Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Критерии выбора лесных машин
 4
Выбираем тахограф
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств

Вкус спроса: Твикс и ТВЭКс

А. Пуховский

О двух палочках хрустящего печенья с ласковым названием «Твикс» знают, наверное, почти все. Что такое ТВЭКс известно пока немногим посвященным. И хотя никакой тайны, скрывающейся за этой новой торговой маркой в общем-то нет, сказать, что ТВЭКс – это пятитонный вилочный погрузчик – значит ничего не сказать. А рассказать тут есть о чем. Но начнем с вопроса. Как вы думаете, можно ли сегодня на российском заводе за три месяца освоить серийное производство погрузчиков нового поколения? Оказывается да: 19 января 2000 года на ОАО «Тверской экскаваторный завод» был собран первый, в марте их выпустили 15, в мае – 40, в июне – 60. И раскупают погрузчики так, что краска едва успевает высохнуть.

Г. Егоров – главный конструктор завода

Назло надменному соседу

Спрос на ТВЭКСы на российском рынке превзошел все ожидания. В бывшем Союзе пятитонные вилочные погрузчики делал только Львовский завод. В 1990 – 1992 годах там выпускали по 17 тысяч машин в год. Сейчас собирают 10, от силы 15 штук в месяц. Так за весь 1999 год в украинском государстве их произвели 170 единиц. Львовские погрузчики, выпускаемые более 20 лет без изменений, сегодня можно приобрести по 290-300 тысяч рублей, но покупатели ждут своей очереди, чтобы за 360 тысяч взять тверской. И вовсе не назло надменному соседу. Привлекают и современный дизайн, и комфортабельность, и, конечно же, технические характеристики. Но обо всем по порядку.

Немного истории

Выпускать погрузчики на Тверском экскаваторном заводе начали лишь год назад. Нужда заставила. Львовские машины, которые использовали в производстве, со временем (как и подобает всякой технике) износились и требовали все больших затрат на ремонт. А Львов – заграница, запчасти получаются импортные – будь добр плати таможенные сборы. И руководство завода полтора года назад поставило перед своими специалистами задачу: разработать и построить погрузчики для собственных нужд. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В. Чернышов – отдел ВЭС и маркетинга

Задача оказалось не из легких. Взять к примеру, грузозахватные вилы – что в них сложного? Загнутая на 90 градусов деталь. А на самом деле требования к их материалу очень жесткие. Необходимо соответствующее оборудование для ковки, гибки и закалки. Как попало эти операции нельзя производить по определению. Возникли проблемы и с приобретением стандартных профилей для направляющих грузоподъемника. Металлургические комбинаты согласились поставлять двутавровые балки только большими партиями – минимум по 500-800 тонн. А куда столько? И на заводе стали изготавливать направляющие сами. и вышло так, что даже для выпуска первой партии машин для собственных нужд потребовалась маршрутная технология изготовления каждой детали и сборки узлов в целом.

Когда же испытали первый собранный погрузчик, и стало ясно, что он получился, руководство завода приняло решение делать погрузчики не только для себя, но и на продажу.

Машина получила название ВП-05. Выпускали ее почти год. А когда поняли, что нашли нишу на рынке, то решили разработать и наладить выпуск усовершенствованной модели. Благо, приобретенный опыт позволял улучшить техническое решение многих узлов. Да и самому погрузчику решили придать новую форму: не секрет, что именно внешний вид всякого товара во многом определяет отношение к нему покупателя. Разработку дизайн-проекта доверили Геннадию Сыщенко – специалисту номер один по дизайну дорожно-строительных машин в России. И работу свою он выполнил на уровне мировых стандартов.

Встречают по одежке. Но, как говорится «наряди пень в ясный день...» Как же насчет единства формы и содержания? И какая собственно польза от обтекаемой формы: ведь погрузчик – не гоночный автомобиль? А прок оказывается есть. Такая форма не только радует глаз, но и существенно повышает маневренность в стесненных условиях. Будь то цех или склад. И это далеко не единственная изюминка ТВЭКСа.

Целый килограмм изюма

Изюминок в погрузчике как минимум «на килограмм». Сведущим в гидравлике будет приятно узнать о гидростатической трансмиссии. Широко применяемая такими ведущими фирмами, как Linde, Kalmar, Toyota, в российской технике гидростатическая трансмиссия пока не получила большого распространения. А в ТВЭКСе ее уже усовершенствовали – полностью исключили дроссельную схему управления, которая в ВП-05 вызывала значительные потери мощности. Теперь в гидравлической системе вместо двух обыкновенных насосов работает один с управляемой подачей и нуль-установителем. На холостом ходу подача жидкости минимальна – только для смазки агрегата, и увеличивается для выполнения работ.

Ахиллесовой пятой львовских погрузчиков всегда была механическая коробка передач. В ТВЭКСе коробки нет – скорость регулируется гидроприводом. А это не только надежность, но и удобство управления: нажал педаль – поехали, побольше – поехали быстрее, отжал – остановились. Задний ход управляется второй педалью. Есть еще педаль «стоп» и ручка-переключатель скорости. Такая система управления ходовой частью применена в отечественных погрузчиках впервые.

Максимальная скорость передвижения ТВЭКСа (как с грузом, так и без него) – 20 км/ч. Что соответствует общепринятым мировым стандартам для погрузчиков. А с учетом того, что погрузчики приобретают и для работы в закрытых помещениях на нем предусмотрена установка нейтрализатора выхлопных газов.

Если расположиться в кабине на сиденье фирмы «Грамер» – признанного лидера в производстве сидений для экскаваторов и погрузчиков – начинаешь ощущать смысл слова эргономика. Наклон рулевой колонки регулируется. И крайне удобно, что весь грузоподъемный механизм управляется всего одним рычагом-джойстиком.

Нельзя не заметить и то, что все датчики и приборы контроля расположены очень удобно. А зеркала заднего вида удачно встроены в корпуса блоков фар, в которых размещены также габаритные огни и указатели поворотов.

Тщательно продуман и узел открывания дверей. Они не распахиваются, а отъезжают в сторону на рычажном механизме, подобно пассажирской двери междугородного автобуса. Сделано это для того, чтобы при открывании двери не выходили за габариты погрузчика.

Кабину и капот изготавливают из высококачественных пластиков. Они не подвергаются коррозии, а кроме того, обходятся значительно дешевле металла. Чтобы исключить запотевание, стекла выполнены двойными и – впервые в отечественной практике на таких машинах – вклеиваются в проемы. Их изящные выгнутые формы придают погрузчику особый шик. А на передние и задние окна предусмотрена установка стеклоочистителей. Сверху кабина имеет защитную металлическую решетку. Имеется и специальное место для кондиционера.

Еще одна особенность кабины заключена в ее креплении. Для того, чтобы получить хороший доступ ко всем механизмам ее можно откинуть вбок вместе с капотом. Это очень удобно для обслуживания и ремонта.

Самый большой плюс

К новой технике в России традиционно относятся с некоторой долей настороженности. Опыт, как сын ошибок трудных, постоянно напоминает: ничто не вечно под луной. Если что-то сломается, как ремонтировать? Где достать запчасти? Ответ на эти закономерные вопросы был готов уже на стадии проектирования погрузчика.

Анализ показал: одна из главных причин ухода с рынка львовских погрузчиков – зависимость завода от поставщиков. Более 60% комплектующих были привозными. Для тверского же погрузчика их доля составляет менее 10%. Секрет тут в том, что на 80% машина состоит из устройств, серийно выпускаемых для экскаваторов, отлаженных и выпускающихся здесь же на заводе.

Чем грузить апельсины в бочках?

Такие размышления над телеграммой Остапа Бендера наверняка бы озадачили господина Корейко. Приспособлений для этого в советской России не было. Теперь есть.

Традиционный рабочий орган погрузчика – это вилы. Но если вилы являются сменным грузозахватным приспособлением и вместо них можно установить ковш, кран-балку, кантователь, то погрузчик назвать вилочным будет не совсем верно.

Ковшом можно грузить снег или мусор. Захват-кантователь, оснащенный поворотным устройством – ротатором, служит для захвата и перемещения цилиндрических предметов различных диаметров – тех же бочек, к примеру. А с помощью кран-балки (безблочной стрелы) удобно работать с длинномерными грузами. Стрела снабжена крюком, легко вращающимся вокруг своей оси на подшипниках, что позволяет разворачивать грузы в любом направлении: поднял – развернул – опустил.

ТВЭКС может сегодня поднимать груз на высоту 3,3 метра. Но на заводе сконструирован и уже изготовлен опытный образец с высотой подъема 4,5 метра. Его окрестили «триплексом». Благодаря интересному конструкторскому решению, габариты погрузчика, оснащенного триплексом, не изменяются. Поэтому новых ворот для него строить не понадобится. А суть этого интересного решения заключается в следующем. Если обычный грузоподъемник имеет две рамы – неподвижную и подвижную, связанную с кареткой, то на новом их три. Третья рама, связанная с кареткой, движется относительно второй, а вторая – относительно неподвижной первой. И выдвигаются они как бы телескопически – одна за другой.

Вкус спроса

На Тверском экскаваторном почувствовали вкус спроса на качественную технику. Со временем здесь начнут выпускать погрузчики разных типов и размеров. Уже в июле начнется производство машин грузоподъемностью 7,5 тонн. По внешнему виду они почти не будут отличаться от пятитонных. Длина погрузчика увеличится, но всего на сто миллиметров – за счет большего противовеса.

В ближайших планах коллектива завода наладить выпуск погрузчиков с боковой разгрузкой. Такие машины в России никто не производит, а потребность в них достаточно велика. К примеру, в деревообрабатывающей промышленности они применяются для перемещения и укладки лесоматериалов. Немецкие погрузчики такого типа по карману далеко не всем.

Российский твэкс демонстрировался уже на двух международных выставках и вызвал большой интерес. Посетители его буквально облепили. И вопросов было море.

На выставках были, конечно же, и зарубежные аналоги. Они оказались в 3-4 раза дороже ТВЭКСа и по некоторым характеристикам его превосходили. Однако соотношение цена-качество получилось все же привлекательным для покупателей. В результате были заключены договора на поставку погрузчиков в Монголию, Китай, Болгарию, Польшу, Ирак, страны Балтии и СНГ. Министерство обороны Египта заказало ТВЭКСы с облегченной кабиной и кондиционером.

Представители многих европейских стран посетовали на то, что двигатель машины – минский Д-243 – по своим характеристикам не соответствует мировому уровню. Чтобы тверские погрузчики выглядели более привлекательными на Европейском рынке, ведутся переговоры с ведущими западными фирмами («Камминс») о поставках дизелей. Планируется также закупка систем, обеспечивающих соблюдение всех необходимых нормативов. И вполне вероятно, что в обозримом будущем ОАО «Тверской экскаваторный завод» потеснит на Европейском рынке ведущие фирмы-производители погрузчиков. Кстати, твэкс – аббревиатура Тверского экскаваторного. А это совсем не Твикс.

А. Пуховский Основные Средства 08'2000 15 июня 2005

Комментарии (0)