Volvo FH12T: лучшее – враг хорошего

В. Мамедов

С овсем недавно серия магистральных грузовиков Volvo FH прошла обновление, причем объем изменений в конструкции машины был столь велик, что позволил международному жюри европейского конкурса «Грузовик года» вторично присвоить серии FH12 этот почетный титул в 2000 г. (первый компания получила в 1994 г., сразу после премьеры грузовика, состоявшейся годом раньше). И вот, пожалуйста, в октябре прошлого года в окрестностях испанского города Малаги журналистам была представлена под тем же именем очередная новинка – кардинально усовершенствованная серия магистральных тягачей FH.

Следуя поговорке «лучшее – враг хорошего», конструкторы Volvo Trucks ни на минуту не останавливали своей творческой активности. Целью очередной модернизации стало закрепление и упрочение лидирующих позиций на ряде рынков. Кстати, из 250 тысяч проданных с 1993 г. тягачей FH немалое количество успешно работает в России, укрепляя высокую репутацию шведской марки. У наших автотранспортников, людей, порой не склонных на красивые выражения, тяжелые грузовики Volvo популярны.

Эволюция вместореволюции

Что же изменилось в моделях 2001 г., представленных в Испании и окрашенных в новый для компании цвет, названный «жженая охра»? Обновленным оказалось многое: кабина, двигатели, трансмиссия, шасси. Вместе с тем облик FH остался узнаваемым, и весь процесс модернизации скорее можно назвать эволюционным, чем революционным.

Боковые противоподкатные брусья закрыты откидывающимися панелями

Сохранив всю верхнюю надстройку кабины, конструкторы и дизайнеры изменили ее нижнюю часть. В первую очередь, бросаются в глаза новые светотехнические элементы, под единым покровным стеклом которых сгруппированы фары – ближнего и дальнего света, а также противотуманные, с указателями поворотов. По заказу новые модели могут оснащаться головным светом с мощными газоразрядными лампами (HID), не только лучше освещающими дорогу, что повышает безопасность, но и служащими значительно дольше, чем галогенные.

«Двухэтажная» решетка радиатора на бампере зрительно скрывает две откидные ступеньки, облегчающие труд водителя при ежедневном обслуживании. Так, стоя на верхнем порожке, стало значительно легче доливать масло в двигатель или жидкость в бачок омывателя, мыть ветровое стекло. Два поручня перед ветровым стеклом в таком случае выглядят совсем не лишними.

Все модификации базовой версии тягача FH отныне получат переднюю систему противоподкатной защиты (FUPS – Front underrum protection system), органично включенную в каркас кабины, и потому не добавляющую машине лишних килограммов. Задача FUPS – предотвратить попадание легкового автомобиля под грузовик при столкновении. Теперь брусья FUPS используются более рационально. На них закреплены панели обшивки и бачок омывателя. Нижняя часть бампера окаймлена пластиковым спойлером, направляющим потоки воздуха по бокам кабины и уменьшающим их проникновение в подднищевую зону, где находится масса плохо обтекаемых агрегатов. Снижению лобового сопротивления автопоездов конструкторы кабины уделяли особое внимание.

Завершая рассказ о внешности машины, нельзя не отметить появление новых, более крупных по размеру наружных зеркал, установленных на более мощных кронштейнах, а также новых боковых панелей на шасси с брусьями противоподкатной защиты (SUP). Естественно, при техобслуживании как панели, так и брусья легко приподнимаются. Нельзя не заметить и новых топливных баков D-образной формы, отличающихся увеличенной емкостью. Их применение позволило более рационально использовать пространство между передним и задним мостами. Предусмотрено несколько вариантов размещения баков и аккумуляторного ящика. По желанию покупатель может выбрать машину с 690-, 770- или 1 180-литровыми баками. В последнем варианте автопоезд способен преодолеть без дозаправки около 3 тыс. км.

Покупатель также выбирает высоту размещения седельного устройства (имеется четыре варианта), впрочем, как и всю комплектацию шасси. Кстати, подниматься в кабину, благодаря усовершенствованным ступенькам, стало намного удобнее. А для безопасности этого процесса создатели кабины вмонтировали в дверной проем лампу подсветки ступенек.

Противоподкатный брус интегрирован в силовой каркас кабины

Все несущие элементы кабины компания Volvo Trucks изготавливает из оцинкованной стали либо из пластика. Кабина защищается от коррозии на заводе и окрашивается по собственной уникальной технологии, сочетающей высокое качество с минимальным вредным воздействием на окружающую среду. Для обслуживания двигателя кабина поднимается на 70° гидравликой с приводом от ручного или электрического насоса.

Кабина с обеденным столом

Последние достижения в области создания комфортабельных условий для водителя и его напарника в продолжительном рейсе компания Volvo продемонстрировала на примере обновленного интерьера самой просторной кабины Globetrotter XL нового семейства FH12 4х2Т.

Основная идея модернизации интерьера была проста: постараться сделать так, чтобы человеческий фактор самым оптимальным образом «работал» на достижение лучшего экономического результата. Что для этого нужно? Совсем немного: чтобы человек за рулем долго не уставал, вокруг него должен быть оптимальный микроклимат, чтобы управлять машиной было легко, и чтобы водитель высыпался бы за ночь, проведенную в кабине.

Новый бак

Машина получила много усовершенствований, сделавших пребывание водителя на рабочем месте более привлекательным. Самая впечатляющая новинка – офисно-обеденный комплекс, который возникает за передними сиденьями кабины в результате легкой трансформации нижней спальной полки. Вспомнилось аналогичное решение раскладной боковой нижней полки в плацкартном вагоне. Странно, почему оно раньше не приходило в голову разработчикам кабин?

На новой, со скругленными краями передней панели обнаруживаем обновленную комбинацию приборов. В ее центральной части появился информационный дисплей. Органы управления аудиосистемой и мобильным телефоном вмонтированы прямо в спицы нового рулевого колеса. Пользоваться ими стало не только удобно, но и безопасно. Микрофон на специальном кронштейне и динамик телефона вмонтированы в спинку сиденья водителя. Это остроумное решение позволяет отвечать на звонки, не отрывая взгляда от дороги, а рук – от руля.

Что касается спальных мест, то модернизированная серия может похвастать новыми, более комфортабельными койками увеличенной ширины, которые легко складываются и закрепляются на стенке кабины. Над сиденьем водителя и над спальным местом теперь располагают вещевые отсеки, а подстраховать водителя от падения с верхней полки, призвана специальная защитная сетка.

Машина получила много усовершенствований, сделавших пребывание за рулём привлекательнее

Уже упоминавшийся экран, установленный на самом видном месте приборной панели, может убираться в ее «право». Это признак того, что тягач оснащен информационной системой Dynafleet последнего поколения. Ее функция – собирать информацию о времени, проведенном водителем за рулем грузовика, и техническом состоянии автомобиля и сообщать ее как человеку за рулем, так и транспортной компании, отправившей автопоезд в рейс. Естественно, в последнем случае без Интернета обойтись было бы невозможно, а значит, тягачи оборудуют на заводе бортовым компьютером.

Нельзя не сказать также о новой системе климат-контроля, заботливо предусмотренных конструкторами местах для установки микроволновой печи, мини-холодильника, а о различного рода внутренних осветительных приборах, розетках и т.п. говорить даже не стоит.

Высокий уровень безопасности подчеркнут наличием надувной подушки, встроенной в рулевое колесо. Не забудем также о том, что модернизированная серия FH первой в мире получила электронную систему стабилизации курсовой устойчивости (ESP). Она помогает водителю контролировать поведение машины в опасной ситуации и практически предотвращает опрокидывание автопоезда на крутом повороте, уменьшает вероятность заноса на скользкой дороге, исключает складывание автопоезда. Словом, делает труд водителя менее напряженным.

В центре приборной панели появился дисплей

Turbocompound Volvo TrucksM

В Малаге журналистам продемонстрировали последнее достижение компании Volvo в моторостроении – 500-сильный дизель с системой Turbocompound. Созданный на базе известного мотора Д12, он отличается лучшей экономичностью и меньшей массой. Конструкция дизеля позволяет эффективнее использовать энергию сгоревших газов с помощью турбины, соединенной с маховиком дизеля и дающей прирост мощности. Специалисты объяснили, что подобный силовой агрегат рекомендовано использовать на тягачах, работающих в составе автопоездов на трассах с переменным рельефом, в частности, на горных дорогах. В этом случае ощутимый запас мощности позволит выдерживать высокую среднюю скорость и обеспечит лучшую экономическую эффективность автопоезда.

Вторым показанным силовым агрегатом, устанавливаемым на новые тягачи, оказался модернизированный дизель Volvo Д12-460, отвечающий нормам Euro-3.

«Автомат» для снижения расхода солярки

Настоящей сенсацией можно назвать оснащение тягачей, работающих в составе автопоезда с максимальной массой до 44 т, полностью автоматической системой переключения передач в коробке, которую конструкторы окрестили как Volvo I-Shift. Новый агрегат базируется на механической 12-ступенчатой коробке, но благодаря отсутствию синхронизаторов на целых 70 кг легче и на 150 мм короче базовой версии.

500-сильный дизель с системой Turbocompound

Работа трансмиссии увязана с системой управления двигателем и бортовой электроникой. Коробка постоянно получает информацию, обеспечивающую включение той передачи, которая наиболее соответствует условиям движения. I-Shift не только повышает комфорт и безопасность, но благодаря малой массе, оптимизации выбора передач и малым внутренним потерям на трение вносит активный вклад в снижение расхода топлива. Например, можно заказать модификацию системы переключения передач, в которой нейтральная передача включается автоматически, когда водитель отпускает педаль акселератора.

При трогании с места электронная система сама определяет уклон дороги и массу автопоезда и соответствующим образом выбирает наиболее подходящую для начала движения передачу. Рычаг переключения передач имеет эргономичную конструкцию и удобно расположен непосредственно на водительском сидении. Водитель может переключать передачи последовательно, как в автоматической коробке легкового автомобиля. В ручку переключения вмонтирована кнопка, нажав которую, можно заставить автомобиль двигаться на низких передачах. Одним толчком рычага можно переключить передачу вручную. Все функции переключения отображаются на большом информационном дисплее, расположенном на приборной панели.

Среди новых агрегатов ходовой части отметим появление запатентованных дисковых тормозов на всех колесах.

До смены масла 90 тыс. км

Модернизированные тягачи Volvo FH требуют меньших затрат на техобслуживание. Это была одна из важнейших задач, стоявших перед их создателями в начале работы.

Рекомендуемые интервалы между проведением технического обслуживания двигателей серии Volvo Д12 увеличились на 20% по сравнению с их предшественниками. С точки зрения условий эксплуатации и массы перевозимых грузов это значит, что масло в двигателе тягача, работающего в составе 40-тонного автопоезда на магистральных перевозках, подлежит замене с интервалом 90 тыс. км.

Что касается стоимости новых тягачей, то в Малаге этот вопрос остался открытым. Производство модернизированной серии FH будет развернуто с января этого года.