Электрическая хватка «МУРАВЬЯ»

Ю. Петров, фото автора

Неказистый малыш по имени «Муравей» оставлял равнодушными обычных зевак на всех выставках, что вовсе не помешало ему получить на «Архимеде-2000» (Московском Международном салоне промышленной собственности) Серебряную медаль и Бронзовую – на Международном салоне инноваций и инвестиций, проводившемся в этом году.

Уникальная в своем роде, универсальная малогабаритная машина при скромных габаритах – «метр на два» – способна решить проблему механизированной уборки снега и мусора в узких двориках исторического центра Москвы или в крупных городах с высокой экологической нагрузкой. Разработкой и изготовлением машины занимается московское ЗАО «ТЕТР».

Сейчас в распоряжение различных организаций столицы поступили уже 10 «Муравьев» первого выпуска (УЭМ-1Т). Кроме парков и выставок машины эксплуатируются в Институте детской педиатрии и Центре по проведению спасательных операций особого риска. В дальнейшем за счет увеличения количества навесных рабочих органов и инструментов область его применения расширится, и появятся варианты для ярмарок, аэропортов, вокзалов, гостиниц, стадионов, дачных кооперативов, парков и садов.

Сейчас в комплект навесного оборудования входят: дорожная щетка, погрузочный ковш (грузоподъемность 150 кг, ширина 1 м), поддонные вилы (погрузчик) грузоподъемностью 200 кг, плужный снегоочиститель, мусороуборщик-пылесос и манипулятор-экскаватор с ковшом вместимостью до 0,025 м3. При этом машина может буксировать прицеп массой до 0,25 т. Кстати, один из вариантов УЭМ-1Т оборудован грузовой платформой спереди.

Электромобили УЭМ-1Т и УЭМ-6 оснащены трехкиловаттным электромотором и аккумуляторными батареями емкостью 195 А·ч, позволяющими работать 3 – 5 ч. В перспективе появится вариант с гибридным силовым агрегатом (2,2-сильный бензогенератор + аккумулятор емкостью на 130 А·ч), который позволит работать без дозарядки и дозаправки до 8 ч. Тяговое усилие машины массой 0,8 т составляет 200 – 300 кгс. Максимальная скорость движения в ненагруженном состоянии достигает 8 км/ч, что вполне достаточно для выполнения различных операций по уборке, разгребанию или погрузке.

В экспозиции выставки «Дорожное и коммунальное хозяйство 2001», расположившейся на Васильевском спуске у стен Кремля, ОАО «Сарэкс» (Саранский экскаваторный завод) продемонстрировал экскаваторы-погрузчики на шасси собственной конструкции.

Прошлогодний ЭО-2621 В-3 на шасси Massey-Fergusson на нынешнем кремлевском шоу служил бы лишь показательным примером успешной адаптации землеройного и погрузочного оборудования «Сарэкс» к зарубежному трактору. К такой технике приглядываются многие, но купить – не каждому дано. А вот другая новинка – ЭП-2421, может действительно стать очень привлекательным по цене и качеству вариантом для строителей и коммунальщиков. ЭП-2421 вызывал восторженно-одобрительное «Gut!» еще во время демонстраций в декабре 2000 г. Тогда, на презентации новинки, зарубежных специалистов удивляла точность работы всех механизмов, обеспечиваемая электрогидравлическим управлением ковша, – оператор точными движениями джойстика закрывал ковшом стоящий на земле спичечный коробок.

Но не это главное. Удивляет стремление мордовских машиностроителей сделать базовое шасси для экскаватора-погрузчика самим, и уже при проектировании заложить в конструкцию приемлемые для эксплуатационников решения.

Машина тягового класса 4,0 выполнена по формуле 4х4х4 (полноприводная, полноуправляемая), что потребовало установки колес одинакового диаметра. О целесообразности такого решения говорить бессмысленно, поскольку это первый отечественый экскаватор-погрузчик выполненный по такой схеме.

В машине по настоящему радует просторная кабина с великолепной обзорностью. Кабина просматривается от пола до потолка настолько хорошо, что под чужими взглядами испытываешь неловкость. Впрочем, зевакам на строительной площадке делать нечего, а работать в такой кабине намного легче. Больше всего понравилась дверь-окно, через которую не придется протискиваться в пять этапов: «нога-голова-руки-туловище-еще одна нога». Меньше всего понравилась она же, точнее отсутствие открывающихся окошек: не все же будут заказывать установку опционного кондиционера.