Осенние премьеры Renault Trucks

В. Мамедов

Отсчет времени в автомобильной промышленности в Европе идет по календарю, непривычному пока еще в России: модельными годами. И если астрономический 2003 г. едва успел начаться, то для грузовиков 2003 модельный год продолжается уже несколько месяцев. Начало ему дал традиционный, самый крупный в Европе смотр грузовиков и автобусов, прошедший осенью 2002 г. в павильонах и на открытых площадках Ганноверского экспоцентра. На этот раз он был скромнее, чем обычно. Многие крупные фирмы (к примеру, IVECO) не приняли в нем участия, и причина тому – затяжной спад продаж новых грузовых автомобилей, переживаемый всей Западной Европой.

Коробка передач Optidriver

По оценкам экспертов, оживления стоит ожидать не ранее, чем через 3 года, и это, бесспорно, отражается на стратегии автомобильных компаний. При сокращении продаж особенно актуальными становятся повышение эффективности работы, всеобщая экономия и поиск новых рынков сбыта. Кстати, изменен и сам порядок проведения «грузовых» автосалонов. Отныне в январе или в феврале их просто не будет. Все международные выставки грузовиков будут проходить в сентябре, поочередно в Амстердаме и Ганновере.

Мы же, начиная с этого номера, будем знакомить читателей с модельными рядами грузовиков наступившего модельного года по материалам Ганноверского автосалона. Сегодня наш рассказ о машинах 2003 модельного года компании Renault Trucks.

После заключения в 2000 г. соглашения с Volvo Trucks о создании нового объединенного транснационального концерна, куда вошло и американское отделение Mack Trucks, положение французской фирмы упрочилось. Если в 1999 г. компания Renault Vehicles Industriels имела на европейском рынке тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т долю в 12,1%, то в I полугодии 2002 г. (в условиях спада) Renault Trucks занимала уже 13,7%. Улучшилось положение в сегменте рынка грузовиков полной массой свыше 6 т (13,2%), в классе машин полной массой от 6 до 15,9 т – 11,9%.

Master

Компания полностью обновила модельный ряд, расширила дилерскую сеть и повысила эффективность самих автомобилей. За I полугодие 2002 г. Renault Trucks удалось реализовать 32 862 грузовика, из которых 16 141 – тяжелый. По сравнению с I полугодием 2001 г. падение продаж оценивается в 1,8%. В страны Западной Европы поставлено (и продано) 27 943 автомобиля против 28 913 за I полугодие 2001 г. (падение продаж 3,4%). Однако в страны Восточной Европы удалось продать 1 817 грузовиков, что на 35% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди самых удачно продающихся семейств на первое место вышел обновленный Renault Midlum, производство которого выросло на 59%.

В результате Renault Trucks вышла на третье место среди производителей грузовиков в Европе, причем во всех отдельно взятых сегментах автомобильного рынка. Заметим, что руководство фирмы прилагает все усилия к развитию успеха. В ближайшие несколько лет компания планирует инвестировать в производство более 100 млн. евро. В частности, 42 млн. предполагается вложить в развитие завода в г. Венизе по выпуску двигателей рабочим объемом от 3 до 11 л, а также расширение Технического центра при нем. Как известно, на этом предприятии предполагается сборка дизелей рабочим объемом 9 и 11 л для Volvo Trucks. 30 млн. будет вложено в расширение завода в г. Бленвилль, главного поставщика автомобилей семейства Midlum. Будут модернизированы цеха сварки и окраски кабин, которыми оснащают также грузовики фирм Mack Trucks и DAF.

Mascott

Напомним, что завод в г. Бурген Брессе выпускает грузовики семейств Magnum и Premium, в г. Бленвилль, кроме грузовиков Midlum, изготавливается станочное оборудование и кабины для сторонних заказчиков. Завод в Лиможе производит военные грузовики, а также специальные, выпускаемые малыми сериями, и кроме них – широкий спектр запчастей. Автозавод в г. Виллаверде (Испания) собирает строительные грузовики Kerax, а завод в Венизе выпускает мосты, штампованные детали, двигатели и некоторые другие изделия, идущие на другие заводы. Испытательный центр с полигоном компании Renault Trucks расположен в г. Ла Валбонн.

Прежде чем перейдем к автомобилям, отметим, что на выставке в Ганновере компания представила новую, полностью автоматическую, электронно-управляемую коробку передач, получившую название Optidriver. Она может выпускаться в двух вариантах. Значительно улучшена работа нового поколения информационной системы Infomax, также впервые представленной на салоне.

В 2003 г. компания предлагает широкий спектр грузовых автомобилей полной массой от 3,5 до 100,0 т, оснащенных двигателями мощностью от 90 до 480 л.с. Около 500 базовых моделей и 10 тыс. их вариантов рассчитаны на удовлетворение запросов самых разных клиентов. Автомобили объединены в семь семейств: Master, Mascott, Midlum, Premium, Kerax, Sisu и Magnum.

Mascott

Master. Выпускаемое ныне семейство легких грузовых автомобилей Master впервые появилось на Европейском рынке в 1997 г. Автомобили отличает переднеприводная компоновка и рамное шасси. Поперечно установленные силовые агрегаты представляют собой сочетание 4-цилиндровых дизелей с 5-ступенчатой механической трансмиссией. Восьмиклапанный 1,9-литровый дизель, снабженный турбонаддувом и системой впрыска Common Rail, развивает 82 л.с. при 3 500 об/мин и максимальный крутящий момент 200 Нм при 2 000 об/мин. Шестнадцатиклапанный турбодизель с аналогичной системой питания при рабочем объеме 2,2 л немного мощнее – 90 л.с. при 3 600 об/мин и 260 Нм при 1 760 об/мин. С увеличенным до 2,5 л объемом он выдает уже 115 л.с. при 3 500 об/мин и 290 Нм при 1 600 об/мин.

Автомобили имеют переднюю независимую пружинную подвеску колес на поперечных рычагах. Задняя подвеска ведомой жесткой оси рессорная или, по заказу, пневматическая. Диапазон полной массы грузовиков и фургонов от 2,8 до 3,5 т. 16-местный автобус имеет полную массу 3,9 т.

Каталог предлагаемых вариантов содержит шасси с обычной и удлиненной кабинами, грузовые и грузопассажирские цельнометаллические фургоны, два типа автобусов, а также бортовые грузовики и самосвалы с короткой и длинной кабинами. Величина колесной базы может быть выбрана из диапазона: 3 080, 3 580 и 4 080 мм. Фургоны имеют полезный объем кузова от 8 до 13,9 м3 и предлагаются как со стандартной, так и с увеличенной высотой крыши. Их грузоподъемность составляет от 1,08 до 1,8 т.

Midlum

Mascott. Это семейство пришло на смену моделям Messenger в 2000 г. Машины оснащают кабинами Master. Они имеют классическую заднеприводную компоновку и рамное шасси. Подвеска переднего и заднего неразрезных мостов рессорная, но дисковые тормоза установлены на всех колесах. Задние колеса всех модификаций семейства имеют двускатную ошиновку.

Автомобили могут поставляться в виде шасси с элементами кабины без стенок и крыши, шасси с обычной и удлиненной, сдвоенной кабиной, цельнометаллических фургонов с нормальной и приподнятой крышей, самосвалов с задней и трехсторонней разгрузкой, фургонов с полезным объемом кузова до 20 м3, а также грузовиков с бортовой платформой. Полная масса многочисленных вариантов находится в диапазоне от 3,5 до 6,5 т, грузоподъемность составляет от 1,5 до 4,5 т.

Mascott снабжен 4-цилиндровым дизелем SOFIM в трех исполнениях по мощности. Два дизеля – атмосферные, мощностью 106 и 125 л.с. при 3 600 об/мин. Третий вариант – турбонаддувный, с турбиной с изменяемой геометрией и впрыском топлива Common Rail. Его мощность 140 л.с. при 3 600 об/мин.

В 2003 г. покупателям предлагают специальную комплектацию кабин Privilege, доступную «в базе» на моделях со 140-сильным дизелем, и по заказу – для версий со 106 и 125-сильными моторами. В комплект оборудования Privilege входят дистанционное управление замками дверей, электростеклоподъемники, два электрообогреваемых зеркала с дистанционным управлением, «круиз-контроль» с его отключением при разгоне и торможении, специальное водительское кресло на подвеске, магнитола с пультом управления на рулевой колонке, дополнительная внешняя ступенька кабины.

Midlum

Midlum. После дебюта семейства в июне 2000 г. продано 25 тыс. этих современных грузовиков, что красноречиво свидетельствует об их удачной конструкции. Выпускается обширное семейство моделей с полной массой от 7,5 до 18 т, оснащаемое 4- и 6-цилиндровыми дизелями мощностью от 152 до 265 л.с. В 2003 г. в производстве будут находиться 53 базовые модели. Число версий на их основе, включая полноприводные модификации и автомобили со специальным оборудованием, составляет несколько сотен. Трехосных модификаций в семействе Midlum пока нет. Все двухосные могут иметь одну из трех основных кабин: короткую, с полезной длиной 1 363 мм; Global, удлиненную на 400 мм; или двойную, с полезной длиной 2 742 мм, четырьмя дверями, рассчитанную на 6/7 мест. Разработано четыре уровня комплектации кабин (Relax, Office, Utility, Night), дополняющих стандартное оснащение такими позициями, как кресло водителя с возможностью его сдвигания назад, специальные кресла для пассажиров, различные ящики для хранения вещей, задние окошки, складывающиеся кушетки и многое другое. Все это повышает интерес покупателей к представителям семейства, помогая им лучше приспособить автомобиль к реальным условиям.

Гамму грузовиков Midlum комплектуют двумя новыми дизелями, отвечающими нормам Euro-3 и оснащенными системой непосредственного впрыска топлива Common Rail. Четырехцилиндровый дизель рабочим объемом 4 л развивает мощность 152 и 174 л.с., шестицилиндровый литражом 6,2 – 215 и 265 л.с. Оба двигателя отличаются экономичностью и высокой тяговитостью. Максимальные значения их крутящих моментов (550, 580, 700 и 900 Нм соответственно) приходятся на малые обороты и сохраняются в широком диапазоне: от 1 200 до 1 700 – 1 900 об/мин. Помимо шести типов механических коробок передач в 2003 г. предусмотрена установка автоматической Allison, которая будет предлагаться для пожарных, городских развозных и мусороуборочных машин.

Midlum

На грузовиках Midlum могут устанавливаться ведущие мосты, как с колесными редукторами, так и без них. Вместо рессорной подвески сзади можно заказать пневматическую, с дистанционной регулировкой высоты задней части рамы. Все модели серийно оснащают АБС. Интервалы технического обслуживания составляют: для 4-цилиндрового двигателя 50 тыс. км, 6-цилиндрового 60, заднего моста 160, механических коробок передач 300 тыс. км.

Современные электронные системы существенно снижают издержки эксплуатации, позволяют оптимально отслеживать состояние автомобиля и продлевать срок его службы. Новейшая из них, V-MAC (Vehicle Management and Control) включает в себя два электронных вычислительных устройства и систему постоянно взаимодействующих датчиков и элементов управления. Благодаря этому информация о состоянии узлов и систем автомобиля доступна в любой момент времени. V-MAC управляет работой дизеля, тормозной системой грузовика и системой круиз-контроля, если она установлена. Постоянно ведется внутренняя диагностика систем автомобиля и анализ параметров их работы. Водителю остается только периодически считывать поступающую информацию и вовремя обращаться в сервис для обслуживания и устранения неисправностей.

Данные об эффективности использования грузовиков дает водителю или руководителю транспортной фирмы система Infomax, способная представить на дисплее микрокомпьютера соответствующие сведения. Они помогут спланировать операции по техническому обслуживанию каждой машины, дадут реальную картину расхода топлива в разных режимах, что также способствует улучшению работы грузовика.

Premium

Для эксплуатации в тяжелых условиях гамма Midlum включает шесть вариантов моделей Midlum BTP с усиленным шасси повышенной грузоподъемности, более эффективной тормозной системой и особой комплектацией.

Для работы на строительстве предлагаются специальные шасси Midlum Construction (две модели), имеющие увеличенный клиренс, усиленные подвески, кронштейны для крепления специального оборудования, иные межосевые расстояния. Полная масса этих моделей составляет 13 и 18 т, они оснащаются дизелями мощностью 215 и 265 л.с.

Premium. Автомобили семейства выпускаются с 1996 г. и предназначены как для развозной работы (серия Distribution), так и для региональных перевозок (Premium Long Distance). Семейство насчитывает в 2003 г. более 260 базовых двухосных моделей с полной массой от 11,8 до 19 т. Полная масса трехосных (6х2) версий доходит до 26 т. Полная масса автопоездов с тягачами Premium ограничена 40/44 т.

На машины устанавливают 6-цилиндровые дизели рабочим объемом 6 и 11 л мощностью от 215 до 412 л.с. Наибольшее распространение в Европе получили тягачи с 6-цилиндровым дизелем мощностью 313, 362 или 412 л.с. при 1 900 – 2 000 об/мин и максимальным крутящим моментом 1 210, 1 670 и 1 870 Нм при 1 000 – 1 700 об/мин. На выбор предлагают семь вариантов механических коробок передач ZF, две из которых (ZF ASTronic) с переключением секвентального или последовательного типа. С сентября 2002 г. устанавливается новейшая автоматическая трансмиссия Optidriver.

Premium

Среди новых агрегатов и систем, появившихся на машинах в последнее время, необходимо отметить дисковые тормоза на всех колесах, электронные системы V-MAC и Infomax, а также новую пневматическую подвеску Airtronic, устанавливаемую серийно на задних мостах и по заказу на передних.

Внедрение дисковых тормозов на всех колесах совпало по времени с началом установки еще ряда систем, обеспечивающих улучшение работы тормозной системы. Во-первых, электропневмосистема EBC (Electronic Braking System), уменьшающая время срабатывания, равномерно распределяющая тормозные силы (снижается износ колодок) и способствующая более плавному торможению. Во-вторых, тягачи с колесной формулой 4х2 получили новые системы WCS. (Wear Control System), улучшающую действие тормозов в любых дорожных условиях, CFCS (Conpling Force Control System), оптимально распределяющую энергию торможения, и WMS (Weer Monitoring System), передающую информацию об износе элементов тормозной системы автопоезда на панель приборов в систему Infomax.

Kerax. Грузовые автомобили этого семейства, появившиеся в производственной программе компании в 1997 г., предназначены для тяжелой работы на грунтовых дорогах, на строительстве и т.д. Они имеют более прочные рамы, подвески и мосты, хотя используют многие агрегаты и узлы Premium. В 2003 г. семейство Kerax выросло до 110 базовых моделей с полной массой от 19 до 40 т и мощностью двигателя от 265 до 412 л.с. Масса автопоездов с тягачами Kerax может достигать 80 т. Автомобили выпускаются с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6 и 8х4. На грузовиках ставят как короткие, так и удлиненные кабины, в том числе Global в вариантах Utility и Night. Кабины оснащены усиленными амортизаторами.

Premium

В качестве силового агрегата применяют 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 11 л мощностью 265, 313, 362 и 412 л.с. Для более точного соответствия конструкции автомобиля условиям работы предусмотрен выбор из трех шасси, построенных по модульному принципу: Light (установка бетоносмесителя, доставка грузов), Medium (самосвал, автоцистерна, коммунальное оборудование), Heavy (карьерный самосвал). Все модели могут иметь ведущие мосты с колесными редукторами, оснащаться блокируемыми межколесными и межосевыми дифференциалами. Подвеска мостов рессорная. Только на тягачах с колесной формулой 4х2 возможна установка задней пневматической подвески. Тормоза только барабанные. Повышенная проходимость автомобилей обеспечивается и солидным клиренсом. К примеру, трехосный (6х4) грузовик на шинах размером 12R22,5 имеет дорожный просвет (мм): под передней осью – 390; под бамперами – 700; под глушителями – 440; под первой, убирающейся ступенькой – 500; под топливным баком – 550.

Magnum. Модернизированное семейство тяжелых тягачей Magnum, включающее двух- и трехосные шасси с колесной формулой 4х2, 6х2 и 6х4, оснащают 12-литровыми высокомоментными двигателями гаммы E-Tech мощностью 400, 440 и 480 л.с. Максимально допустимая масса одиночных грузовиков – 19 т, автопоездов – 44 т. Коробки передач механические ZF или, по заказу, ZF Tronic.

Magnum

С сентября 2002 г. в списке заказного оборудования появилась автоматическая трансмиссия Optidriver. С конца 2000 г. модели семейства предлагаются со всеми дисковыми тормозами, гидравлическим тормозом-замедлителем и всеми электронными системами, с которыми читатель уже познакомился.

Sisu. В начале 1997 г. с финской компанией SISU было заключено соглашение о создании совместного предприятия с 50% акций компании Renault. С тех пор в гамме моделей Renault Trucks появились мощные тягачи с кабинами семейства Premium. Оснащенные дизелями E-Tech мощностью 480 л.с., с колесной формулой 4х2 и 6х4 они отличаются особо прочными рамами и ходовой частью. Сфера применения гаммы моделей Sisu достаточно узка: это вывоз леса, длинномеров, в меньшей степени – международные перевозки. Автомобили отличает солидный клиренс, высокая долговечность и высокая цена. Ежегодный выпуск машин составляет не более четырех сотен. Главным их покупателем являются страны Скандинавии.