Вкус спроса: Твикс и ТВЭКс

А. Пуховский

О двух палочках хрустящего печенья с ласковым названием «Твикс» знают, наверное, почти все. Что такое ТВЭКс известно пока немногим посвященным. И хотя никакой тайны, скрывающейся за этой новой торговой маркой в общем-то нет, сказать, что ТВЭКс – это пятитонный вилочный погрузчик – значит ничего не сказать. А рассказать тут есть о чем. Но начнем с вопроса. Как вы думаете, можно ли сегодня на российском заводе за три месяца освоить серийное производство погрузчиков нового поколения? Оказывается да: 19 января 2000 года на ОАО «Тверской экскаваторный завод» был собран первый, в марте их выпустили 15, в мае – 40, в июне – 60. И раскупают погрузчики так, что краска едва успевает высохнуть.

Г. Егоров – главный конструктор завода

Назло надменному соседу

Спрос на ТВЭКСы на российском рынке превзошел все ожидания. В бывшем Союзе пятитонные вилочные погрузчики делал только Львовский завод. В 1990 – 1992 годах там выпускали по 17 тысяч машин в год. Сейчас собирают 10, от силы 15 штук в месяц. Так за весь 1999 год в украинском государстве их произвели 170 единиц. Львовские погрузчики, выпускаемые более 20 лет без изменений, сегодня можно приобрести по 290-300 тысяч рублей, но покупатели ждут своей очереди, чтобы за 360 тысяч взять тверской. И вовсе не назло надменному соседу. Привлекают и современный дизайн, и комфортабельность, и, конечно же, технические характеристики. Но обо всем по порядку.

Немного истории

Выпускать погрузчики на Тверском экскаваторном заводе начали лишь год назад. Нужда заставила. Львовские машины, которые использовали в производстве, со временем (как и подобает всякой технике) износились и требовали все больших затрат на ремонт. А Львов – заграница, запчасти получаются импортные – будь добр плати таможенные сборы. И руководство завода полтора года назад поставило перед своими специалистами задачу: разработать и построить погрузчики для собственных нужд. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В. Чернышов – отдел ВЭС и маркетинга

Задача оказалось не из легких. Взять к примеру, грузозахватные вилы – что в них сложного? Загнутая на 90 градусов деталь. А на самом деле требования к их материалу очень жесткие. Необходимо соответствующее оборудование для ковки, гибки и закалки. Как попало эти операции нельзя производить по определению. Возникли проблемы и с приобретением стандартных профилей для направляющих грузоподъемника. Металлургические комбинаты согласились поставлять двутавровые балки только большими партиями – минимум по 500-800 тонн. А куда столько? И на заводе стали изготавливать направляющие сами. и вышло так, что даже для выпуска первой партии машин для собственных нужд потребовалась маршрутная технология изготовления каждой детали и сборки узлов в целом.

Когда же испытали первый собранный погрузчик, и стало ясно, что он получился, руководство завода приняло решение делать погрузчики не только для себя, но и на продажу.

Машина получила название ВП-05. Выпускали ее почти год. А когда поняли, что нашли нишу на рынке, то решили разработать и наладить выпуск усовершенствованной модели. Благо, приобретенный опыт позволял улучшить техническое решение многих узлов. Да и самому погрузчику решили придать новую форму: не секрет, что именно внешний вид всякого товара во многом определяет отношение к нему покупателя. Разработку дизайн-проекта доверили Геннадию Сыщенко – специалисту номер один по дизайну дорожно-строительных машин в России. И работу свою он выполнил на уровне мировых стандартов.

Встречают по одежке. Но, как говорится «наряди пень в ясный день...» Как же насчет единства формы и содержания? И какая собственно польза от обтекаемой формы: ведь погрузчик – не гоночный автомобиль? А прок оказывается есть. Такая форма не только радует глаз, но и существенно повышает маневренность в стесненных условиях. Будь то цех или склад. И это далеко не единственная изюминка ТВЭКСа.

Целый килограмм изюма

Изюминок в погрузчике как минимум «на килограмм». Сведущим в гидравлике будет приятно узнать о гидростатической трансмиссии. Широко применяемая такими ведущими фирмами, как Linde, Kalmar, Toyota, в российской технике гидростатическая трансмиссия пока не получила большого распространения. А в ТВЭКСе ее уже усовершенствовали – полностью исключили дроссельную схему управления, которая в ВП-05 вызывала значительные потери мощности. Теперь в гидравлической системе вместо двух обыкновенных насосов работает один с управляемой подачей и нуль-установителем. На холостом ходу подача жидкости минимальна – только для смазки агрегата, и увеличивается для выполнения работ.

Ахиллесовой пятой львовских погрузчиков всегда была механическая коробка передач. В ТВЭКСе коробки нет – скорость регулируется гидроприводом. А это не только надежность, но и удобство управления: нажал педаль – поехали, побольше – поехали быстрее, отжал – остановились. Задний ход управляется второй педалью. Есть еще педаль «стоп» и ручка-переключатель скорости. Такая система управления ходовой частью применена в отечественных погрузчиках впервые.

Максимальная скорость передвижения ТВЭКСа (как с грузом, так и без него) – 20 км/ч. Что соответствует общепринятым мировым стандартам для погрузчиков. А с учетом того, что погрузчики приобретают и для работы в закрытых помещениях на нем предусмотрена установка нейтрализатора выхлопных газов.

Если расположиться в кабине на сиденье фирмы «Грамер» – признанного лидера в производстве сидений для экскаваторов и погрузчиков – начинаешь ощущать смысл слова эргономика. Наклон рулевой колонки регулируется. И крайне удобно, что весь грузоподъемный механизм управляется всего одним рычагом-джойстиком.

Нельзя не заметить и то, что все датчики и приборы контроля расположены очень удобно. А зеркала заднего вида удачно встроены в корпуса блоков фар, в которых размещены также габаритные огни и указатели поворотов.

Тщательно продуман и узел открывания дверей. Они не распахиваются, а отъезжают в сторону на рычажном механизме, подобно пассажирской двери междугородного автобуса. Сделано это для того, чтобы при открывании двери не выходили за габариты погрузчика.

Кабину и капот изготавливают из высококачественных пластиков. Они не подвергаются коррозии, а кроме того, обходятся значительно дешевле металла. Чтобы исключить запотевание, стекла выполнены двойными и – впервые в отечественной практике на таких машинах – вклеиваются в проемы. Их изящные выгнутые формы придают погрузчику особый шик. А на передние и задние окна предусмотрена установка стеклоочистителей. Сверху кабина имеет защитную металлическую решетку. Имеется и специальное место для кондиционера.

Еще одна особенность кабины заключена в ее креплении. Для того, чтобы получить хороший доступ ко всем механизмам ее можно откинуть вбок вместе с капотом. Это очень удобно для обслуживания и ремонта.

Самый большой плюс

К новой технике в России традиционно относятся с некоторой долей настороженности. Опыт, как сын ошибок трудных, постоянно напоминает: ничто не вечно под луной. Если что-то сломается, как ремонтировать? Где достать запчасти? Ответ на эти закономерные вопросы был готов уже на стадии проектирования погрузчика.

Анализ показал: одна из главных причин ухода с рынка львовских погрузчиков – зависимость завода от поставщиков. Более 60% комплектующих были привозными. Для тверского же погрузчика их доля составляет менее 10%. Секрет тут в том, что на 80% машина состоит из устройств, серийно выпускаемых для экскаваторов, отлаженных и выпускающихся здесь же на заводе.

Чем грузить апельсины в бочках?

Такие размышления над телеграммой Остапа Бендера наверняка бы озадачили господина Корейко. Приспособлений для этого в советской России не было. Теперь есть.

Традиционный рабочий орган погрузчика – это вилы. Но если вилы являются сменным грузозахватным приспособлением и вместо них можно установить ковш, кран-балку, кантователь, то погрузчик назвать вилочным будет не совсем верно.

Ковшом можно грузить снег или мусор. Захват-кантователь, оснащенный поворотным устройством – ротатором, служит для захвата и перемещения цилиндрических предметов различных диаметров – тех же бочек, к примеру. А с помощью кран-балки (безблочной стрелы) удобно работать с длинномерными грузами. Стрела снабжена крюком, легко вращающимся вокруг своей оси на подшипниках, что позволяет разворачивать грузы в любом направлении: поднял – развернул – опустил.

ТВЭКС может сегодня поднимать груз на высоту 3,3 метра. Но на заводе сконструирован и уже изготовлен опытный образец с высотой подъема 4,5 метра. Его окрестили «триплексом». Благодаря интересному конструкторскому решению, габариты погрузчика, оснащенного триплексом, не изменяются. Поэтому новых ворот для него строить не понадобится. А суть этого интересного решения заключается в следующем. Если обычный грузоподъемник имеет две рамы – неподвижную и подвижную, связанную с кареткой, то на новом их три. Третья рама, связанная с кареткой, движется относительно второй, а вторая – относительно неподвижной первой. И выдвигаются они как бы телескопически – одна за другой.

Вкус спроса

На Тверском экскаваторном почувствовали вкус спроса на качественную технику. Со временем здесь начнут выпускать погрузчики разных типов и размеров. Уже в июле начнется производство машин грузоподъемностью 7,5 тонн. По внешнему виду они почти не будут отличаться от пятитонных. Длина погрузчика увеличится, но всего на сто миллиметров – за счет большего противовеса.

В ближайших планах коллектива завода наладить выпуск погрузчиков с боковой разгрузкой. Такие машины в России никто не производит, а потребность в них достаточно велика. К примеру, в деревообрабатывающей промышленности они применяются для перемещения и укладки лесоматериалов. Немецкие погрузчики такого типа по карману далеко не всем.

Российский твэкс демонстрировался уже на двух международных выставках и вызвал большой интерес. Посетители его буквально облепили. И вопросов было море.

На выставках были, конечно же, и зарубежные аналоги. Они оказались в 3-4 раза дороже ТВЭКСа и по некоторым характеристикам его превосходили. Однако соотношение цена-качество получилось все же привлекательным для покупателей. В результате были заключены договора на поставку погрузчиков в Монголию, Китай, Болгарию, Польшу, Ирак, страны Балтии и СНГ. Министерство обороны Египта заказало ТВЭКСы с облегченной кабиной и кондиционером.

Представители многих европейских стран посетовали на то, что двигатель машины – минский Д-243 – по своим характеристикам не соответствует мировому уровню. Чтобы тверские погрузчики выглядели более привлекательными на Европейском рынке, ведутся переговоры с ведущими западными фирмами («Камминс») о поставках дизелей. Планируется также закупка систем, обеспечивающих соблюдение всех необходимых нормативов. И вполне вероятно, что в обозримом будущем ОАО «Тверской экскаваторный завод» потеснит на Европейском рынке ведущие фирмы-производители погрузчиков. Кстати, твэкс – аббревиатура Тверского экскаваторного. А это совсем не Твикс.