Mercedes Econic. Суперсовременное шасси для специализированных автомобилей

В. Мамедов

Сказать, что этот автомобиль новинка – значит покривить душой: его представление широкой европейской публике Daimler-Benz провел год назад. Осенью прошлого года на заводе в г. Арбон, принадлежащем NAW Nutzfahrzeuge AG, дочерней компании Daimler-Benz, началось производство специальных шасси. Сегодня считается, что рынок сбыта для подобных машин в России отсутствует. Однако два обстоятельства заставляют нас обратить на Econic самое пристальное внимание. Во-первых, на грузовых автосалонах у него появились последователи. А во-вторых, в «брежневские» времена по Москве ездило довольно много фургонов, получившихся из автобусов-«скотовозов» после кустарной доработки «по месту». Так что какой-никакой, пусть скрытый, маленький ипока неплатежеспособный, но рынок грузовиков типа Econic в крупных российских городах все же существует.

Внешний вид этого мусоровоза на шасси Econic 1823L ни в коей мере не портит вид городского квартала. Кузов спроектирован фирмой Geesink. Силовой агрегат – 6-цилиндровый дизель ОМ 906LА c гидромеханической трансмиссией Allison

По количеству оригинальных решений Econic можно сравнить с концептуальными автомобилями. Целью разработчиков было создание оптимальной конструкции, в максимальной степени удовлетворяющей запросы тех компаний, которые занимаются перевозкой городского мусора, легковых автомобилей, обслуживают аэропорты, доставляют жидкости в специальных емкостях, наконец, ведут борьбу с огнем. Конструкция шасси с целью снижения себестоимости вобрала в себя многие узлы и агрегаты грузовиков серий Actros и Atego. Тем не менее комплексный, системный подход к его проектированию позволил создать очень интересную и оригинальную конструкцию.

Шасси выпускаются в двух- и трехосном исполнении с колесной формулой 4 х 2 и 6 х 2/4. Это означает, что трехосные шасси имеют передние и задние управляемые оси. Максимальная полная масса автомобилей не должна превышать 18,0 (4 х 2) и 26,0 (6 х 2/4) тонн. В качестве силового агрегата используется шестицилиндровый двигатель ОМ 906LA с турбонаддувом и интеркулером с рабочим объемом 6,4 л, развивающий мощность 231 или 279 л.с. при 2 300 об/мин, сблокированный с автоматической трансмиссией.

Силовой каркас кабины из алюминиевых экструдированных профилей

Шасси выполнено низкорамным, с погрузочной высотой устанавливаемого на него кузова 874 мм. Это требование выдвигалось в первую очередь теми фирмами, которые будут приобретать его для установки цистерн. Низкий центр тяжести необходим для повышения устойчивости автомобиля, что напрямую связано с безопасностью движения. Шасси удобно также для установки фургонов, разгрузка которых может вестись как сзади, так и сбоку.

Предусмотрено два типа кабин: высотой 2 840 и 2 390 мм. Их конструкция максимально облегчает вход и выход, для чего водительская дверь имеет увеличенную ширину, а пассажирская выполнена складывающейся, как у автобусов. Ступенька, скрытая за водительской дверью, располагается в 450 мм от асфальта, пол кабины находится выше нее на 350 мм. Отличной обзорности (особенно, у высокой кабины) способствует огромная площадь остекления. Продуманная до мелочей эргономика водительского места, наличие лишь двух педалей (акселератора и тормоза) – все это существенно снижает утомляемость водителя при работе в городе.

Левая по ходу дверь кабины открывается настежь, правая – двухстворчатая, с пневмоприводом

Специальные багажные отсеки для спецодежды позволяют постоянно поддерживать рабочее место в порядке – при проектировании кабины конструкторы руководствовались замечаниями водителей, стараясь выполнить все их пожелания. Конструкция кабины также нетрадиционная. Ее основу составляет пространственный каркас из алюминиевых экструдированных профилей, которые придают ей надлежащую прочность и обеспечивают необходимую безопасность при возможных авариях. К каркасу прикреплены стеклопластиковые панели, легко заменяемые при местных повреждениях. В итоге кабина отличается очень малым весом и простотой изготовления.

Среди оборудования кабины отметим обогреваемые передние и боковые стекла, а также зеркала заднего вида, независимый отопитель, дисплей информационной системы на панели приборов, информирующий о состоянии узлов и сроках смены масла в двигателе, трансмиссии, проведении иного техобслуживания. Автомобили могут быть оборудованы, по желанию покупателей, сотовым телефоном и факсом, места для их размещения предусмотрены. По заказу на автомобиль устанавливают кондиционер с системой фильтрации воздуха. Реальный набор оборудования кабины определяется покупателем при заказе автомобиля.

Продольный разрез дизеля OM 906LA

Низкое расположение кабины, сильно выдвинутой вперед (передний свес составляет 1 850 мм), потребовало применения оригинальной рамы. Она состоит из двух частей, причем передняя на 193 мм ниже задней. Обе части рамы изготавливаются отдельно и соединяются болтами. В ходовой части применены самые совершенные в автомобилестроении решения. Пневматическая подвеска всех мостов дополнена системой поддержания постоянного дорожного просвета, который изменяется по желанию водителя. Дисковые тормоза с АБС являются стандартным оборудованием автомобиля. Увеличенный до 46о угол поворота управляемых колес позволил получить относительно небольшой диаметр разворота, а значит, и хорошую маневренность в городских условиях. Ведущий мост с двухступенчатой главной передачей имеет блокируемый с места водителя дифференциал, повышающий проходимость по обледенелым дорогам.

Семейство шасси Econic, предлагаемое с различными базами, на рынке не вступает в конкуренцию с моделями семейств Actros и Atego. Специальные решения, заложенные в его конструкцию, позволяют различным специализированным фирмам создавать новые совершенные машины: пожарные, мусоровозы, автоцистерны, тягачи для полуприцепов-автовозов и другие, значительно лучше выполняющие свои функции. Остается надеяться, что со временем такие машины будут работать и в российских городах.