Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
 2
Ковши для землеройной техники
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России

Пополнение в семействе Strails

В. Мамедов

Многочисленные положительные отклики водителей и руководителей транспортных компаний, эксплуатирующих магистральные тягачи IVECO Stralis, свидетельствуют о том, что эта новинка 2002 г. вполне заслуженно получила от журналистов титул «Грузовик года». В качестве главных достоинств машины транспортники выделяют низкие эксплуатационные затраты, высокую надежность и отличные условия, созданные для экипажа внутри просторной и красивой кабины.

В апреле этого года недалеко от Милана IVECO представила два новых семейства грузовиков с кабинами Stralis Time и Stralis Day, вошедших в гамму моделей Stralis. Они, в отличие от автомобилей-дебютантов прошлого года с кабинами Stralis Space, предназначены для перевозок на более близкие расстояния и работы в городах.

Новые разработки также объединяет стремление их создателей к обеспечению максимальных комфорта и безопасности для членов экипажа. А широкий ассортимент силовых агрегатов, мостов и подвесок позволяет покупателю выбрать оптимальный вариант автомобиля для конкретного вида перевозок.

Условия работы экипажа в городе и на загородных трассах отличается от работы на международных рейсах большой протяженности. Во-первых, водителю значительно чаще приходится выходить из кабины и садиться в нее, во-вторых, он, за редким исключением, проводит ночи дома, а не на койке внутри кабины. В-третьих, напряженность его работы в плотных транспортных потоках неизмеримо больше. Последнее обстоятельство диктует свои требования к эргономике. Особое значение приобретают обзорность во все стороны, и маневренность машины.

Кабина

Кабины Stralis Active Day и Stralis Active Time внешне очень похожи на кабины тягачей Stralis Space, особенно на виде сбоку, однако их облицовка радиатора имеет не четыре, а три поперечины. Есть и другие особенности.

Для облегчения посадки/высадки пол новых кабин опущен на 15 см, при этом сами кабины уже (их ширина 2,28 м против 2,48 м у «магистральников») и обладают лучшей аэродинамикой. Продувки в аэродинамической трубе показали, что боковые дефлекторы, предотвращающие загрязнение боковин, зеркал заднего вида и стекол, можно сделать более низкими. Изменилась и форма переднего бампера, его боковые элементы, наиболее повреждаемые при маневрировании в тесноте городских улиц, стали пластиковыми и легкосъемными. Опыт эксплуатации автомобилей выявил необходимость нанесения на ступеньки кабины специального покрытия, предотвращающего скольжение подошв. Заметим, что в темное время суток ступеньки подсвечиваются одновременно с открытием двери.

Углубленные аэродинамические исследования позволили предложить покупателям разные спойлеры, устанавливаемые на крышу, и боковые щитки разной ширины, снижающие вихреобразование в зазоре между кабиной тягача и передней стенкой полуприцепа-фургона. Также по заказу можно закапотировать тягач на уровне рамы от кабины до задних колес.

Внутри кабины тоже многое изменилось. Во-первых, существенно облегчилась посадка и высадка водителя. Пол загруженного тягача, «обутого» в шины 315/80 R 22,5, находится на высоте 1,24 м от земли. Правда туннель, скрывающий двигатель, значительно расширился и приподнялся по сравнению с кабиной Stralis Space на 35 см. Новая подвеска кабины Stralis Active Time и Stralis Active Day на двух передних пневмоэлементах и двух задних пружинах уменьшила уровень вибраций внутри салона. По заказу кабины Stralis Active Time могут устанавливаться на четырех пневмобаллонах.

Для тканей сидений и обивки салона, а также материала спальных полок художники IVECO предложили красный цвет с серыми, желтыми и белыми прямыми линиями, взаимное расположение которых создает динамичный, взбадривающий настроение рисунок. В карманах дверей стала возможна установка бутылки с освежающим напитком.

По эргономичным параметрам посадки водителя новые модели грузовиков очень близки тягачам Stralis Space. Широкие возможности регулировки положения, как рулевого колеса, так и сиденья водителя полностью решают проблему оптимальной посадки для водителей с разными массой тела и телосложением.

Выросло количество органов управления, расположенных на спицах рулевого колеса и не требующих для их активации отрыва пальцев руки от обода «баранки». Нажатием кнопок внутри штурвала можно найти любую станцию радиоприемника или дорожку с записями СD-плейера, пользоваться бортовым компьютером и т.д. В центре панели приборов появился экран информационной системы с тремя зонами, каждая из которых рассчитана на передачу определенной информации.

Дизайнеры предложили водителям еще несколько новинок, облегчающих их труд во время рейса. Электронный тахограф они установили над ветровым стеклом, рядом с радиоприемником. На рулевое колесо теперь можно установить легкий столик, удобный для заполнения документов, а на центральной консоли появились розетка с напряжением 12 V и вывод магистрали сжатого воздуха.

Главное отличие кабин Active Day и Active Time заключается в их длине: 1,66 м для первой и 2,15 м для второй. Active Time в стандартном варианте оснащается одной спальной полкой, располагающейся выше моторного туннеля. Полка разделена на три части, каждая из секций устанавливается отдельно. В этой кабине предусмотрено достаточно места для различных возимых с собой принадлежностей: холодильника, одежды, термоса, ящика для инструментов и т.д. Кабины могут иметь стандартную или высокую крыши. В последней водитель ростом 1,82 м может стоять не пригибаясь. Естественно, в высокой кабине по заказу можно установить еще одну спальную полку, а кроме того, в ней существенно большие по вместимости багажные отсеки.

Двигатель

Новые модели в семействе Stralis снабжены рядными 6-цилиндровыми дизелями Cursor 8 и Cursor 10. Первый имеет три варианта мощности: 273, 310 и 350 л.с. Cursor 10 выпускается мощностью 400 и 430 л.с. Технические особенности обоих двигателей идентичны и хорошо зарекомендовали себя на тысячах машин, уже работающих по всему миру.

Высочайшую энергию распыла топлива гарантируют индивидуальные насос-форсунки, действующие от распределительного вала. Этот вал также обеспечивает работу четырех клапанов каждого цилиндра и приводится во вращение шестеренным приводом, размещенным сзади блока. Главной «изюминкой» дизелей Cursor является наддув VGT с турбиной, изменяющей свою геометрию по сигналам компьютера. Это позволяет двигателю удачно сочетать высокую экономичность с отличной тягой на малых оборотах, развивать большую мощность в широком диапазоне оборотов. Специальный декомпрессионный моторный тормоз также очень эффективен и его работа напрямую связана с работой системы VGT. Электронная система управления дизелем отвечает за энергию впрыска, момент опережения впрыска, управляет работой турбины и декомпрессионного тормоза, а также круиз-контролем. Компьютер управления дизелем связан с компьютерами, управляющими коробкой передач, рабочими тормозами и трансмиссионным тормозом-замедлителем. Дизели отвечают требованиям Euro-3. Благодаря стараниям инженеров IVECO их экономичность не хуже, чем у дизелей Euro-2. И это большое достижение компании в целом.

Специфика применения дизелей Cursor 8 и Cursor 10 на новых грузовиках Stralis Active Day и Stralis Active Time потребовала увеличения размеров радиатора систем охлаждения и интеркулеров в системах турбонаддува. Это привело к тому, что вентиляторы систем охлаждения на этих двигателях работают менее продолжительное время, потребляя меньше мощности на привод с электронной муфтой.

Трансмиссия

С дизелями Cursor 8-270 и Cursor 8-310 агрегатируются механические коробки передач ZF Ecomid 9S109, с девятью ступенями переднего хода. С другими дизелями возможна установка 16-ступенчатых коробок передач ZF Ecosplit 16S151 или 16S181. Управление этими агрегатами облегчает система Servo Shift, уменьшающая прикладываемое к рычагу переключения усилие. Кроме механических трансмиссий IVECO предлагает покупателям оснащение автоматической коробкой передач Euro Tronic II 12 Active Space 2301, имеющей 12 фиксированных передаточных отношений. Данная коробка является дальнейшим развитием трансмиссии Euro Tronic I 1997 г. и Euro Tronic II 2000 г. Она разработана в сотрудничестве компаниями IVECO и ZF.

Автоматическая коробка не имеет ни фрикционных синхронизаторов, ни гидротрансформатора. Передачи переключаются муфтами благодаря точному согласованию угловых скоростей валов с шестернями. Педаль сцепления отсутствует, работа этого узла контролируется электроникой. В результате переключение проходит очень мягко даже при движении тяжело нагруженного автопоезда в гору. По сравнению с гидромеханическими трансмиссиями достигается солидная экономия топлива.

Водитель сам выбирает между полностью автоматическим или полуавтоматическим режимами работы агрегата. В последнем случае для смены передаточных отношений он пользуется качающимся джойстиком. В автоматическом режиме все берет на себя система управления трансмиссией, учитывающая положение педали акселератора, сопротивление вращению коленвала, обороты дизеля и его возможности по достижении максимального крутящего момента.

Отметим, что коробки Euro Tronic на 65 кг легче коробок 16S181 и на 48 кг легче коробок 16S151. Кроме снижения утомляемости водителей и соответственно повышения безопасности движения применение Euro Tronic способствует некоторому уменьшению расхода топлива.

Ходовая часть

Грузовики Stralis Active Day и Active Time поставляются с колесными формулами 4х2 или 6х2. Они представляют собой шасси под установку различных кузовов или седельные тягачи. Шасси в стандартном исполнении сходят с конвейера с передней подвеской на двух листовых рессорах и задней подвеской балки моста на четырех пневмоэлементах. Для автомобилей с дизелями мощностью 270, 310 и 350 л.с. по заказу возможна установка задней рессорной подвески. Также под заказ шасси комплектуют и передней пневматической подвеской. В перечне предложений дилеры обращают внимание на модификацию шасси Active Time с колесной базой 5,5 м и двигателями мощностью 400 или 430 л.с. на мостах с пневмоподвеской.

Автомобили с колесной формулой 6х2 выпускают с обычным или управляемым задним мостом, причем для последнего применяется электрогидравлический привод поворота колес. На подобных шасси возможна установка пневмоэлементов на задних мостах и рессор спереди. Предусмотрены две модели грузовиков, у которых подвеска полностью пневматическая. Они предпочтительны при перевозке контейнеров. Регулирование давления воздуха в баллонах позволяет приподнять передок автомобиля на 200 мм или опустить его на 90 мм от базового состояния. Для грузонесущей части эти величины будут соответственно 180 и 104 мм. IVECO разработала также модификацию трехосного шасси с ведомым подъемным задним мостом, оснащенным двухскатными колесами. Все мосты имеют пневмоподвеску.

Седельные тягачи Stralis Active Day и Active Time выпускают с пневмоподвеской задних мостов, позволяющей приподнимать седельное устройство на 140 мм и опускать его на 70 мм. Модели с колесной базой 3,65 или 3,8 м снабжают дизелями мощностью 310, 400 или 430 л.с.

На грузовиках IVECO Stralis Day и Stralis Time с двигателями Cursor 8 устанавливают дисковые тормоза на передних и барабанные – на задних колесах. С двигателями Cursor 10 такой вариант в списке опций, а в стандарте – дисковые тормоза на всех колесах. Вместе с АБС тормоза снабжают системой электронного распределения тормозных усилий EBS. Основной моторный тормоз является стандартным оборудованием, дополнительный, трансмиссионный, устанавливается по заказу вместе с 16-ступенчатыми коробками ZF.

Для стран Восточной Европы IVECO выпускает версии тягачей с усиленной рамой. Также автомобили комплектуют мостами с колесными редукторами, повышающими дорожный просвет под главной передачей, и, как правило, двигателями Cursor 10-400 или Cursor 10-430. Предлагают также модификации тягачей с низким расположением сцепного устройства и пневмоподвесками на обоих мостах. В этом случае они комплектуются шинами размером 295/60R22,5 или смешанной установкой шин: 315/60R22,5 спереди и 295/60R22,5 на задних колесах.

Меньшая стоимость эксплуатации

Применение экономичных двигателей, снижение собственной массы грузовиков, улучшение аэродинамики кабин и установка трансмиссий Euro Tronic II существенно снизили затраты на топливо – основную составляющую в эксплуатационных затратах автотранспортников. Интервалы смены масла в двигателях составляют 100 – 150 тыс. км, в коробках передач – 300 тыс. км, в задних мостах (в зависимости от типа) 160 – 300 тыс. км. Естественно, речь идет об использовании качественных специальных синтетических масел. Благодаря EBS тормозные накладки служат от 300 до 400 тыс. км. Применение коробок Euro Tronic II увеличило ходимость механизма сцепления, полностью сократив операции ухода за ним. Все перечисленное делает новые модели грузовиков IVECO очень привлекательным, в том числе и на российском рынке.


В. Мамедов Основные Средства 06'2003 10 февраля 2005

Комментарии (0)