Volvo: новая серия FL

В. Мамедов

Компания Volvo Truck в апреле этого года представила в Европе новое поколение грузовиков серии FL, полностью сменяющее в производстве старые модели с тем же буквенным индексом, выпускавшиеся с 1985 года.

Шасси Volvo FL 250 с обтекателем на крыше

На презентации новинок Карл Эрлинг Троген, президент компании Volvo Truck Corporation, сказал: «У нас далеко идущие планы в секторе грузовых автомобилей средней грузоподъемности. Транспортные операции местного характера являются важной и развивающейся составной частью инфраструктуры современного общества. Поэтому мы прилагаем большие усилия к тому, чтобы расширить нашу деятельность на рынках Центральной Европы и в других частях мира».

С 1985 года заводы Volvo изготовили 113 тысяч грузовиков серии FL предыдущего поколения. В истории компании эта серия по объему производства заняла почетное четвертое место. Только в прошлом году шасси FL были экспортированы в 52 страны мира. Планируется, что у новых FL шансы на покорение новых рынков будут лучше. Программа их выведения на рынок предусматривает запуск в производство трех семейств двухосных шасси: в первое войдут автомобили с полной массой от 7,5 до 12,0 тонн, во второе – от 12 до 15 и третье составят самые тяжелые машины – от 16 до 19 тонн. Кроме них предусмотрены и трехосные версии с полной массой 26 тонн.

Панель приборов получила современный облик

Внешние изменения, в первую очередь кабин, нельзя назвать радикальными. Однако «внутренний мир» автомобилей семейства претерпел основательную переработку. Главное, что необходимо отметить: весь комплекс мер по модернизации семейства продиктован опытом эксплуатации тысяч машин предыдущего поколения. Один лишь пример: в ответ на пожелания улучшить маневренность городских развозных фургонов, конструкторы разработали новый передний мост с углом поворота колес, увеличенным до 52°.

Дизели D6B поставляются для установки на FL в трех основных версиях: мощностью 180, 220 и 250 л.с. Максимальный крутящий момент у них равен соответственно 575, 700 и 825 Н•м. Модернизация моторов позволила получить значения максимума крутящего момента при меньших оборотах, что важно при эксплуатации развозных грузовиков в городе (передачи требуется включать реже). Электронная система управления впрыском позволила существенно снизить токсичность дизелей, однако для особо требовательных покупателей компания предлагает устанавливать на автомобили FL 2000 года специальный фильтр CRT, уменьшающий выбросы твердых частиц на 80%, окиси углерода на 90 и углеводородов на 85%. Существует также исполнение дизеля, работающего на природном газе. Газодизель, получивший обозначения G6B, развивает мощность 205 л.с. и максимальный крутящий момент 650 Н•м.

Volvo FL на строительной площадке

Новое поколение FL может оснащаться задней пневмоподвеской с электронным управлением. Она также появилась по требованию транспортников, пожелавших, чтобы высота шасси не менялась в зависимости от нагрузки. Одновременно совершенная электроника облегчила ремонтникам поиск неисправностей, так как имеет функции диагностики. В отличие от ранее применявшихся компанией четырехбаллонных, подвески нового поколения FL имеют только два баллона. Экономия массы на машину ощутимая!

Дело не ограничилось применением пневмоподвесок только для заднего моста. Компания Volvo Truck решительно взяла курс на расширение их использования. Грузовики серии FL с полной массой 15 и 19 тонн впервые можно заказать с пневмоподвеской и переднего моста. Это дает большие удобства водителю из-за быстрой подгонки высоты кузова машины к высоте площадки, на которую должен выгружаться груз. Диапазон изменения положения кузова автомобиля довольно широк: от –70 мм (понижение относительно базового уровня) до +110 мм (на столько может быть поднят кузов). Кроме того, пневмоподвеска позволила разработать для грузовика серию быстросменных кузовов, повысив тем самым эффективность перевозок.

Volvo FL – мусоровоз

Улучшение тормозной динамики потребовало оснащения всех двухосных моделей FL (в стандартной комплектации) дисковыми тормозами с пневмоприводом. Они унифицированы с теми, что устанавливаются на магистральные тягачи серии FH12. Автомобили, поставляемые в страны ЕЭС, теперь имеют в стандартной комплектации антиблокировочную систему, ранее устанавливаемую на заказ.

Уже первые испытания на грузовиках FL дисковых тормозов позволили получить блестящие результаты. Выяснилось, что по сравнению с барабанными они сокращают тормозной путь на 30%, и это при том, что используемые в них фрикционные накладки служат вдвое дольше. На новом семействе FL применяются три механизма: с диаметром диска 17’’ для машин с полной массой до 12 тонн, с 19,5-дюймовым диском – для автомобилей с полной массой от 12 до 15 тонн и с диском диаметром 22,5’’ для 16 – 19-тонных грузовиков. По данным Volvo Truck, замену тормозных накладок требуется проводить при нормальных условиях эксплуатации каждые 80 тыс. км – это вдвое превышает долговечность накладок старых тормозов.

Задняя пневматическая подвеска для 15-тонных автомобилей

Электронный индикатор износа предупреждает водителя о том, что толщина накладок уменьшилась до критических 2,5 мм. Дополнительный механический индикатор износа позволяет контролировать, какая доля первоначальной толщины накладки остается. Особое внимание конструкторы уделили защите основных деталей механизма от грязи и влаги. Для этого даже создали специальные двойные уплотнения.

По сравнению с ранее выпускавшимися новые FL имеют более высокий уровень пассивной и активной безопасности. Во-первых, улучшилась эргономика рабочего места водителя. Все элементы на новой панели приборов выполнены травмобезопасными. Рулевая колонка может теперь регулироваться по углу наклона, а рулевое колесо стало также травмобезопасным. В стандартную комплектацию входят трехточечные ремни безопасности, а надувная подушка пополнила список заказного оборудования.

Дизель D6B

На солнцезащитном козырьке появилось зеркало ближней обзорности – для улучшения видимости перед машиной. Об этом просили те, кто выполняет внутригородские транспортные операции или вывозит мусор. Оно позволяет избежать нечаянного наезда на людей и предметы, оказавшиеся в непосредственной близости перед автомобилем. Все новые грузовики серии FL снабжены противоподкатным брусом спереди. Он исключает попадание под них легковых автомобилей. Это многократно снижает риск гибели пассажиров легковушек даже при лобовых столкновениях. Наконец, последнее, что заслуживает внимания: электронная система, блокирующая пуск дизеля без ключа зажигания.

В России грузовики серии FL предыдущего поколения получили довольно широкое распространение, благодаря крупным закупкам этих машин компанией Coca-Cola. Эти автомобили прекрасно зарекомендовали себя на местных перевозках, им на смену со временем обязательно придут представители нового поколения. Есть основания полагать, что число их покупателей расширится.