Actros нового поколения

В. Мамедов

Если до конца 70-х годов прошлого века основной движущей силой прогресса было повышение уровня жизни и соответственно ужесточение требований к эксплуатационным характеристикам автомобилей, то в последние десятилетия развитие техники определяется все более жестким экологическим законодательством. И вот, пожалуйста: едва вступили в действие нормы токсичности Euro-3, как ведущие автостроители начали выводить на рынок кардинально обновленные модельные ряды грузовиков, конструктивно подготовленные к доработке на соответствие нормам Euro-4 и Euro-5. В прошлом году Volvo начала продажи переработанных и обновленных серий FH и FM, теперь глубоко унифицированных между собой. А с начала этого года DaimlerChrysler выводит на рынок Actros нового поколения.

Mercedes-Benz Actros – один из самых популярных полноразмерных грузовиков Европы. С 1996 г. с конвейера завода в г. Верте сошло более 230 тыс. машин этого обширного семейства, занимающего почетную пятую часть западноевропейского рынка. Эти грузовики экспортировались из Германии в 98 стран, хорошо известны они и в России.

Однако время диктует перемены, и осенью 2002 г. на автосалоне в Ганновере концерн DaimlerChrysler показал обновленный Actros – автомобиль, в значительной степени созданный по результатам обширных опросов водителей машин прежней серии. Работая над обновлением автомобиля, конструкторы и дизайнеры уделяли внимание любым их замечаниям и пожеланиям.

Внешне новые автомобили отличаются иными формами, передним бампером и облицовкой радиатора. Тягачи стали выглядеть солиднее и современнее, при этом большинство штампованных деталей кабины остались неизменными, что благоприятно сказалось на цене. Если приглядеться к задней стенке кабины, замечаешь выштамповку, которой раньше не было. Благодаря ей полезная длина кабины увеличилась на 110 мм. Испытания показали, что новая кабина аэродинамически более совершенна. Новые ксеноновые фары, устанавливаемые пока на заказ, благоприятно влияют на безопасность, поскольку охватывают светом больший сегмент дороги и уменьшают утомляемость водителя при езде ночью.

В салоне

Традиционно флагманом семейства является магистральный тягач. Именно в его кабине и должны быть реализованы пожелания водителей-дальнобойщиков.

Первое впечатление очень хорошее. Интерьер обновлен настолько, что от старого Actros ничего не осталось. Передняя панель плавно выгибается в средней части, щиток и органы управления, размещенные перед глазами водителя, смонтированы на плоскости, отделанной «под дерево». Водители подсказали дизайнерам, что радио лучше установить над головой человека, сидящего за рулем, а часть управления аудиосистемой вывести на рулевое колесо.

Новые, более эффективные дефлекторы системы отопления, перенос рычага стояночного тормоза на передний щит, более удобный держатель авторучки на приборной панели, выдвижной столик между сиденьями, удобные держатели термоса и стаканов – все это должно сделать работу водителя менее утомительной, быстрее снять напряжение в минуты отдыха. И, в конечном счете, все это повышает эффективность эксплуатации грузовика.

В зависимости от желания заказчика в кабине можно устанавливать пассажирское кресло, максимально удобное для отдыха в пути, обычное сиденье со складывающейся спинкой, наконец, вместо него может быть оставлено свободное пространство. Новый Actros получил улучшенный варианты спальных полок. Нижняя полка (шириной 600 мм) имеет новый мягкий пружинный матрас, а верхняя, размером 800х2 020 мм, впервые имеет матрас с контурной ортопедической основой и специальными пластинчатыми пружинами.

И кровать, и сиденье с откидывающейся спинкой отмечены «знаком качества» авторитетной немецкой ортопедической ассоциации «Здоровая сила». Еще одна бросающаяся в глаза новинка – «джойстик» управления коробкой передач теперь размещается на правом подлокотнике, для удобства откидывающемся в вертикальное положение.

Большое внимание при модернизации Actros было уделено улучшению системы отопления и кондиционирования. На выбор предлагают несколько вариантов: от базового, воздушного, до сложных автоматически действующих комплексов, которые вместе с улучшенной системой освещения салона создают домашнюю и здоровую среду для работы и отдыха во время продолжительных рейсов. При этом количество мест для личных вещей, багажа, одежды и инструмента в новой кабине Actros удвоилось.

Дизели и трансмиссии

На машинах нового семейства устанавливаются прежние V-образные 6- и 8-цилиндровые дизели, правда, оснащенные новыми форсунками, блоками управления и некоторыми комплектующими для достижения большей мощности и крутящего момента. Главное отличие этих моторов – весьма умеренный «аппетит» в потреблении топлива. Шестицилиндровый ОМ 501 LAV6 имеет пять модификаций мощностью от 320 до 456 л.с., V-образная «восьмерка» предлагается мощностью от 503 до 578 л.с. Трансмиссии больших изменений не претерпели, а вот электрооборудование машин заметно стало легче – длину кабелей удалось сократить на 15%, а число соединений почти вдвое.

Ходовая часть

Пожалуй, самой интересной новинкой DaimlerChrysler стала односкатная ошиновка задних колес суперширокой и сверхнизкопрофильной по «грузовым» понятиям резиной Bridgestone. Пока такие шины размерностью 495/45 R22,5 предлагаются на заказ. Они интересны и тем, что содержат еще одну «внутреннюю» шину, позволяющую автомобилю двигаться при проколе основной покрышки, и оборудованы системой, следящей за внутренним давлением воздуха.

Тягач, оснащенный такими шинами, любопытен еще и тем, что вместо привычных четырех пневмобаллонов в задней подвеске он имеет всего два, что позволило уменьшить массу тягача на 90 кг. Учитывая, что одинарные шины, кроме меньшего сопротивления качению, обладают еще и большей грузоподъемностью, допустимая нагрузка на седло увеличилась на 200 кг. Специалисты отмечают также меньший расход топлива у автомобиля такой комплектации.

Размещение оборудования на раме автомобилей нового семейства отличается от прежних моделей. В так называемый «интегральный задок» рамы (между мостом из задней поперечиной) «переехали» две аккумуляторные батареи и баллоны пневматической тормозной системы. В то же время осушитель сжатого воздуха, четырехконтурный предохранительный клапан и кран управления тормозами прицепа размещены внутри лонжеронов рамы.

Благодаря измененной компоновке тягачи теперь можно на заводе оснащать огромными топливными баками общей емкостью 1 400 л. Это, во-первых. А во-вторых, в пределах базы зарезервировано место для установки специального оборудования, которое станет необходимым для выполнения экологических норм Euro-4 и Euro-5. Сегодня «интегральный задок» пока находится в списке опций. В базовую комплектацию он входит только у тягачей с кабинами Megaspace. Напомним, что единая компоновка «интегрального моста» разработана для версий Actros с колесной формулой 4х2, 6х2/2 и 6х2/4.

Новое семейство

Семейство Actros (от модели 1832 до 4158) включает в себя седельные тягачи, бортовые грузовики, а также самосвалы, на которые устанавливают шесть типов кабин. Модели могут иметь 12 колесных баз. Всего новое семейство Actros насчитывает 530 модификаций.

Производство тягачей началось в январе 2003 г. Весной к ним добавятся шасси, позднее – строительные машины, включая многоосные варианты. Полностью вся новая серия Actros будет освоена к концу лета. Предполагается, что продажи машин достигнут 3 300 в месяц.

Mercedes-Benz Actros уже находится на Дмитровском автополигоне. Узнав об этом, мы обратились в компанию «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» с просьбой разрешить знакомство с машиной прямо на полигоне. «Нет, – последовал ответ, – сначала сертификация, и только потом представление журналистам». Ну что ж, позиция понятная. Будем ждать завершения сертификации. И мы теперь точно знаем, что новые Actros уже в России, и их продажи вот-вот начнутся.