеной, поглощающей энергию удара) расположена поперечина, изготовленная из бористой стали, которая в 4 раза прочнее обычной.

Самосвал Volvo FM12 8x4 420 и седельный тягач Volvo FH12 4x2 420 Globetrotter российской сборки

В случае фронтального столкновения поперечина поглощает и перераспределяет силу удара. Конструктивно очень солидные и прочные подвески (передняя «Макферсон», задняя – рессорная, зависимая) должны гарантировать высший срок службы.

Установленные поперечно новые дизельные 1,8-литровые двигатели Duratorg TDci с системой топливоподачи Common Rail и Duratorg TDdi отличаются плавностью работы, низким уровнем шума и вибрации, а также внушительной мощностью. Доступен также новый бензиновый двигатель Duratec рабочим объемом 1,8 л, экономичный и мощный. Дизели имеют увеличенные до 25 тыс., а бензиновые до 20 тыс. км межсервисные интервалы. Вместимость грузового отделения фургонов составляет от 2,8 до 3,4 м3 (при сложенном вровень с полом пассажирским сиденьем).

Volvo Trucks

В 2003 г. компания отмечает 30-летний юбилей своей деятельности в России и гордится тем, что располагает наибольшим парком грузовых автомобилей на российском рынке среди зарубежных производителей. Весной 2003 г. заработал сборочный завод компании в Зеленограде, и Volvo стала первой западной компанией, начавшей в России производство грузовиков под своей маркой. На автосалоне были представлены четыре автомобиля.

Тягач Volvo FH 12 4х4 420 Globetrotter российской сборки с дизелем Д12Д 420 мощностью 420 л.с., отвечающий требованиям Euro-3, рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой до 44 т. Среди его оборудования: сиденье водителя «Комфорт» на пневмоподвеске с электроподогревом, моторный тормоз Volvo VEB, АБС, 80-амперный генератор и две аккумуляторные батареи емкостью 225 А-ч каждая, стереомагнитола, омыватель фар, сферические зеркала с электроподогревом, сигнал Jerico. Автомобиль имеет одинарную главную передачу с передаточным числом 3,36.

Тягач Freightliner FLC-120 Century Class на стенде компании MBL Motors

Второй экспонат – самосвал Volvo FM12 8x4 420 с тем же дизелем и с самосвальным кузовом фирмы Meiller (ФРГ) вместимостью 17 м3. Другими двумя экспонатами были Volvo FL 6H 4x2 с кузовом Schmitz FP25, имеющим боковую разгрузку, и Volvo FM12 6x4 420 с 12-кубовым самосвальным кузовом фирмы NYVA (Польша).

Во время работы автосалона начала действовать специальная программа продажи грузовиков. Клиенты, сделавшие заказ до 10 сентября, получали любой цвет кабины, ряд аксессуаров и кондиционер в подарок. А участники лотереи, заполнившие анкету и давшие оценку работе CTO Volvo, получали год бесплатного технического обслуживания на свой грузовой автомобиль, а также многочисленные сувениры от фирмы.

MBL Motors

Американские магистральные грузовики Freightliner и International представляла на выставке московская компания MBL Motors, около 10 лет предоставляющая возможность российским транспортникам приобретать мощные американские тягачи, отличающиеся большим сроком службы, комфортабельными кабинами, хорошо приспособленными для дальних рейсов, надежными агрегатами и высокой ремонтопригодностью.

Тягач International 9800 с 400-сильным дизелем Cummins M11 400E Plus

Капотный тягач Freightliner FLC-120 Century Class (модель 1999 г.) с колесной формулой 6х4 и базой 5 600 мм оснащен 12,7-литровым Detroit Diesel серии 60 с максимальной мощностью 500 л.с. при 1 800 мин-1. Максимальный крутящий момент достигает 2 450 Нм при 1 200 мин-1. Дизель соответствует нормам Euro-3 и имеет номинальный ресурс на грузовике 2 400 тыс. км. Кабина дополнена спальным отсеком длиной 180 см с ровным полом, внутри которого два спальных места купейного типа с матрасами и ремнями безопасности. В оборудование кабины и отсека входит два багажных ящика, два вещевых ящика, отопитель и кондиционер с системой поддержания температуры, маршрутно-информационный компьютер, центральный замок. Автомобиль оборудован двумя топливными баками общей емкостью 1 100 л с подогревом, сепаратором топливо/вода с подогревом. Допустимая нагрузка на седельное устройство 22,5 т. Передний мост подвешен на параболических рессорах, допустимая нагрузка на переднюю ось равна 6,5 т. Задний мост с межосевым дифференциалом имеет пневмоподвеску. Рулевое управление с гидроусилителем. С учетом всех налогов и таможенной очистки данный образец, представленный на выставке, с пробегом не более 600 000 миль, продавался за $35 500.

Шасси КрАЗ-65101 для монтажа различного оборудования

Капотного «американца» легко можно было сравнить с бескапотным, поскольку рядом был выставлен тягач International 9800 1998 г. с колесной формулой 6х4 и кабиной над двигателем. Его можно было приобрести за $23 500. Пробег машины составлял не более 500 тыс. миль при номинальном ресурсе всех основных агрегатов 1 млн. миль. Тягач был укомплектован дизелем Cummins M11 4000T Plus мощностью 400 л.с. при 1 800 мин-1, 9-ступенчатой коробкой передач, алюминиевой кабиной с ровным полом. В оборудование кабины входили электростеклоподъемник правого стекла, сиденье водителя и пассажира на пневмоподвеске (пассажирское с возможностью поворота на 180°), «люксовая» отделка салона, кондиционер, дополнительный отопитель салона.

На все основные агрегаты тягачей (поршневую группу дизеля, редукторы среднего и заднего мостов, коробку передач, раму и кабины) компания MBL Motors дает гарантию 6 месяцев.

Лесовоз-сортиментовоз КрАЗ-6133М6

КрАЗ

Продукция Кременчугского автозавода на выставке была представлена официальным дистрибьютором фирмы ХК «АвтоКрАЗ» ПКП «Альфатекс». После приобретения 86% акций КрАЗа украинско-немецким СП «Мега-Моторс» экономическое положение предприятия заметно улучшилось. Появились новые модели, увеличился объем производства, оживился экспорт автомобилей в Россию. На московском автосалоне наше внимание привлекло шасси для монтажа различных установок, включая крановые, КрАЗ-65101 (6х4) с двигателем ЯМЗ-238 ДЕ2 Euro 2 мощностью 240 л.с.; полноприводный самосвал КрАЗ-65032 грузоподъемностью 18,0 т; лесо- и сортиментовоз КрАЗ-6133М6, работающий вместе с прицепом-роспуском КрАЗ-181М2 в составе автопоезда полной массой 46,8 т. Сравнительно низкая цена на продукцию завода при высокой надежности и простоте конструкции украинских тяжелых грузовиков делает их привлекательными на рынке России.