Новые автобусы на автосалоне

В. Мамедов, фото автора

Самое большое событие в автобусном мире, произошедшее на 6-м Российском международном автосалоне, появление совершенных по конструкции отечественных туристических автобусов, созданных в очень короткое время одновременно разными производителями. Как тут не вспомнить недавнее повышение пошлин на ввоз импортных подержанных машин этого типа. Вот и результат. И, одновременно, демонстрация возрастающего творческого потенциала российских автобусостроителей. Если так дело пойдет и дальше, отечественные автобусы вытеснят подержанные импортные без ущерба для потребительских качеств и при явном повышении безопасности движения.

Экспериментальный низкопольный городской автобус ЛиАЗ-5292 на 115 человек

С хорошими результатами подошел к салону концерн «РусПромАвто», сумевший организовать эффективную работу объединенных им заводов. Похоже «перестройка» автомобильной отрасли, необходимая, чтобы догнать мировой уровень, началась именно с автобусных заводов. Отрадно, что оживление городских властей, выделяющих больше средств на закупку новых автобусов, пошло параллельно с заметным совершенствованием конструкции этих машин, хотя впереди еще ой как много работы.

Что касается зарубежных производителей, то здесь, наряду с демонстрацией порой уникальных новинок, ощущаются и потери. А в целом автобусная экспозиция была интересной.

Русские автобусы

Созданный чуть более двух лет назад холдинг «РусПромАвто» выпускает 56% всех отечественных автобусов, объединяя в компанию «Русские автобусы» ведущие специализированные заводы страны: ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАВЗ и КААЗ. В 2003 г. объем производства на всех этих заводах вырос до 14 тыс. машин в год, а численность персонала увеличилась до 14 тыс. человек. Объем инвестиций в производство в 2002 г. составил более $4 млн., а в 2003 г. эта цифра превысит $5 млн.

ПАЗ-3227 – новый автобус для службы в качестве маршрутного такси

Компания, по словам руководителя бизнес-направления «Автобусы» холдинга «РусПромАвто» Сергея Занозина, ставит перед собой серьезные задачи. «Наша задача на ближайшую перспективу: через два года выпускать автобусы всего модельного ряда – и по размерности, и высоко- и низкопольные, и в импортной, и в российской комплектации». По его словам, на предприятиях научились «создавать принципиально новые машины, причем делать это быстро». Что и было доказано экспонатами.

Перспективный образец автобуса ПАЗ-3227 малого класса длиной около 8,0 м с задним расположением силового агрегата впервые был показан на автосалоне в Нижнем Новгороде в июне этого года. Автобус построен на низкопольном шасси Raba (Венгрия) и оснащен дизелем Cummins Euro-3. Среди технических особенностей машины: низкий уровень пола в переднем свесе и базе, пневмоподвески колес (передняя – независимая), дисковые тормоза обеих осей, 17,5-дюймовые колеса. Машина разработана по заданию Правительства Москвы и ее предполагают использовать в городе в качестве маршрутного такси.

Туристический автобус ГолАЗ-5290 «Круиз»

Одним из наиболее ярких и интересных экспонатов выставки стал новый, пока экспериментальный, низкопольный городской автобус ЛиАЗ-5292. Пол автобуса расположен в 350 мм от земли, поэтому ступеньки отсутствуют. Пассажировместимость машины – 115 человек. Автобус снабжен дизелем Caterpillar 3116 в паре с гидромеханической трансмиссией Voith Д851.3Е. Дисковые тормоза – Knorr-Bremse SB7000, АБС войдет в стандартное оснащение. Мосты Raba, портального типа, с пневмоподвеской. Впервые на автобусах ЛиАЗ силовой агрегат расположен не вдоль, а поперек машины. Вместе с системами, его обслуживающими, он занимает место в заднем свесе, при этом пол салона стал абсолютно ровным.

Туристический автобус ГолАЗ-5290 «Круиз» вобрал в себя компоненты лучших мировых производителей, при этом его стоимость в 2 раза меньше аналогов европейской сборки. Двигатель – Mercedes-Benz ОМ 442 мощностью 381 л.с. при 2 100 мин-1. Коробка передач – Mercedes-Benz 604, механическая, шестиступенчатая. Рулевой механизм и ведущий мост также носят марку Mercedes-Benz. Автобус, рассчитанный на 49 мест, оборудован всем необходимым для дальних поездок. В салоне имеются аудио- и видеосистемы, кондиционер, холодильник, кухня, туалет.

Пригородный автобус МАРЗ-5266

Автобус среднего класса ПАЗ-4230-03 «Аврора» общей вместимостью 56 человек при наличии 27 мест для сидения предназначен для обслуживания жителей малых городов. У него клееные окна, усиленные мосты с 10-шпилечным переплетением колес, низкопрофильные шины на 22,5 дюйма, совершенная тормозная система с АБС Knorr-Bremse. Дополнительный жидкостный подогреватель компании Webasto. Силовой агрегат – дизель ММЗ-245.9 мощностью 136 л.с., сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач ПАЗ-3206-70.

ЗАО «МЗПА»

Мичуринские автобусостроители, выпускающие городские и пригородные автобусы под маркой МАРЗ, привезли в Москву две обновленных машины: городскую – МАРЗ-52661, и пригородную – МАРЗ-5266, обе длиной 11,9 м с различным исполнением передних панелей кузова. На автобусах устанавливаются 236-сильные дизели ЯМЗ-236 НЕ2 с турбонаддувом, механическая трансмиссия, задний мост Ишимбайского завода (по желанию канашский, минский или «Мадара», Болгария), зависимые пневматические подвески колес, гидроусилитель руля из Борисова (Республика Беларусь). Шины – 295/80R22,5. Особенностями автобусов МАРЗ являются каркас сварного кузова из высокопрочных сталей, клееные стекла, придающие дополнительную жесткость кузову и исключающие проникновение влаги. Облицовка кузова, выполненная из оцинкованной стали, в сочетании со стеклопластиковыми панелями передка и задка, а также стеклопластиковыми крышками люков улучшает коррозионную стойкость кузова. Низкие эксплуатационные затраты и простота в обслуживании делает эти машины особо привлекательными для многих районов России.

Трехосный туристический автобус «Волжанин» на шасси Scania

ВАП «Волжанин»

Уникальный 14,7-метровый особо комфортабельный автобус «Волжанин» с подруливающей третьей осью стал одной из сенсаций выставки. Разработанный на шасси Scania он способен перевозить до 60 пассажиров и располагает грузовыми отсеками общей вместимостью 14 м3. Предполагается, что цена новинки будет весьма конкурентоспособна: 140 тыс. евро.

НЕФАЗ

Автобус туристического класса НефАЗ- 52991 (4х2) вместимостью 44 пассажира разработан совместно конструкторами Нефтекамского автозавода и КамАЗа. Первые создали автобусную надстройку, вторые – шасси, на которое она устанавливается. Все несущие конструкции, основные узлы шасси и силовой агрегат представленного на выставке образца были отечественного производства. Новый камазовский дизель КамАЗ-740.50-360 мощностью 360 л.с. и с максимальным крутящим моментом 1 470 Нм, развиваемым при 1 200-1 400 мин-1, при соответствии требованиям Euro-2 позволяет автобусу двигаться со скоростью до 120 км/ч. Сцепление зарубежного производства имеет гидравлический привод с пневмоусилителями. Механическая шестиступенчатая коробка передач ZF 6S1600 управляется тросовым приводом. Гидроусилитель руля – югославской фирмы РРТ (или, как альтернатива, RBL, Германия). На всех колесах установлены барабанные тормоза с безасбестовыми накладками. В качестве тормоза-замедлителя применен моторный тормоз с двумя заслонками в системе выпуска выхлопных газов. АБС входит в стандартную комплектацию. Опытный образец был оснащен алюминиевыми колесами с бескамерными шинами 315/80 R22,5. Подвеска всех колес – зависимая, пневматическая. В заднем мосту Raba (Венгрия) устанавливается блокируемый с места водителя дифференциал.

Туристический автобус НефАЗ-52991 (4х2)

Оборудование туристического автобуса полностью соответствует предъявляемым к такому транспорту требованиям, включая кондиционер, DVD-проигрыватель с двумя мониторами, мини-кухню с кипятильником на 5 л, холодильник, встроенный в кабину биотуалета, спальное место водителя, автономный отопитель Air Top 2000 у водительского кресла, два реверсивных турбовентилятора на крыше. Показом этого автобуса НЕФАЗ делает серьезную заявку на производство относительно недорогих отечественных туристических автобусов большой вместимости, не уступающих по потребительским свойствам зарубежным аналогам.

Тролза

ООО «Троллейбусный завод» из г. Энгельса, хорошо известный у нас и за рубежом продукцией с маркой «ЗиУ», представил новую модель троллейбуса Тролза-5275-OS «Оптима» с новым кузовом, имеющим пониженный до 580 мм уровень пола спереди и в базе, вклеенные тонированные боковые стекла. Высоковольтное оборудование вынесено на крышу. В кабине водителя мы заметили регулируемые сиденье и рулевую колонку. Стоимость троллейбуса около $100 тыс. и это обстоятельство поможет новой машине конкурировать с аналогами из Уфы и Белоруссии.

На стенде компании Hyundai

Ikarbus

Вместо венгерского завода Ikarus из Секешфехервара, традиционного участника московских выставок, жители и гости столицы увидели туристический Ikarbus, родом из Сербии. Его предлагает на рынке фирма Русикар, образованная при Тушинском машиностроительном заводе, долгие годы собиравшим «Икарусы». Что касается самого завода Ikarus, то он... закрылся, и есть основания предполагать, что на ТМЗ начинается сборка сербских автобусов новой для россиян марки. Цена новинки 145 тыс. евро.

МАЗ

Минский автомобильный завод познакомил посетителей выставки с двумя новинками: версией хорошо известного автобуса МАЗ-103 – моделью МАЗ-103-065, и модернизированным 15-метровым трехосным автобусом МАЗ-107-065. От своего предшественника модель МАЗ-103-065 отличается двигателем Mercedes-Benz OM 906LA/2 мощностью 180 кВт, соответствующего нормам Euro-3, дисковыми тормозными механизмами, а также наличием откидного трапа для инвалидов на колясках.

Троллейбус Тролза-5275-05 «Оптима»

Модернизированный автобус МАЗ-107-065 оборудован дизелем Mercedes-Benz OM 906LA мощностью 205 л.с. (Euro-3), сблокированным с гидромеханической трансмиссией Voith Diva 3. Задняя тележка автобуса оригинальной конструкции. В ней используется самоустанавливающаяся ось с принудительной блокировкой, что повышает маневренность машины в городских условиях и облегчает движение задним ходом.

О популярности минского автобуса и его удачной конструкции говорит тот факт, что венгерская фирма Ganz Transelektro разработала на его базе троллейбус с асинхронным тяговым двигателем и транзисторной системой управления электроприводом IGBT. Компания привезла новинку в Москву, чтобы заинтересовать ею российских транспортников. До этого момента она выпускала троллейбусы на базе автобусов Ikarus, но минский городской лайнер, по мнению ее специалистов, привлекателен из-за его меньшей цены.

ЛАЗ

Модернизированный городской автобус МАЗ-103-065

Создатели нового туристического автобуса на шасси Mercedes-Benz Travego назвали его НеоЛАЗ. Современный по дизайну и оснащению кузов, обработанный антикором по шведской технологии, окрашенный так, как красят автобусы немецкие концерны, комфортабельный салон и огромные багажники общей вместимостью 9 м3 – все это поражает воображение. И еще цена: $15 – 17 тыс. Настоящий сюрприз выставки.

Scania

ООО «Скания-Питер» – российская компания со 100%-ным шведским капиталом, представила на выставке два автобуса Scania Omni CL 94 UB 4х2 – в городском и в пригородном исполнении. 12-метровая машина, оснащенная 9-литровым дизелем Scania ДС901 мощностью 230 л.с., соответствующим Euro-3, имеет заявленный ресурс до капитального ремонта 2 млн. км. Автобус имеет легкий и прочный, устойчивый к коррозии алюминиевый кузов, который вместе с шасси гарантирует долговечность, надежность и потребительские свойства самого высокого европейского уровня. Широкие дверные проемы в сочетании с низким полом обеспечивают быстрый и удобный вход-выход пассажиров. Высота пола от дороги у городского автобуса спереди – 340, сзади – 755 мм (первая и вторая двери не имеют ступеней), у пригородного соответственно 355 и 870 мм. Дорожный просвет у них равен 210 и 280 мм. Общая пассажировместимость автобусов – 122 человека при 23 местах для сидения в городском варианте и 39 в пригородном. Коробка передач у обоих автобусов – гидромеханическая, ZF 4HB502CN. Подвеска – пневматическая, регулируемая электронной системой ELC. Пассажирский салон обогревается конвекторами на боковых стенках кузова, а также двумя жидкостными обогревателями-вентиляторами, установленными на крыше. Контрольный расход топлива – 30 л/100 км.

Туристический автобус Mercedes-Benz Intouro на 44 пассажира

ООО «Евобус Русслэнд»

Эта фирма, основанная в Москве в 1999 г. для продвижения на рынок автобусов Mercedes-Benz и Setra, представляет в России компанию ЕвоБус ГмбХ – европейское автобусное подразделение концерна DaimlerChrysler. За семь месяцев 2003 г. ООО «ЕвоБус Русслэнд» поставило в нашу страну 33 автобуса марки Mercedes-Benz, из них 12 – Connecto, 9 – Intouro, 5 –Travego и 3 – Sprinter. Туристические автобусы Mercedes-Benz пользуются особой популярностью у футбольных клубов России: 35 клубов закупили их для перевозки футбольных команд, шесть из них модели Travego. Также оценен по достоинству автобус Intouro. С 1999 г. 80 машин такого типа были поставлены в Россию.

На выставке в Москве компания представила автобус Mercedes-Benz Intouro длиной 12,0 м с количеством мест 44+1+1. Он приводится в движение рядным 6-цилиндровым дизелем Mercedes-Benz OM 457hLA Euro-2, развивающим 354 л.с. Топливный бак имеет емкость 415 л. Выставочный образец был оборудован АБС, противобуксовочной системой ASR, на борту имелись туалет, кухня, видео- и аудиосистемы, установки круиз- и климат-контроля.

Троллейбус венгерской фирмы Ganz Transelektro на основе автобуса МАЗ-103

Автобусы Setra в России известны меньше, чем Mercedes-Benz. Название марки происходит от немецкого SElbstTRAgend (самонесущий). В 50-е годы именно кузовщики из Ульма разработали первые в мире автобусы с несущим кузовом. Официально поставки автобусов Setra в Россию начались в 2002 г., причем заказчики обращают внимание в первую очередь на комфортабельные туристические двухэтажные машины серии TopClass 400, выпуск которых начался в марте 2001 г. С тех пор это семейство постоянно расширяется, а последняя модификация, дебютировавшая на международной выставке IAA в сентябре 2002 г., стала «гвоздем» автобусной экспозиции концерна DaimlerChrysler на российском автосалоне 2003 г.

Автобус интересен уже тем, что представляет собой последнее достижение автобусостроителей известной фирмы. Setra S 431 ДТ с двухэтажным пассажирским салоном общей вместимостью 78+1+1 человек и 500-литровым топливным баком выделялся целым рядом нововведений в конструкции. Ширина автобуса была увеличена до 2 550 мм, что позволило расширить салон и колеи машины. Специально устанавливаемый стабилизатор в подвеске автобуса при движении с большой скоростью гарантирует стабильное безопасное движение даже в пограничных ситуациях. Поведение каждого колеса контролирует электронная система регулирования динамики движения (FDR), при необходимости регулирующая число оборотов дизеля.

Двухэтажный трехосный автобус Setra S 431 Д
P>Электроника, следящая за состоянием и работой всех жизненно важных узлов и агрегатов автобуса, позволила снизить затраты на его обслуживание и повысить интервалы между ТО до революционных 90 тыс. км. Каждый автобус оборудован встроенной системой диагностики, датчиками дождя с автоматическим включением в работу стеклоочистителей, системой дистанционного управления центральным замком и вспомогательным устройством для облегчения управления машиной при движении задним ходом. Перед водителем на панели приборов установлен жидкокристаллический цветной дисплей, информирующий о техническом состоянии автобуса. Облегчает управление огромной машиной и новый короткий рычаг управления трансмиссией типа «джойстик».

Несмотря на длину, равную 13,89 м, автобус S 431 ДТ довольно маневренный. Его диаметр разворота – 22,76 м. В этом процессе участвует также третья подруливающая ось RAS, причем как при движении передним, так и задним ходом. В качестве силового агрегата использован дизель Mercedes-Benz OM 502LA Евро-3 мощностью 503 л.с. с V-образным расположением восьми цилиндров.

Temsa

Туристический автобус компании Anadolu Isuzu (Турция)

Турецкая компания познакомила посетителей выставки с двумя моделями туристических автобусов: Safari-12 длиной 11,9 м и вместимостью 51+2, а также Opel BG-124F длиной 7,63 м, рассчитанным на перевозку 31+1 человек. Оба автобуса оснащены дизелями MAN мощностью соответственно 360 и 180 л.с., механическими коробками передач, пневматической и комбинированной (рессора, плюс пневмоэлемент) подвесками, дисковыми тормозами на всех колесах. Оборудование салонов полностью отвечает современным требованиям.

Anadolu Isuzu

Туристический автобус Turqudise, рассчитанный на 26 мест, с багажником вместимостью 4,0 м3 продемонстрировала другая автобусостроительная фирма из Турции, Anadolu Isuzu. Автобус длиной 7,7 м оснащен конвекторным отопителем Webasto, кондиционером и двойным боковым остеклением.

Туристический автобус компании Temsa (Турция)

В качестве силового агрегата применен турбонаддувный дизель Isuzu 4НЕ 1-XS (Евро-3) рабочим объемом 4,7 л, развивающий 146 л.с. Коробка передач шестиступенчатая, механическая. Передняя подвеска рессорная, задняя – пневматическая, тормоза – барабанные. Кондиционер, видеоустановка и мини-кухня входят в заказное оборудование.

Hyundai

Новинка на стенде корейской компании Hyundai – новый среднеразмерный рамный автобус County, предлагаемый с колесной базой 3 350 и 4 085 мм. В зависимости от компоновки пассажирского салона число мест может варьироваться от 14 до 24. На выбор предлагается шесть типов 4-цилиндровых двигателей мощностью от 100 до 155 л.с. Коробки передач только механические, пятиступенчатые. Подвеска обоих мостов – рессорная, тормоза – дисковые на всех колесах.

В. Мамедов, фото автора Основные Средства 11'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)