Новая «Нива» в рабочей спецовке

В. Мамедов, фото А. Виноградова

Не модель, а семейство

Дебютировавшая на московском автосалоне 1998 года «Нива» ВАЗ-2123 готовится встать на заводской конвейер. Сначала ее выпуск освоит опытно-промышленное производство, а затем полностью отработанную по технологии сборки машину передадут на главный конвейер корпуса «Нивы». Кстати, этот путь, по опыту большинства западных фирм-автопроизводителей, да и самих вазовцев, считается оптимальным и позволяет сберечь ресурсы при неизбежной технологической доводке машин.

ВАЗ-2123

В отличие от предшественницы новая «Нива» появляется на свет в виде солидного семейства моделей, первыми из которых осваиваются пятидверный внедорожник, пикап и закрытый фургон. В дальнейшем к ним добавятся грузопассажирская версия, унифицированная по кузову с фургоном, и трехдверный пассажирский автомобиль. Судьба мини-вэна пока не ясна: возможно, выпускаемая сегодня «Надежда» также получит достойного приемника.

Полностью сохраняя все особенности и новшества базового автомобиля, грузовые версии «Нивы»: пикап ВАЗ-2323 и фургон ВАЗ-2723, отличаются от ВАЗ-2123 кузовами, которые изменены в задней части. Оба кузова – несущие, сварные, с удлиненным задним свесом для увеличения площади грузовых отсеков, определяющих назначение машин. При равных длине и ширине (4 150 х 1 700 мм) высота пикапа составляет 1 680 мм, а фургона – 1 950 мм. База по сравнению с ВАЗ-2121 у новых машин возросла на 250 мм, что благоприятно отразилось на вместимости грузовых модификаций.

ВАЗ-2323

Грузоподъемность пикапа составляет 475 кг, фургона – 450 кг при полезном объеме кузовов соответственно 1,0 и 2,0 м3. От «Нивы» 2123 их подвески отличаются жесткостью задних пружин. Кузов пикапа полностью отвечает принятым стандартам. Задний борт у него откидывается, по периметру установлено ограждение, а заднее стекло кабины защищено специальной решеткой. Фургон отличает передняя часть, спускающаяся к ветровому стеклу (и улучшающая, таким образом, аэродинамику машины), две задние двери с горизонтальным разъемом и стекло, установленное в откидываемой вверх двери. Все остальное в конструкциях грузовых и пассажирской версий идентично. Поскольку конструкторы существенно изменили новую «Ниву» по сравнению с ВАЗ-2121, стараясь сохранить все достоинства и устранить недостатки, познакомимся с результатами их работы.

Двигатель

Под капотом – турбодизель БТМ-3431

В качестве основного предусмотрен новый 82-сильный мотор ВАЗ-2123 рабочим объемом 1,7 л с распределенным впрыском топлива и электронным управлением. Основными его особенностями являются измененные фазы газораспределения (для улучшения «тяги» на низких и средних оборотах), наличие гидрокомпенсаторов в клапанном механизме и гидронатяжителя новой, менее шумной, однорядной цепи привода распредвала. Предусмотрено, что покупатель сам выберет для себя «стандартную» или «усиленную» систему охлаждения. Первая снабжена двумя обычными электровентиляторами, вторая – основным вентилятором повышенной производительности, приводимым через вязкостную муфту от вала водяного насоса и дополнительным электрическим, автоматически подключаемым с помощью датчика.

По заказу предусмотрена установка на автомобили 1,8-литровой (90 л.с.) и 2-литровой (100 л.с.) версий этого мотора. Все двигатели комплектуются новым усиленным сцеплением с более мощной диафрагменной пружиной и износостойкими безасбестовыми накладками ведомого диска. Привод сцепления теперь не требует регулировки свободного хода, он беззазорный, со сниженным усилием на педали. Все это заметно облегчает управление автомобилем и его обслуживание.

Объем кузова фургона – 2,0 м3

Существенным нововведением стало применение на машинах дизельного двигателя БТМ-3431, производство которого осваивается в Барнауле. Этот вихрекамерный дизель с турбонаддувом и двумя клапанами на цилиндр развивает 75 л.с. при рабочем объеме 1,8 л и отвечает нормам Euro-2. Его максимальный крутящий момент – 145 Н•м при 2 300 об/мин. С двигателем агрегатируется специальное сцепление с ведомым диском французской фирмы Valeo и безасбестовыми накладками. Вакуумный насос усилителя тормозов располагается прямо на дизеле. Для запуска мотора устанавливается аккумулятор повышенной емкости. Дизель БТМ-3431 после освоения его полной программы производства планируется сделать базовым вариантом силового агрегата для пикапа ВАЗ-2323.

Трансмиссия

Трехвальная коробка передач принципиально не изменилась, остались прежними и ее передаточные числа. Механизм управления коробкой передач получил удлинитель, поэтому рычаг переключения передач сместился назад, в более удобное для водителя место. Наибольшему пересмотру подверглась раздаточная коробка и ее установка на автомобиле.

Бензиновый двигатель литражом 1,8

Прежде всего, отметим, что она отодвинулась от коробки передач на 250 мм, соответственно удлинился и промежуточный карданный вал, получивший новую эластичную муфту и модернизированный шарнир равных угловых скоростей. Новое положение раздаточной коробки позволило уровнять по длине и унифицировать передний и задний карданные валы, передающие момент главным передачам ведущих мостов и оптимизировать углы их установки, что несколько снизило шум и вибрации, передающиеся на кузов.

Для кардинального решения проблемы вибраций «раздатку» установили на трех новых опорах, что упростило ее центрирование при сборке. Теперь невозможно смонтировать узел с перекосом, что часто встречалось на ВАЗ-2121 и не лучшим образом отражалось на вибронагруженности машины. С этой же целью конструкторы изменили способ нарезки зубьев шестерен раздаточной коробки и уменьшили их модуль с 2,5 до 2,25. Включение демультипликатора и блокировки межосевого дифференциала осуществляется теперь не двумя рычагами, как раньше, а одним, в соответствии с тенденцией последних лет.

Рабочее место водителя и панель приборов

Редуктор переднего моста теперь крепится не к двигателю, а к поперечине передней подвески и стабилизатору поперечной устойчивости, устраняя тем самым еще одну причину повышенных вибраций в салоне старой «Нивы». Задний мост, благодаря новым фланцам полуосей, получил увеличенную колею, при этом главные передачи с дифференциалами как спереди, так и сзади остались прежними.

Ходовая часть

Ходовая часть, сохранив основную схему подвесок передних и задних колес, изменилась в деталях. Передние новые кованые рычаги благодаря иной кинематике обеспечивают большой ход колес. Соответственно удлинились пружины и изменились по конструкции корпуса верхних шаровых опор. Новая кинематика выбиралась также и для получения почти нулевого плеча обкатки, что вместе с диагональной схемой тормозных контуров существенно повысило безопасность (стабильность) машины при торможении.

Под капотом – турбодизель БТМ-3431

Устранен и еще один хорошо известный дефект старой «Нивы» – «ерзанье» заднего моста при преодолении крупных неровностей. На новой модели перенесено крепление тяги Панера в задней подвеске. Велением времени стала установка под прямым углом новых эффективных амортизаторов, которые вместе с увеличенной базой свели на нет «галопирование» или сильную продольную качку, присущую старой «Ниве».

Модернизировано и рулевое управление. Переход на новые более широкие шины мог повысить и без того значительное усилие на рулевом колесе, которое на старой «Ниве» достигало 300 Н•м. Поэтому конструкторы: во-первых, увеличили передаточное отношение в рулевом механизме с 16,4 до 20,6. Во-вторых, сделали вал сошки трехопорным, что ликвидировало перекосы, возникавшие под большой нагрузкой, а маятниковый рычаг закрепили на подшипниках качения.

ВАЗ-2723

В-третьих, предусмотрели в ближайшем будущем установку (впервые в стране) электрического усилителя руля. Без него удалось добиться снижения усилия на штурвале до 170 Н•м, а с ним получено 50 Н•м – прекрасный результат для внедорожника! Два телескопических элемента на валах регулируемой по углу наклона рулевой колонки также повысили уровень пассивной безопасности машины, что приблизило новинку к лучшим мировым образцам.

Осталось сказать пару слов о тормозах. Принципиально их конструкция сохранена: спереди дисковые, с плавающей скобой и двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе. Сзади барабанные. Привод тормозов стал диагональным, оставаясь двухконтурным. Автомобили будут комплектоваться шинами размером 205/70R15 и 205/75R15, но в дальнейшем предусматривается установка также 16-ти и 17-ти дюймовых шин.



В. Мамедов, фото А. Виноградова Основные Средства 10'2000 22 июня 2005

Комментарии (0)