ЗИЛ: самосвалы московской сборки

В. Мамедов

Самосвалы с маркой «ЗИЛ» с 1949 г. сходили с конвейера не столичного автозавода, а Мытищинского машиностроительного, где изготавливали кузова, устанавливали гидравлику и производили окончательную сборку машин. На ММЗ работало специальное КБ по самосвалам, полностью снявшее все инженерные проблемы по этой продукции со столичных конструкторов.

ЗИЛ-452900 (6х6)

В нынешних условиях столичному АМО ЗИЛ оказалось невыгодно лишаться значительного объема прибыли, связанного с такой кооперацией. Между тем расширение масштабов строительства как в самой Москве, так и за ее пределами вновь оживило интерес к самосвалам грузоподъемностью от 3 до 14 т, и руководство предприятия приняло решение: возвратить самосвалы на конвейер.

Проанализировав ситуацию на рынке, заводчане решили начать с производства трехосных самосвалов грузоподъемностью 10 и 14 т, благо опыт их сборки на заводе уже имелся. Дело в том, что после пожара на КАМАЗе в течение непродолжительного времени Нижнекамский завод поставлял комплекты для сборки самосвала на зиловском трехосном шасси и, таким образом, в начале 90-х годов москвичи подобные машины уже делали.

К новому этапу в жизни завода решили подойти очень основательно, проанализировав опыт эксплуатации подобной техники, изготовленной другими заводами, в частности КАМАЗом, и разработать самосвальное оборудование, что называется, «с чистого листа». Первые результаты можно было оценить еще в прошлом году. На выставке МИМС-2000 среди иных экспонатов АМО ЗИЛ демонстрировал опытный образец новой машины. Прошел год и, хотя комплекс испытаний еще не завершен, самосвалы с маркой «ЗИЛ» пополнили каталоги предлагаемой продукции.

Новый самосвал отличает от конкурентов многое. К примеру, кузов с внутренними размерами 4 070х 2 280х870 мм. В его конструкцию заложена возможность подогрева груза выхлопными газами. Даже работающие в сравнительно мягких климатических условиях московские строители заказали заводу именно такой кузов. Теперь зимой песок и гравий не будут примерзать к его полу. Положительно воспринято заказчиками и устройство для полуавтоматического закрытия заднего борта. Условия работы шин на магистральных грузовиках и на строительных самосвалах отличаются: последние передвигаются не только по асфальту, и потому конструкторы уделили особое внимание выбору шин для самосвалов. Московский и Ярославский шинные заводы согласились начать выпуск специальных шин 10,00х20 с большим запасом прочности и усиленным кордом. Именно они и проходят сейчас на машинах ресурсные испытания.

Идя навстречу пожеланиям потенциальных покупателей, завод разработал самосвалы как на своем стандартном шасси с колесной формулой 6х4, так и на специальном, с оригинальным ведущим передним мостом, над которым работала группа под руководством зам. главного конструктора Ю. Ткаченко. Мост оказался более совершенным, чем те, что поступают на комплектацию военных вездеходов с Брянского автозавода и в дальнейшем его модификации позволят отказаться и от этого завода-смежника, а значит, иметь большую прибыль при производстве. Главное отличие нового переднего моста от старого – переход от шариковых шарниров равных угловых скоростей к сдвоенным крестовинам, что позволило увеличить угол поворота колеса с 30 до 40о. Видимо, не стоит объяснять, насколько важна строительному самосвалу маневренность. Да и в производстве новый мост оказался проще и дешевле старого.

ЗИЛ-452900

Зиловский самосвал, в отличие от других аналогичных машин, оборудован пневматической системой управления подъемом кузова. И это решение также подсказали сами строители. Преимущество такого подхода заключается в более высокой надежности устройства, а значит, и самой машины.

Сравнивая зиловский самосвал с камазовским, водители отдают предпочтение первому. Почему? Оказывается, дело в капотной компоновке новой машины. Зимой, в случае поломки шоферу ЗИЛа предоставляется возможность обогреться в кабине с включенным автономным отопителем при откинутом капоте. Камазовская кабина при ремонте, естественно, откидывается вперед и передохнуть или отогреться в ней уже нельзя.

Остается добавить, что все зиловские самосвалы уже на конвейере будут получать пологи для груза, комплектоваться модернизированной, усиленной раздаточной коробкой (для вариантов с колесной формулой 6х6) и мощным козырьком над кабиной, чтобы защищать ее от попадания груза при работе с экскаватором.

В качестве силовых агрегатов покупателям предлагают турбонаддувный дизель ЗИЛ-6453.10 мощностью 210 л.с. при 2 500 об/мин или ярославский ЯМЗ-236НЕ. Надо сказать, что последний пользуется большей популярностью. Отработанная десятилетиями V-образная «шестерка» хорошо знакома эксплуатационникам. К тому же с запчастями к ней никаких проблем на рынке нет.

Выбор коробок передач также оставлен за покупателем. Вариантов здесь несколько. Если зиловские дизели поставляются только с 9-ступенчатыми коробками Смоленского автоагрегатного завода, то ярославский – может комплектоваться как 5, так и 8-ступенчатой коробкой ЯМЗ. Все силовые агрегаты гарантируют высокие тяговые свойства самосвалов, в том числе, преодоление 30%-ного подъема из карьера.

Автомобиль-самосвал с колесной формулой 6х4

Испытания показали, что полноприводный самосвал ЗИЛ-452900 с полной массой 19,2 т, оснащенный двигателем ЗИЛ-6453.10, развивает на шоссе скорость до 95 км/ч.

Новые машины (пока опытные образцы) уже можно встретить на строительстве отдельных участков третьего кольца в Москве. На ЗИЛе рассчитывают, что Госстрой и московские строительные фирмы по достоинству оценят труд конструкторов. Самосвалами заинтересовались и крупные сельскохозяйственные предприятия. Большая грузоподъемность, хорошая проходимость и простота обслуживания должны помочь этим машинам и там занять достойное место. ЗИЛ может выпускать до 10 тысяч таких самосвалов ежегодно. Все гидравлическое оборудование на сборку будет поступать с московского завода гидроагрегатов. Есть надежды, что этот проект столичный гигант сможет успешно реализовать, и это позволит ему быстрее «встать на ноги».