VW Multivan – первенец нового поколения семейства Т5

Концерн VW объявил о начале производства нового поколения грузопассажирских переднеприводных автомобилей Multivan, первых из многообразной гаммы моделей, имеющих общий индекс Т5 и идущих на смену популярному семейству Т4.

Новые модели семейства рассчитаны на самый широкий круг потребителей: от семей, ведущих активный образ жизни, члены которых много путешествуют и занимаются разными видами спорта, до различных коммерческих, банковских и иного рода структур, нуждающихся во вместительных, комфортабельных, динамичных, компактных и универсальных мини-автобусах.

За последние 5 лет рынок подобных многоцелевых автомобилей стремительно вырос и конкуренция на нем обострилась. Исходя из этого первая модель из обширного семейства Т5, освоение которого в производстве займет несколько лет, выпущена в трех целевых версиях. Каждая из них может быть приближена к нуждам конкретного потребителя благодаря широчайшим возможностям по оснащению машины дополнительным оборудованием.

Базовой моделью специалисты VW считают шестиместный Multivan. Его особенности: наличие правой сдвижной двери для доступа в салон, теплоотражающих стекол, электропривода и подогрева зеркал заднего вида, центральной блокировки замков, электростеклоподъемников, подушек безопасности для водителя и переднего пассажира, регулируемой по углу наклона и высоте рулевой колонки, установки собственной климатической системы в салоне с отдельным управлением ею.

Multivan Comfortline – семейный автомобиль с двумя сдвижными дверьми и возможностью установки складного столика в середине салона. Эта версия может оснащаться детскими креслами, однако главное ее отличие – более дорогая отделка салона. В стандартное оснащение входят кожаные кресла, алюминиевые декоративные панели, легкосплавные колеса размером 6,5Jх16, салонный вентилятор.

Multivan Highline является «люксовой» версией гаммы. Он имеет все, что можно найти в моделях, относящихся к серии Comfortline, плюс: климатическую установку, круиз-контроль и электропривод сдвижных дверей, действующий от нажатия кнопки. В «стандарте» автомобили оснащают затемненными стеклами, противотуманными фарами, датчиком дождя для стеклоочистителей, имеющих автоматическое регулирование интенсивности работы, противоугонной системой и легкосплавными колесными дисками размерностью 7Jх16.

Габаритные размеры новой модели Multivan – 4,89х1,91х1,94 м, база – 3,0 м. В ее внешнем облике подчеркивается преемственность дизайнерских решений семейства Т4, при этом нельзя не отметить, что автомобиль выглядит более солидно, а огромный передний бампер даже несколько «утяжеляет» модель, снижая желаемый эффект стремительности и динамичности.

Внутри обращают на себя внимание направляющие, по которым кресла легко перемещаются вдоль салона. Количество всевозможных вариантов и комбинаций расположения кресел в этом случае безгранично. Новые материалы обивки и более удобные кресла также повышают конкурентоспособность новинки, выгодно отличая ее от прежней модели.

Место водителя стало гораздо эргономичнее. Регулируемая рулевая колонка, рычаг переключения передач, расположенный в высоком приливе в средней части приборной панели, удобные подлокотники и новое более удобное кресло водителя способствуют максимальной концентрации внимания на дорожной обстановке. Не забыт и бортовой компьютер, и дисплей навигационной системы, и подстаканники, и держатель мобильного телефона. Удобные карманы во внутренней обивке передних дверей можно приспособить для хранения документов, карт и даже емкостей с напитками. Расположить горизонтально бутылку с «Кока-колой» можно даже в центре консоли, словом все элементы интерьера продуманы до мелочей. Новинкой является травмобезопасная телескопическая рулевая колонка, при аварии не причиняющая вреда водителю. Очень интересна конструкция «безопасных» подлокотников. В салоне, безусловно, самым любопытным изобретением можно назвать раскладной многофункциональный столик, установленный в моделях серий Comfortline и Highline.

При желании пассажирский Multivan легко превратить в фургон для перевозки до 700 – 800 кг груза. Главное, чтобы не было превышения допустимой полной массы, которая составляет 3 000 кг. При этом снаряженная масса автомобиля, включая массу водителя, может варьироваться от 2 180 до 2 300 кг. При отсутствии сидений в салоне его полезный объем составит 4,5 м3. На крыше разрешается перевозить до 100 кг груза. Плюс на прицепе, полная масса которого не должна превышать 2,0 – 2,5 т (в зависимости от мощности двигателя) при наличии собственной тормозной системы.

Для нового семейства были разработаны более совершенные дизельные двигатели. Их отличает применение насос-форсунок в системе питания, турбокомпрессора с переменной геометрией воздушного тракта, а также охладителя наддуваемого воздуха.

Давление, под которым осуществляется непосредственный впрыск топлива в каждый из цилиндров, увеличено до 2 050 бар. Его подача производится в количестве, точно выверенном в соответствии с оборотами и нагрузкой, и регулируется временем работы форсунки. Как показали испытания, новые дизели отличаются лучшей равномерностью распыла топлива по цилиндрам и более оптимальным составом горючей смеси в результате лучшего перемешивания частиц солярки в среде сжатого воздуха. Сохранив главное положительное качество дизелей с непосредственным впрыском топлива – высокую экономичность, инженерам VW удалось существенно уменьшить их недостаток – шумность и жесткость работы.

Маркетологи считают, что наибольшей популярностью у покупателей будут пользоваться автомобили с 4-цилиндровым дизелем мощностью 104 л.с. и рабочим объемом 1,9 л. Применение изменяемого воздушного тракта турбокомпрессора (VGT) позволило добиться высокого значения крутящего момента (250 Нм) на относительно низких (2 000 мин-1) оборотах. При этом максимальная мощность достигается при 3 500 мин-1. Максимальное давление, развиваемое турбокомпрессором равно 1,15 бар, степень сжатия двигателя составляет 18,5.

При размерности цилиндров 95,5х79,5 мм дизель имеет пятиопорный коленчатый вал, один верхний распределительный вал, приводимый во вращение зубчатым ремнем и по два клапана на цилиндр. Соответствие нормам по токсичности Euro-3 обеспечивает установка каталитического нейтрализатора.

Снабженный таким дизелем Multivan 1,9 TDI после полной заправки своего 80-литрового бака способен проехать до 1 000 км. Компания приводит такие цифры расхода топлива на 100 км: при городском цикле – 9,5 л; при загородном – 6,7; при смешанном – 7,7 л. Максимальная скорость автомобиля составляет 159 км/ч, разгон с места до 100 км/ч занимает 18,4 с.

Учитывая тенденцию к росту спроса на более мощные дизельные версии, инженеры VW предусмотрели установку на Т5 2,5-литровых 5-цилиндровых двигателей, развивающих 130 и 174 л.с. Крутящий момент этих моторов, также имеющих турбокомпрессоры VTG и по два клапана на цилиндр, но отличающихся приводом с помощью шестерен, достигает при 2 000 мин-1 соответственно 340 и 400 Нм. Шестеренный привод распредвала, а также генератора, водяного и масляного насосов, насоса усилителя руля и насоса климатической установки не только повысил надежность автомобиля, но и сократил затраты на его тех-обслуживание. Повышенную вибронагруженность 5-цилиндрового дизеля сглаживает гаситель крутильных колебаний, размещенный на маховике.

Динамические характеристики дизельных версий с 5-цилиндровыми моторами очень высоки, а их экономичность значительно выше, чем близких моделей с бензиновыми двигателями. Максимальная скорость 130-сильного варианта 168 км/ч, время разгона до «сотни» – 15,3 с. Аналогичные цифры для 174-сильного автомобиля – 188 км/ч и 11,8 с. Расход топлива обеих версий идентичен: при городском цикле он составляет 10,5 л, при загородном – 6,6, при смешанном – 8,0 л. Любопытно, что с 5-цилиндровыми дизелями Multivan 2,5 TDI производят при движении меньший шум, чем с четырехцилиндровым. Замеры показали, что в первом случае величина внешнего шума не превысила 77 дБ(А) с 130-сильным мотором и 75 с 174-сильным, в то время как во втором она равнялась 80 дБ(А).

Новинки можно приобрести также с двумя бензиновыми двигателями. Один из них хорошо знаком по модели VW Sharan. При рабочем объеме 2,0 л и двух клапанах на каждый из четырех цилиндров его мощность составляет 115 л.с. Двигатель отличается тихой работой и высокой эластичностью. Максимальное значение крутящего момента, равное 170 Нм, практически постоянно в диапазоне оборотов от 2 600 до 4 000. Multivan 2,0 разгоняется с места до 100 км/ч за 17,8 с и достигает максимальной скорости 163 км/ч. Его расход топлива при городском цикле – 14 л/100 км, при загородном не превышает 9,2 и при смешанном равен 11,0 л/100 км. Трехкомпонентный нейтрализатор гарантирует выполнение экологических норм Еuro-4.

Специальные, наиболее богато укомплектованные версии грузопассажирских моделей Multivan могут поставляться с V-образными 6-цилиндровыми 24-клапанными моторами рабочим объемом 3,2 л, которые разрабатывались для престижного легкового автомобиля VW Phaeton. С ними автомобили приобретают возможность разгоняться до «сотки» за 10,5 с; при этом их максимальная скорость ограничена 206 км/ч. Мощный (230 л.с. при 6 200 мин-1) и эластичный мотор (максимум крутящего момента, 320 Hм, достигается при 2 900 мин-1) очень компактен благодаря углу между рядами цилиндров, равному 15о (так называемая конфигурация VR6), имеет 7-опорный коленвал и цепной привод двух верхних распредвалов. Фазы газораспределения у него регулируемые, и это обстоятельство играет большую роль в достижении высокой экономичности. Multivan 3.2 расходует при городском цикле 16,9 л, при загородном 9,4 и при смешанном 12,2 л. В отличие от всех остальных модификаций он выпускается только с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией, что позволяет оценивать его «прожорливость» как весьма умеренную.

Что касается трансмиссий, то автомобили комплектуют на заводе как 5- и 6-ступенчатыми механическими коробками передач, 6-ступенчатым двухрежимным «автоматом», так и системой полного привода «4 motion» с электронно-управляемым многодисковым гидравлическим сцеплением Haldex в роли межосевого дифференциала, заменившим устаревшую виско-муфту. Привычная для слуха трансмиссия Syncro теперь не выпускается. Новая система «4 motion» обладает более высоким быстродействием и предсказуемостью, что необходимо для обеспечения высоких параметров устойчивости и управляемости автомобилей.

Останавливаясь на этом более подробно, укажем, что именно стремление кардинально улучшить поведение автомобилей на дороге при движении с большими скоростями является причиной разработки новой ходовой части. Концерн VW считает, что результат превзошел ожидания, и достигнутые параметры курсовой устойчивости и держания траектории в поворотах очень хороши.

Внешняя характеристика 5-цилиндрового дизеля мощностью 130 л. с.

Не последнюю роль в этом сыграло значительное повышение жесткости кузова на кручение и удачный подбор кинематик передней и задней подвесок. Впервые на моделях появились компактные (miniblok) пружины в задней подвеске и регулируемые (по параметру вертикальной нагрузки) задние амортизаторы.

Спереди снизу на кузов устанавливается мощный подрамник, на котором закреплены поперечные рычаги независимой подвески Макферсон, стабилизатор поперечной устойчивости и реечное рулевое управление с усилителем. Задняя подвеска также независимая, с диагональными рычагами, стабилизатором поперечной устойчивости, бочкообразными пружинами с прогрессивной жесткостью и телескопическими амортизаторами.

VW первым в этом секторе рынка начал оснащать свои машины системой Brake Assistant, увеличивающей давление в тормозной магистрали в случае экстренного торможения. Она является стандартным оборудованием для моделей с двигателем V6 и 174-сильными дизелями и дополняет систему электронной стабилизации движения. Исследования показали, что большинство водителей в случае опасности не дожимают педаль тормоза, из-за чего не включается АБС. Как результат, тормозной путь автомобиля оказывается больше возможного. Brake Assistant, связанная напрямую с АБС, полностью снимает эту проблему. Пока она не нашла повсеместного применения даже на легковых моделях, тем отраднее отметить лидерство VW в вопросах обеспечения безопасности коммерческих автомобилей.

Внешняя характеристика 5-цилиндрового дизеля мощностью 174 л. с.

Эту же мысль подтверждают и мощные дисковые вентилируемые тормоза, установленные как на передних, так и на задних колесах. При этом диаметр дисков равен 16 дюймам для моделей с мощностью двигателей менее 174 л.с. Более мощные автомобили оснащают 17-дюймовыми дисками. Противобуксовочная система доступна за дополнительную плату. Передний мост может иметь также дифференциал с электронной блокировкой, а модели с двигателем V6 даже имеют в списке заказного оборудования ESP – систему электронного поддержания курсовой устойчивости.

И, наконец, о рулевом управлении, о совершенстве которого также позаботились конструкторы. Его можно назвать весьма чувствительным (от упора до упора рулевое колесо совершает 3,3 оборота) и информативным. По сравнению со старыми моделями минимальный радиус поворота сокращен более чем на 0,5 м. И это несмотря на установку более широких и солидных шин размером 215/65R 16 102H и увеличению базы до 3 000 мм (модели с двигателем V6 оснащают шинами размерностью 235/55 R17 102H).

Выпуск моделей Multivan, премьера которых состоялась на Женевском автосалоне, намечен на II квартал 2003 г. В России семейство Т4 пользовалось большим спросом. Есть все основания полагать, что Multivan пятого поколения не нарушит этой традиции.