Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
Провозная способность линий BRT
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов

Новая «Нива» в рабочей спецовке

В. Мамедов, фото А. Виноградова

Не модель, а семейство

Дебютировавшая на московском автосалоне 1998 года «Нива» ВАЗ-2123 готовится встать на заводской конвейер. Сначала ее выпуск освоит опытно-промышленное производство, а затем полностью отработанную по технологии сборки машину передадут на главный конвейер корпуса «Нивы». Кстати, этот путь, по опыту большинства западных фирм-автопроизводителей, да и самих вазовцев, считается оптимальным и позволяет сберечь ресурсы при неизбежной технологической доводке машин.

ВАЗ-2123

В отличие от предшественницы новая «Нива» появляется на свет в виде солидного семейства моделей, первыми из которых осваиваются пятидверный внедорожник, пикап и закрытый фургон. В дальнейшем к ним добавятся грузопассажирская версия, унифицированная по кузову с фургоном, и трехдверный пассажирский автомобиль. Судьба мини-вэна пока не ясна: возможно, выпускаемая сегодня «Надежда» также получит достойного приемника.

Полностью сохраняя все особенности и новшества базового автомобиля, грузовые версии «Нивы»: пикап ВАЗ-2323 и фургон ВАЗ-2723, отличаются от ВАЗ-2123 кузовами, которые изменены в задней части. Оба кузова – несущие, сварные, с удлиненным задним свесом для увеличения площади грузовых отсеков, определяющих назначение машин. При равных длине и ширине (4 150 х 1 700 мм) высота пикапа составляет 1 680 мм, а фургона – 1 950 мм. База по сравнению с ВАЗ-2121 у новых машин возросла на 250 мм, что благоприятно отразилось на вместимости грузовых модификаций.

ВАЗ-2323

Грузоподъемность пикапа составляет 475 кг, фургона – 450 кг при полезном объеме кузовов соответственно 1,0 и 2,0 м3. От «Нивы» 2123 их подвески отличаются жесткостью задних пружин. Кузов пикапа полностью отвечает принятым стандартам. Задний борт у него откидывается, по периметру установлено ограждение, а заднее стекло кабины защищено специальной решеткой. Фургон отличает передняя часть, спускающаяся к ветровому стеклу (и улучшающая, таким образом, аэродинамику машины), две задние двери с горизонтальным разъемом и стекло, установленное в откидываемой вверх двери. Все остальное в конструкциях грузовых и пассажирской версий идентично. Поскольку конструкторы существенно изменили новую «Ниву» по сравнению с ВАЗ-2121, стараясь сохранить все достоинства и устранить недостатки, познакомимся с результатами их работы.

Двигатель

Под капотом – турбодизель БТМ-3431

В качестве основного предусмотрен новый 82-сильный мотор ВАЗ-2123 рабочим объемом 1,7 л с распределенным впрыском топлива и электронным управлением. Основными его особенностями являются измененные фазы газораспределения (для улучшения «тяги» на низких и средних оборотах), наличие гидрокомпенсаторов в клапанном механизме и гидронатяжителя новой, менее шумной, однорядной цепи привода распредвала. Предусмотрено, что покупатель сам выберет для себя «стандартную» или «усиленную» систему охлаждения. Первая снабжена двумя обычными электровентиляторами, вторая – основным вентилятором повышенной производительности, приводимым через вязкостную муфту от вала водяного насоса и дополнительным электрическим, автоматически подключаемым с помощью датчика.

По заказу предусмотрена установка на автомобили 1,8-литровой (90 л.с.) и 2-литровой (100 л.с.) версий этого мотора. Все двигатели комплектуются новым усиленным сцеплением с более мощной диафрагменной пружиной и износостойкими безасбестовыми накладками ведомого диска. Привод сцепления теперь не требует регулировки свободного хода, он беззазорный, со сниженным усилием на педали. Все это заметно облегчает управление автомобилем и его обслуживание.

Объем кузова фургона – 2,0 м3

Существенным нововведением стало применение на машинах дизельного двигателя БТМ-3431, производство которого осваивается в Барнауле. Этот вихрекамерный дизель с турбонаддувом и двумя клапанами на цилиндр развивает 75 л.с. при рабочем объеме 1,8 л и отвечает нормам Euro-2. Его максимальный крутящий момент – 145 Н•м при 2 300 об/мин. С двигателем агрегатируется специальное сцепление с ведомым диском французской фирмы Valeo и безасбестовыми накладками. Вакуумный насос усилителя тормозов располагается прямо на дизеле. Для запуска мотора устанавливается аккумулятор повышенной емкости. Дизель БТМ-3431 после освоения его полной программы производства планируется сделать базовым вариантом силового агрегата для пикапа ВАЗ-2323.

Трансмиссия

Трехвальная коробка передач принципиально не изменилась, остались прежними и ее передаточные числа. Механизм управления коробкой передач получил удлинитель, поэтому рычаг переключения передач сместился назад, в более удобное для водителя место. Наибольшему пересмотру подверглась раздаточная коробка и ее установка на автомобиле.

Бензиновый двигатель литражом 1,8

Прежде всего, отметим, что она отодвинулась от коробки передач на 250 мм, соответственно удлинился и промежуточный карданный вал, получивший новую эластичную муфту и модернизированный шарнир равных угловых скоростей. Новое положение раздаточной коробки позволило уровнять по длине и унифицировать передний и задний карданные валы, передающие момент главным передачам ведущих мостов и оптимизировать углы их установки, что несколько снизило шум и вибрации, передающиеся на кузов.

Для кардинального решения проблемы вибраций «раздатку» установили на трех новых опорах, что упростило ее центрирование при сборке. Теперь невозможно смонтировать узел с перекосом, что часто встречалось на ВАЗ-2121 и не лучшим образом отражалось на вибронагруженности машины. С этой же целью конструкторы изменили способ нарезки зубьев шестерен раздаточной коробки и уменьшили их модуль с 2,5 до 2,25. Включение демультипликатора и блокировки межосевого дифференциала осуществляется теперь не двумя рычагами, как раньше, а одним, в соответствии с тенденцией последних лет.

Рабочее место водителя и панель приборов

Редуктор переднего моста теперь крепится не к двигателю, а к поперечине передней подвески и стабилизатору поперечной устойчивости, устраняя тем самым еще одну причину повышенных вибраций в салоне старой «Нивы». Задний мост, благодаря новым фланцам полуосей, получил увеличенную колею, при этом главные передачи с дифференциалами как спереди, так и сзади остались прежними.

Ходовая часть

Ходовая часть, сохранив основную схему подвесок передних и задних колес, изменилась в деталях. Передние новые кованые рычаги благодаря иной кинематике обеспечивают большой ход колес. Соответственно удлинились пружины и изменились по конструкции корпуса верхних шаровых опор. Новая кинематика выбиралась также и для получения почти нулевого плеча обкатки, что вместе с диагональной схемой тормозных контуров существенно повысило безопасность (стабильность) машины при торможении.

Под капотом – турбодизель БТМ-3431

Устранен и еще один хорошо известный дефект старой «Нивы» – «ерзанье» заднего моста при преодолении крупных неровностей. На новой модели перенесено крепление тяги Панера в задней подвеске. Велением времени стала установка под прямым углом новых эффективных амортизаторов, которые вместе с увеличенной базой свели на нет «галопирование» или сильную продольную качку, присущую старой «Ниве».

Модернизировано и рулевое управление. Переход на новые более широкие шины мог повысить и без того значительное усилие на рулевом колесе, которое на старой «Ниве» достигало 300 Н•м. Поэтому конструкторы: во-первых, увеличили передаточное отношение в рулевом механизме с 16,4 до 20,6. Во-вторых, сделали вал сошки трехопорным, что ликвидировало перекосы, возникавшие под большой нагрузкой, а маятниковый рычаг закрепили на подшипниках качения.

ВАЗ-2723

В-третьих, предусмотрели в ближайшем будущем установку (впервые в стране) электрического усилителя руля. Без него удалось добиться снижения усилия на штурвале до 170 Н•м, а с ним получено 50 Н•м – прекрасный результат для внедорожника! Два телескопических элемента на валах регулируемой по углу наклона рулевой колонки также повысили уровень пассивной безопасности машины, что приблизило новинку к лучшим мировым образцам.

Осталось сказать пару слов о тормозах. Принципиально их конструкция сохранена: спереди дисковые, с плавающей скобой и двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе. Сзади барабанные. Привод тормозов стал диагональным, оставаясь двухконтурным. Автомобили будут комплектоваться шинами размером 205/70R15 и 205/75R15, но в дальнейшем предусматривается установка также 16-ти и 17-ти дюймовых шин.



В. Мамедов, фото А. Виноградова Основные Средства 10'2000 22 июня 2005

Комментарии (0)