KAZ – новый взгляд на транспорт будущего

В. Мамедов

Одним из самых необычных экспонатов Женевского автосалона 2001 г. был экспериментальный образец транспортного средства XXI века, созданный японскими учеными и инженерами в содружестве с итальянскими кузовщиками. KAZ (Keio Advanced Zero – Emission, т.е. «продвинутый экологически чистый автомобиль Keio») вызвал неоднозначную реакцию со стороны посетителей выставки, однако равнодушных у его стенда не было.

Рожденный в стенах частного университета Keio, старейшего образовательного учреждения Японии, основанного в 1858 г., KAZ полностью соответствует техническому заданию, полученному на его разработку от корпорации Japan Science and Technology Corporation (JST), занимающейся базовыми научными исследованиями и новыми технологиями. В рамках осуществляемой ею программы CREST (Core Research for Evolutional Science and Technology), которая финансируется из государственных источников, корпорация заказала создание автомобиля будущего коллективу университетских специалистов, возглавляемому Хироши Шимизу, большому авторитету в области транспорта с экологически чистыми силовыми установками.

Автору этих строк на выставке удалось познакомиться с господином Шимизу и непосредственно от него узнать о новой машине и трудной дороге творчества, которая привела к ней.

Невысокий, стройный человек на вид лет шестидесяти с большим интересом ответил на все мои вопросы, а узнав о том, что я корреспондент журнала пишущего о грузовиках, сказал следующее: «KAZ – многоцелевая платформа, предназначенная для скоростного передвижения по магистралям с минимальными затратами энергии и не загрязняющая окружающую среду».

На унифицированное шасси с кабиной можно устанавливать как пассажирский вариант кузова, так и грузовые, причем самого различного специального назначения. «Обтекаемый электромобиль, прекрасно управляющийся на магистрали, достаточно маневренный в городе и максимально безопасный для экипажа в случае аварии» – такой, по словам руководителя проекта, представляли себе разработчики конечную цель перед началом работы. До описания самого экспоната стоит ознакомить читателей с ранее построенными экологически чистыми машинами, которые разработал Х. Шимизу.

Всего их шесть, и первая датируется 1991-м годом. Электромобиль IZA, созданный 10 лет назад, и сегодня представляет собой выдающееся творение талантливых инженеров. На его счету – четыре мировых рекорда в своем классе. Последнее достижение: прохождение дистанции в 270 км при постоянной скорости 100 км/ч на одной заправке аккумуляторных батарей, ток которых вращал четыре электромотор-колеса. IZA развивал максимальную скорость 176 км/ч, наглядно демонстрируя последние достижения техники электропривода. Не имея возможности подробно остановиться на других экспериментальных образцах, отметим лишь модель 1997 г. – двухместный электромобиль Luciole с «упрятанными» в раму аккумуляторами и двумя мотор-колесами.

Электромотор-колесо

Все концепт-кары, предшествовавшие работе над проектом KAZ, пополняли копилку опыта Х. Шимизу и помогали специалистам доводить до ума необычные по характеристикам перспективные аккумуляторы и электромоторы. Учитывая сказанное, неудивительно, что, по словам Шимизу, KAZ – скорее прототип, чем концепт-кар, поскольку содержит уже проверенные на других экспериментальных образцах агрегаты и узлы, что при необходимости сильно упростит организацию производства.

Теперь о конструкции представленной в Женеве машины.

Сдвоенная (типа сэндвича) рама – основа несущей системы концепт-кара. Сверху на ней закреплен обтекаемый восьмиместный кузов мини-вэна с «люксовым» интерьером, включая сиденья, покрытые дорогими сортами мягкой, светлой кожи. Для конструирования и изготовления кузова были привлечены дизайнеры итальянского кузовного бюро I.DE.A, отлично справившиеся с поставленной перед ними задачей.

Широкая кабина

Внутри рамы – батареи литиево-ионных аккумуляторов, имеющие плотность в несколько раз выше, чем никель-кадмиевые и никель-металлгидридные аккумуляторы, при этом вдвое или втрое меньше по габаритам, чем они. Еще один плюс новых источников энергии – на их подзарядку с нулевой емкости требуется очень мало времени: что-то около часа. Есть у них и существенные недостатки. Интенсивный износ, что предусматривает частую их замену в электромобиле и (пока) очень высокая цена. Далее от аккумуляторов энергия передается через блок преобразователя восьми электромотор-колесам, каждое из которых имеет мощность 53 кВт или 73 л.с. Чтобы получить общую суммарную мощность силовой установки машины перемножаем эти цифры на 8 и получаем 424 кВт или 576 л.с. – солидное получилось число, характеризующее энергетические возможности образца!

Шасси

Стоит сказать и о том, что блок преобразователя, в данном случае, оснащенный компьютером, способствует заметному сокращению электрических потерь и размеров элементов привода. Любопытна и конструкция электромоторов в колесах. Все они являются бесколлекторными (с использованием постоянных магнитов из сплава неодима и железа), что улучшило динамику разгона машины и обеспечило более интенсивное ее торможение.

В результате применения совершенных компонентов и была получена максимальная скорость машины, равная 300 км/ч. И это при том, что модель прекрасно управляется, да еще обеспечивает пассажирам высокую плавность хода. Все дело в том, что помимо особо жесткой рамы электромобиль снабжен независимыми подвесками всех колес с регулируемыми гидропневматическими элементами. Они-то и влияют на управляемость, исключая как кивки при резком старте или торможении, так и наклоны кузова при поворотах на большой скорости.

Тандем-подвеска

Управлять прототипом KAZ легко: коробки передач нет, перед водителем кроме рулевого колеса две педали: «газ» и «тормоз». Для лучшей маневренности Х. Шимизу настоял на необычной схеме рулевого привода и сделал управляемыми колеса первой, второй и последней оси. «Сколько же может проехать KAZ на одной заправке аккумуляторов?» – спросил я г-на Шимизу. «Данный прототип пока 300 км. Мы стараемся увеличить эту цифру по крайней мере вдвое и тогда интерес к машине будет еще больше». Я пожелал ему успеха.

Среди посетителей стенда было немало тех, кто глядя на KAZ, недоуменно пожимал плечами: зачем нужен такой электромобиль? Где, по каким дорогам он должен двигаться, чтобы реализовать свои скоростные возможности? Если это не городская машина, нужно ли вкладывать такие большие деньги в то, чтобы он был действительно экологически чистым и совершенно не загрязнял окружающую среду? Понятно, что увлеченный своим делом Х. Шимизу на часть подобных вопросов не имел ответа. Предоставляем читателям право самим задуматься над ними.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ Дизайн Экология
В. Мамедов Основные Средства 09'2001 24 марта 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com