Новые грузовые автомобили на 6-м Российском международном автомобильном салоне

В. Мамедов, фото автора

6-й Российский международный автосалон (PMAC), прошедший с 25 по 31 августа этого года на территории Выставочного комплекса ЗАО «Экспоцентр» на Красной Пресне в столице, оказался самым представительным за всю историю российских автомобильных выставок. Организованный ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» и компанией ITE Group Plc (Великобритания) при содействии ЗАО «Экспоцентр» он собрал более 800 фирм-экспонентов из 31 страны мира. С вводом в строй нового 7-го павильона, единственного, отвечающего высоким стандартам зарубежных автосалонов, общая выставочная площадь 6-го РМАСа составила 100 тыс. м2 брутто и 50 тыс. м2 нетто. На выставке была представлена продукция всех отечественных автозаводов и огромного числа крупных зарубежных производителей.

ГАЗ-3106 4х4

Нужно было иметь 10-летний опыт организации подобных смотров, чтобы, наконец, понять, что для нормальной работы работающих на автосалоне журналистов, число которых достигло 1 000 (!), необходимо не несколько «пресс-часов», а полноценный «пресс-день», как это принято во всем мире. И уж совсем как «подарок судьбы» был воспринят представителями СМИ второй день для посещения выставки бизнесменами и специалистами автопрома. И только потом, на третий день выставка открыла свои двери посетителям, число которых составило рекордные от 170 до 180 тыс. человек.

В рамках РМАСа прошла также выставка автомобильных технологий и материалов «АтиМ-2003», конгресс автомобильных технологов и семинар «Двигатели для российских автомобилей», получившие положительные отклики от посетивших их сотен специалистов. Хочется надеяться, что эти мероприятия станут традиционными.

«Валдай» ГАЗ-3310 с дизелем IVECO 8140.43С

Что же показали автозаводы и фирмы в Москве? Познакомимся с экспозициями большинства из них, причем начнем с обхода выставочных площадей и стендов отечественных производителей.

ОАО «ГАЗ»

Среди 30 экспонатов традиционно одной из самых значимых и представительных экспозиций на салоне Горьковского автомобильного завода было немало последних версий «Газелей», «Соболей» и «Садко», однако наши читатели уже знакомы с ними по репортажу с Нижегородского автосалона 2003 г., проходившего в начале июля этого года. Мы же подробно остановим ваше внимание на перспективном внедорожнике ГАЗ-3106, отражающем стремление ОАО «ГАЗ» изучить возможность вхождения в сектор полноприводных универсальных грузопассажирских автомобилей. ГАЗ-3106 – родоначальник будущего обширного семейства машин, базирующихся на узлах, уже применяемых в автомобилях «Волга», «Газель» и «Соболь».

«Валдай» ГАЗ-3310 с дизелем ММЗ-245.7, удлиненной базой и кузовом-фургоном

Выставленный автомобиль был рамным, имел пятидверный, пятиместный кузов с трансформируемым вторым рядом сидений и распашной задней дверью с расположенным на ней запасным колесом. Привод на передние и задние колеса – постоянный дифференциальный. Специально для этой модели была разработана оригинальная бесшумная раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом и понижающей передачей. Длинноходная пружинная подвеска переднего и заднего мостов на мощных кованых продольных рычагах обеспечивает высокую плавность хода и возможность движения по неблагоустроенным дорогам с высокой скоростью. Образец демонстрировал хорошие пропорции кузова с большими дверными проемами, удачную планировку салона и отличную обзорность.

Предполагается, что после завершения испытаний и начала производства базовой модели на ее основе будут изготавливать длинно- и короткобазные версии, пикапы, спецавтомобили, легкие прогулочные, а также легкие тягачи и транспортные средства для жилищно-коммунального хозяйства.

ЗИЛ-3Э4362

Перспективное семейство «Валдай», над которым завершается конструкторско-испытательная и доводочная работа, было представлено двумя моделями: ГАЗ-3310 с дизелем IVECO-8140.43С и ГАЗ-3310 с дизелем ММЗ-245.7, удлиненной базой и фургоном Арзамасского машиностроительного завода.

АМО ЗИЛ

Экспозиция АМО ЗИЛ имела девиз «ЗИЛ – новые машины», но начиналась историческим «автомобилем-солдатом», «автомобилем-тружеником» – легендарным ЗИС-5, гордо стоявшим на постаменте. Этим экспонатом АМО ЗИЛ отметил 70-летие с того дня, когда были собраны первые экспериментальные ЗИС-5, производство которых началось в декабре 1933 г. Показ новых моделей открывал 8-тонный ЗИЛ-433180 с колесной формулой 4х2 и базой 4 500 мм, оснащенный рядным 6-цилиндровым дизелем с турбонаддувом и интеркулером ММЗ Д-260.11 Euro-2 мощностью 178 л.с.

Впервые был показан тяжелый пожарный автомобиль ЗИЛ-640904 (АЦ 5,0-40), созданный на короткобазном самосвальном шасси с колесной формулой 6х4. Автомобиль получился компактным и маневренным. Он оснащен турбонаддувным дизелем ЗИЛ-6453.10 мощностью 210 л.с. Для забора воды из открытого источника на машине установлен электровакуумный насос АВС-01Э.

ЗИЛ-640904

Интересен малотоннажный грузовой автомобиль с изотермическим фургоном на базе ЗИЛ-5301ПО. На нем и в качестве топлива для дизеля Д-245.12С, и в качестве хладагента для холодильной установки применен диметилэфир. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12.03.02, № 170-ПП и поручением мэра города Московским комитетом по науке и технологиям разработана программа использования диметилэфира в качестве экологически чистого топлива на городском транспорте. Фактически, применение диметилэфира позволяет снизить уровень выброса вредных веществ по окислам азота в 3-4 раза при практически бездымном выхлопе на всех режимах работы. Выполнение предлагаемой программы позволит осуществить перевод наших дизелей, которые в настоящее время по своим экологическим параметрам не в полной мере соответствуют Euro-2, в режим, соответствующий стандарту Euro-3. Одновременно исследуются возможности применения диметилэфира в холодильных установках в качестве хладагента вместо фреонов. Особенно привлекательно выглядит применение диметилэфира в качестве топлива и хладагента на дизельных транспортных средствах с системами кондиционирования (изотермические фургоны).

Опытный образец грузовика ЗИЛ-ЗЭ4362 грузоподъемностью 4,5 т должен после начала производства занять нишу между традиционными среднетоннажными ЗИЛ и «Бычками». Он оснащен АБС, усиленным задним мостом, шинами 235/75R17,5 и обновленной облицовкой радиатора. Установленный на автомобиле дизель Д-245.9 Euro-2 мощностью 136 л.с. имеет турбонаддув с интеркулером. Впервые среди грузовиков ЗИЛ этот образец оснащен дисковыми тормозами на всех колесах. Задний мост с блокируемым дифференциалом.

Реанимобиль на базе автобуса ЗИЛ-530120

Руководство АМО ЗИЛ намерено увеличить в ближайшее время выпуск спецтехники, как более выгодной продукции. На автосалоне посетители экспозиции завода увидели новый изотермический фургон, рожденный усилиями трех организаций (АМО ЗИЛ, АОЗТ «Мосдизайнмаш» и Центр «Интербизнеспроект»). Главная особенность фургона, выполненного из монолитных сэндвич-панелей, – отсутствие каркаса. Это привело к значительному снижению массы фургона, отсутствию «тепловых мостов» и увеличению прочности кузова. Кроме того, на 90% выполненный из полимерных материалов, он практически не требует дополнительных эксплуатационных затрат. Внутренняя и внешняя обшивка панелей представляет собой высокопрочный пластик, изготовленный на основе полиэфирной смолы с высоким содержанием рубленого стекловолокна. Наполнитель панелей – экструдированный пенополистирол, специально разработанный для автотехники. Он обладает низким коэффициентом теплопроводности и экологической чистотой; не подвержен гниению и старению; сохраняет свои свойства в широком диапазоне температур.

Еще один спецавтомобиль, пока экспериментальный – эвакуатор на базе шасси ЗИЛ-5301ЕО. Он способен транспортировать с улиц и дорог неисправные автомобили массой до 2,7 т и габаритной длиной не более 5,0 м.

Комбинированная коммунально-уборочная машина на шасси ЗИЛ-432720

Эвакуатор отличается от своих аналогов сдвижной платформой, все операции по поднятию и опусканию которой для загрузки и снятия поврежденного автомобиля проводятся механической лебедкой. Оператор управляет движениями платформы с помощью дистанционного пульта.

Кроме описанных автомобилей АМО ЗИЛ представил на салоне комбинированную коммунально-уборочную машину на базе автомобиля ЗИЛ-432720 с колесной формулой 4х4, автомобиль медицинской помощи «Реанимобиль» на базе ЗИЛ-530120 и полноприводный трехосный грузовик ЗИЛ-4334В1 с дизелем Д-245.30 Euro-2 мощностью 156 л.с.

ОАО «КАМАЗ»

В соответствии с принятой на заводе программой расширения модельного ряда грузовиков и дизельных двигателей конструкторы разработали новые образцы техники, представленной на автосалоне. Двухосный самосвал КамАЗ-53605 с колесной формулой 4х2 и грузоподъемностью 7,5 т при полной массе автомобиля 16,5 т (автопоезда 30,5 т) может стать прямым конкурентом зиловским самосвалам. При движении по дорогам с допустимой нагрузкой до 13 т на мост грузоподъемность нового КамАЗа возрастает до 11 т, а допустимая полная масса автомобиля и автопоезда соответственно до 20 и 34 т.

ЗИЛ-4331 В1 с дизелем Д245.30

Конструкция грузовика допускает такой «перегруз», поскольку он унаследовал у трехосных автомобилей повышенной грузоподъемности целый ряд основных узлов и агрегатов. Среди них ведущий мост с осевой нагрузкой 13 т, турбонаддувный с интеркулером двигатель КамАЗ-740.30-260 мощностью 260 л.с., отвечающий нормам Euro-2. Кузов вместимостью 6,5 м3 сравним с кузовом хорошо известного самосвала КамАЗ-55111. Специалисты завода считают, что новый грузовик еще больше укрепит лидирующее положение компании на внутреннем рынке самосвальной автотехники.

В прошлом году на Московском автосалоне КамАЗ показал 5-тонную версию городского развозного автомобиля (КамАЗ-4308). В настоящее время готовится выпуск первой опытно-промышленной партии этой модели. Одновременно завод расширяет свой плацдарм в этом классе техники. На автосалоне был показан вновь разработанный автомобиль КамАЗ-4307 грузоподъемностью 3,2 т и полной массой 8,0 т. Он имел кузов-фургон объемом 20,3 м3. Шасси этого грузовика в дальнейшем будет использовано также и для монтажа других спецнадстроек.

Спортивный супергрузовик КамАЗ-4911

Как и его предшественник, КамАЗ-4307 оснащен дизелем Cummins, на этот раз четырехцилиндровым рядным мощностью 140 л.с. Дисковые тормоза фирмы Knorr Bremse – новинка для продукции КамАЗа в этом классе грузовиков. Часть узлов и агрегатов предыдущего развозного автомобиля использованы и на КамАЗе-4307, но в основном на нем применены оригинальные разработки конструкторов. Например, рама постоянного профиля, ведущий мост, подвеска, передний мост.

Впервые был показан новый полноприводный КамАЗ-4355 капотной компоновки. Он сохранил грузоподъемность своего бескапотного предшественника – многоцелевого полноприводного КамАЗ-43118 – 10,5 т при полной массе 20,2 т. На нем установлен двигатель КамАЗ-740.30-260, отвечающий нормам Euro-2, и новая раздаточная коробка с большим по сравнению с предшественниками передаваемым крутящим моментом.

Новинка дополняет многочисленное семейство полноприводных автомобилей КамАЗ и предназначена для тех покупателей, которые ориентируются именно на капотные автомобили. Они популярны на Крайнем Севере, в лесном хозяйстве и войсковых частях, где предъявляются особые требования к обеспечению жизнедеятельности водителя, комфортных и безопасных условий вождения и производства ремонтных работ. Именно для этой категории потребителей кабина автомобиля оснащена, например, автономным отопителем с регулятором подачи воздуха. На шасси этого автомобиля могут быть установлены также различные спецнадстройки, например, противопожарное оборудование. При этом использование капотной компоновки позволяет иметь более вместительный отсек для экипажа пожарной машины.

КамАЗ-4355

На стенде КамАЗа почетное место занимал спортивный супергрузовик КамАЗ-4911, неоднократный победитель престижных международных ралли. Самый быстрый тяжеловоз в мире может развивать скорость до 165 км/ч, имея грузоподъемность 5,0 т. Первая опытно-промышленная партия этих машин была изготовлена перед очередным «Дакаром» и омологирована в качестве спортивного грузовика в соответствии с требованиями организаторов супермарафонов по Африке. Коммерческий грузовик КамАЗ-4911 может использоваться в вооруженных силах, подразделениях МЧС, на предприятиях нефтегазового комплекса и вообще в любых условиях, вплоть до экстремального бездорожья. В будущем на базе этого серийного автомобиля будет создано целое семейство новых внедорожников.

АЗ «Урал»

Автомобильный завод «Урал» пережил в 2002 – 2003 гг. внутреннюю реорганизацию, приводившую структуры предприятия в соответствие с общепринятыми в мировой практике принципами. Он привез в Москву на салон три новинки, разработанных специалистами Инженерно-технического центра (ИТЦ), новой структуры, созданной в октябре 2002 г. Центр объединил службы проектирования, подготовки технической документации, испытаний и сертификации автомобилей.

Развозной автомобиль КамАЗ-4307

Первая из новинок – самосвал «Урал»-55571-44. Базирующаяся на агрегатах освоенного в производстве самосвала «Урал»-55571-40, новая модель интересна тем, что из ее просторной комфортабельной кабины полностью удален мотоотсек. Появившееся пространство использовано для улучшения обзорности, а также для размещения двух пассажирских сидений. Другие усовершенствования: реактивные штанги подвески с резинометаллическими шарнирами, повышающими ресурс узла; большая эффективность тормозов за счет использования более широких тормозных накладок; пневмопривод стояночного тормоза. Испытания самосвала будут продолжены.

Другой экспонат уже давно ждали на рынке. Российские производители крановых установок нуждались в автомобильном шасси, способном нести на себе установку грузоподъемностью 25 – 30 т при минимальной высоте машины в целом. Специалисты АЗ «Урал» и СП «IVECO-УралАЗ», взяв за основу шасси четырехосного большегруза «Урал»-532361, изготовили такую машину. Результат порадовал своей оригинальностью: кабина вынесена на метр вперед, моторный отсек имеет рациональную компоновку, над кабиной появилось пространство величиной в 1,2 м, позволяющее размещать спецоборудование в рамках дорожных норм и правил. Дополнительные преимущества: улучшение устойчивости машины, отличный доступ к силовому агрегату, возможность увеличения грузоподъемности шасси еще на 2 т. Новым шасси заинтересовались представители пяти автокрановых заводов России. На выставке был показан 32-тонный автокран «Челябинец» КС-55730 на шасси «Урал»-532365 (такой индекс получила новая разработка).

Самосвал «Урал»-55571-44

Дальнейшее расширение модельного ряда «Уралов» предполагается, в том числе за счет освоения выпуска большегрузных автомобилей с полной массой до 33,5 т на базе IVECO-УралАЗ. На выставке был представлен самосвал Урал-IVECO-6529 с колесной формулой 6х6.2 грузоподъемностью 20,0 т, адаптированный к работе в сложных дорожно-климатических условиях Сибири и Крайнего Севера. При его разработке был учтен богатейший опыт эксплуатации в России разных моделей IVECO. Расчетный ресурс всех основных агрегатов автомобиля составляет 1 млн. км. Самосвал Урал-IVECO-6529 оснащен двигателем IVECO 8210.42К мощностью 370 л.с. (Euro-2), коробкой передач ZF 16S 151. В отличие от стандартной комплектации на автомобиле дополнительно установлены: предпусковой подогреватель, автономный воздушный отопитель кабины, дополнительный топливный фильтр-сепаратор, обогреваемые зеркала заднего вида, защита картера двигателя. Самосвал имеет кузов-платформу прямоугольной формы объемом 14,5 м3, снабженный обогревом выхлопными газами и тентом с механизмом складывания.

МАЗ

Самосвал Урал-IVECO-6529

Главная новинка экспозиции МАЗа – первый полностью отечественный седельный тягач, соответствующий нормам Euro-3. На нем установлен российский двигатель ЯМЗ-658 с импортной электронной системой управления подачей топлива, который укладывается в эти нормы! МАЗ-544008-320-021 (такой индекс у тягача) с полуприцепом МАЗ-Купава-930012 создан в качестве альтернативы импортным автопоездам для перевозок внутри СНГ. И хотя в России введение стандарта Euro-3 планируется только в 2008 г., МАЗ уже сегодня готов выпускать технику такого уровня. Российский дизель является не единственным отличием новинки от своего предшественника с импортным двигателем. Изменен дизайн «нижнего пояса» кабины, появился новый электронный щиток приборов.

На выставке также впервые был показан представитель нового поколения среднетоннажных автомобилей – грузовик семейства МАЗ-4370, относящийся к категории развозных. Учитывая, что на рынке возникла необходимость в перевозке больших партий грузов, в том числе в региональном и междугородном сообщении, на МАЗе создали автопоезд с тягачом-среднетоннажником. Он состоит из автомобиля МАЗ-437141 и прицепа МАЗ-837300. Полная масса автопоезда – 17,7 т. На автомобиле установлена кабина с обновленным дизайном (типа 6501) со спальным местом. Двигатель – ММЗ Д-245.30 (Euro-2) мощностью 155 л.с. Возможна также установка импортного силового агрегата, соответствующего нормам Euro-3 для международных перевозок. В преддверии введения платного проезда по автобанам Германии для грузовиков полной массой свыше 12 т это становится очень актуальным.

Тягач МАЗ-544008-320-021 с двигателем ЯМЗ-658 (Euro-3)

С двигателем сблокирована новая 5-ступенчатая коробка передач модели 433 420 Смоленского автоагрегатного завода в сочетании с импортным однодисковым сцеплением. Грузоподъемность автопоезда – 10,0 т. Суммарный объем фургонов составляет 71 м3 (35,5+35,5). Его грузовместимость более чем на 50% выше, чем у большегрузных автопоездов. Новый автопоезд очень эффективен при перевозке таких объемных грузов, как табачные изделия, мебель, лампы накаливания, лен, вата, обувь, галантерея и т.д. По сравнению с одиночным автомобилем своего класса новый автопоезд позволяет увеличить производительность перевозок в региональном и междугородном сообщении на 80%. При этом себестоимость тонно-километра уменьшается на 34 – 35%. Среднетоннажный автопоезд с такими техническими и экономическими параметрами создан в СНГ впервые.

СП МАЗ-МАН

Автопоезд МАЗ-437141–МАЗ-837300 грузоподъемностью 10,0 т

На автосалоне был представлен новый грузовой автомобиль МАЗ-MAН-630168 с колесной формулой 6х2, отвечающий требованиям Euro-3. Грузоподъемность машины 15,4 т при снаряженной массе 8,7 т. В составе автопоезда собственной массой до 25 т новинка способна перевозить до 44 т полезного груза, при этом суммарный объем фургонов прицепа и грузовика может составить до 120 м3. При скорости 60 км/ч расход топлива автомобиля не превышает 28,2 л/100 км. На нем установлен дизель МАN Д2866 LF25, развивающий 410 л.с., и коробка передач ZF 16S181. Шасси автомобиля СП предлагает покупателям за $54 988.

ОАО «УАЗ»

За год, прошедший после MIMS 2002, на Ульяновском автозаводе произошли качественные изменения, которые затронули все аспекты его деятельности, от производства до продаж. На предприятии начали реализовывать новые инициативы по обновлению модельного ряда, повышению качества продукции, реформированию дилерской сети. Прибыль от продаж в I полугодии 2003 г. выросла на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Рентабельность товарной продукции также выросла и составила 6,2%. За I полугодие 2003 г. на 8,8% увеличился общий объем продаж УАЗа, поставки на экспорт выросли на 65,3%, более чем в 2 раза выросли продажи внедорожников нового поколения (УАЗ-3160/62) и на 27% – продажи грузовиков и спец-автомобилей. В начале III квартала 2004 г. планируется открыть сборочные заводы УАЗа в Польше и Египте (объем производства от 500 до 1 000 шт. в год) и Эфиопии (500 шт. в год).

МАЗ-МАН-630168 6х2

В плане реализации двухлетней «Программы обновления модельного ряда» ведется подготовка к выпуску нового поколения внедорожников и коммерческих автомобилей. Готовится к серийному выпуску УАЗ-315195 – рестайлинговый внедорожник, который позволит обеспечить позиции УАЗа в сегменте недорогих полноприводных автомобилей ценой от $5 до 6 тыс. Начало производства автомобиля – конец 2003 г. Автомобиль будет иметь металлическую крышу, обновленный интерьер с новой панелью приборов, сиденьями, рулевым колесом, новые бампера. Базовым двигателем этого автомобиля станет впрысковый ЗМЗ-409.10 рабочим объемом 2,7 л мощностью 128 л.с. и с максимальным крутящим моментом 217,6 Нм. Передние тормоза будут дисковые.

Во второй половине 2004 г. планируется начать производство семейства полноприводных грузовых УАЗ-2360 грузоподъемностью 1,5 т, которое позволит сохранить позиции УАЗа в сегменте малотоннажных грузовиков и, по мнению заводских маркетологов, увеличить долю УАЗа на рынке с 18 до 25%. Показанный на выставке опытный образец этого автомобиля (под маркой УАЗ-23608) был снабжен дизелем ЗМЗ-5143.10 мощностью 91 л.с. при рабочем объеме 2,24 л.

Пикап УАЗ-23608

Среди особенностей машины стоит отметить: сцепление диафрагменного типа; мосты с колеей 1 600 мм и неразъемным картером; шарниры равных угловых скоростей типа «Бирфильд»; муфты отключения передних колес; новую раздаточную коробку с косозубыми шестернями и одним рычагом управления; новую 5-ступенчатую коробку передач; переднюю пружинную и заднюю на малолистовых рессорах подвески; новый рулевой механизм с гидроусилителем; регулируемую по углу наклона рулевую колонку; радиальные шины и новые 16-дюймовые колеса; передние тормоза с вентилируемыми дисками и плавающей скобой.

В III квартале 2004 г. планируется начать выпуск нового внедорожника УАЗ-3163, опытный образец которого также демонстрировался на выставке. От УАЗ-3162 новинка отличается улучшенным дизайном кузова, новым интерьером, более высоким уровнем комфорта и улучшенными технико-экономическими показателями. УАЗ-3163 имеет колесную базу 2 760 мм и колею 1 600 мм.

Полноприводный мини-вэн УАЗ-3165М

Автомобиль будет комплектоваться на заводе электростеклоподъемниками, наружными зеркалами с электроприводом и электроподогревом, дополнительным отопителем в салоне, люком в крыше с электроприводом, электрокорректором света фар. В качестве базового двигателя предусмотрен бензиновый ЗМЗ-4064.10 мощностью 174.5 л.с., снабженный турбонаддувом и интеркулером. Шины – 245/75R16.

На выставке УАЗ демонстрировал также созданный на базе УАЗ-3162 пикап УАЗ-23632 с дубль-кабиной, а также экспериментальный образец 7 – 9-местного мини-вэна УАЗ-3165М с колесной формулой 4х4, первенца нового модельного ряда коммерческих автомобилей. Габариты автомобиля 4 850х2 350х1 980 мм, база 3 000 мм, дорожный просвет – 205 мм. Модель имеет цельнометаллический рамный кузов с круговым остеклением. В нем три ряда кресел, правая сдвижная и задняя распашная двери. Выставочный экземпляр имел двигатель ЗМЗ-409.10, передние дисковые тормоза и шины 245/75R16.

О зарубежных грузовых автомобилях, выставленных на автосалоне, вы сможете прочесть в следующем номере журнала.

В. Мамедов, фото автора Основные Средства 10'2003 22 февраля 2005

Комментарии (0)