Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
 5
Система HEUI–впрыск XXI века по-американски
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 1)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ

Главная премьера Volvo Bus Corporation

В. Мамедов по материалам Volvo, иллюстрации Volvo

Volvo Bus Corporation, автобусное отделение многопрофильного шведского концерна Volvo, – один из лидеров мирового автобусостроения. Ее продукцию: шасси для автобусов и сами автобусы различного назначения, а также узлы и агрегаты автобусов, предлагаемые другим фирмам, отличает неизменно высокий технический уровень и качество изготовления. Ушедший год в отношениях между нашей страной и компанией можно назвать переломным. В Омске, на конверсионном предприятии, уже собраны первые машины первой партии из 107 междугородных и городских автобусов большой вместимости. Тем самым положено начало долговременному сотрудничеству с Россией. Сегодня мы представляем новое шасси, подготовленное шведскими автобусостроителями к выпуску в 1999 г. Но сначала немного о самой фирме.

Volvo 7000 – новейший городской автобус на шасси В7L

Активность во всем мире

Началом производства автобусов Volvo следует считать создание в 1928 году первого автобусного кузова, монтировавшегося на шасси серийного грузового автомобиля. До 1934 года, когда для автобусов стали разрабатывать специальные рамы и агрегаты, такие машины получили в Скандинавии широкое распространение, они проложили первые автобусные маршруты и стали основой автопарков.

1945 года автобусы Volvo начали продаваться с дизельными двигателями, а в 1955-м с завода вышел первый автобус с дизелем, оснащенным турбонаддувом. Пуск специализированного завода в г. Борас в 1977 году позволил резко увеличить выпуск шасси. Потребность в производственных мощностях, способных выпускать полностью собранные автобусы различных типов и назначения, в дальнейшем удовлетворялась приобретением кузовных фирм, уже накопивших достаточный опыт.

В 1981 году произошло присоединение завода фирмы Saffle Karosseri, покупка английской компании Leyland Bus последовала в 1988-м, через два года Volvo приобрел 75%, а в 1996 году и все 100% акций фирмы Steyr Bus (Австрия). Приобретение кузовных автобусных фирм Aabenraa (Дания) и Drogmoller (Германия), а также покупка контрольного пакета акций (51%) канадской кузовной фирмы Prevost Car Inc. произошли в 1994 году. Последние три года характеризуются расширением географии сборки автобусов. Открываются новые заводы с участием Volvo Bus Corporation в Израиле, Польше (г. Вроцлав), Бразилии, Китае, Индии, США. В 1998-м Volvo приобретает финскую фирму Carrus Оy – крупнейшего производителя кузовов для автобусов во всей Скандинавии, а мощность польского завода существенно увеличивается.

Стремительная экспансия шведской компании направлена на лидерство в продажах, в первую очередь на рынках Европы, Латинской Америки и Северо-Восточной Азии. Как показывает открытие совместного предприятия в Омске, Россия также рассматривается шведами как очень важная для расширения своей деятельности страна, освоение рынка которой начинается именно с производства и, соответственно, определенных инвестиций в него.

Так выглядит шасси В7L в том виде, в котором оно покидает завод, где его производят. Отдельные передняя и задняя части рамы с агрегатами и органами управления соединены между собой. База шасси составляет 3000 мм. На кузовном заводе их разнесут друг от друга на необходимое расстояние в соответствии с колесной базой, которая может быть 6000 или 7000 мм

Шасси B7L – основная новинка`99

В начале этого года производственная программа компании насчитывает семь оригинальных семейств автобусов, разделяющихся по назначению на городские, для пригородного и междугородного сообщения. При этом только три из них являются узкоспециализированными: серии В10L и Olympian представляют собой только городские машины, а серия В12 включает в себя только междугородные и пригородные автобусы.

Четыре серии шасси, конструктивно унифицированные по агрегатам и оборудованию, могут иметь исполнение под кузов любого назначения. Исключение составляют специальные модификации шасси для сочлененных и двухэтажных автобусов. Любопытно, что в большинстве случаев по желанию заказчика завод предложит версию с нормальным или пониженным уровнем пола, с силовым агрегатом, расположенным спереди, сзади, или под полом в пределах базы.

Большой интерес у специалистов вызвала первая демонстрация на осеннем автосалоне в Ганновере шасси В7L, на основе которого Volvo Bus Corporation в конце прошлого года начала выпуск городских автобусов серии «5000» и «7000». Для максимального удобства входа пассажиров в салон и минимальной потери времени на остановках шасси выполнено низкопольным. Главное отличие его от низкопольных шасси фирм-конкурентов заключается в том, что все(!) входы и выходы в автобусе имеют предельно малую высоту от асфальта. Пока это не удавалось сделать никому из ведущих автобусостроителей.

Силовой агрегат находится сзади, с левой стороны, под углом 800 к ведущей оси. Радиатор максимально приподнят вверх, рядом расположен воздушный фильтр, через который поступает относительно чистый воздух

Модернизированный дизель с рабочим объемом 7,3 л и облегченное шасси позволили существенно уменьшить расход топлива по сравнению со старой моделью и добиться снижения токсичности выхлопных газов. Электроника облегчила проведение технического обслуживания автобусов. Интервалы между осмотрами увеличены, при этом завод предоставляет 2-летнюю гарантию. Значительно улучшена посадка водителя. Вот, вкратце, основное, что заинтересовало потенциальных покупателей. А теперь, познакомимся с конструкцией шасси более детально.

Шасси автобуса конструктивно состоит из двух частей, которые можно «раздвинуть» на нужное расстояние, исходя из требований кузовостроительной фирмы. Передняя часть включает в себя водительское место, переднюю независимую пневмоподвеску и 220 – 250-литровый бак, установленный за водительским креслом. Задняя часть содержит силовой агрегат, установленный почти продольно, под углом 80о к задней оси, сдвинутый к левой стороне по ходу движения. Радиатор, закрепленный под ним, занимает минимум полезного объема, меньше загрязняется и наиболее эффективно обеспечивает теплоотвод.

Задний мост, портального типа, с колесными редукторами, позволившими снизить высоту пола, включает в себя пневмоэлементы подвески, выполняющей целый ряд функций. С ее помощью клиренс автобуса может быть при необходимости увеличен на 80 мм, она обеспечивает постоянную высоту пола на уровне 320 мм у передней двери и 345 мм – у задней. Наконец, по требованию покупателя автобус может оснащаться системой поперечного наклона кузова на остановках, позволяющей снижать высоту пола у передней двери до 230 мм.

Полная масса автобуса на шасси В7L равна 18,9 т, при этом задний мост рассчитан на 12,5 т, а передний – на 6,9 т. Передние тормоза шасси – дисковые, задние – барабанные. Им помогает в работе ретардер, значительно уменьшающий износ фрикционных накладок. В стандартную комплектацию входит АБС, за дополнительную плату она может быть дополнена противобуксовочной системой.

На выбор предлагается любая из 4 модификаций двигателя D7С мощностью 215, 250, 290 и 310 л.с., сблокированная с автоматической трансмиссией фирм ZF или Voith, в трех-, четырех- или пятиступенчатом исполнении

Новая гамма моторов

Для шасси В7L специально разработали автобусные версии силовых агрегатов серии D7С, имеющих рабочий объем 7,3 л. Как показала практика эксплуатации первых автобусов, они оказались более эффективными, чем прежние, 10-литровые двигатели. Максимальная мощность у всех четырех моторов, составляющих серию, достигается при 2200 оборотах коленвала в минуту. Максимальный крутящий момент приходится на очень низкие частоты вращения: 900–1400 об/мин, при этом кривые момента на графиках достаточно пологие.

Интересно отметить, что этими же двигателями оснащают магистральные тягачи, рассчитанные на транспортную работу в составе автопоезда полной массой до 38 тонн. Автобусные версии силовых агрегатов отличаются от «грузовых» повышенной долговечностью и меньшим расходом топлива. «Экономичный» диапазон при работе в городе у них приходится на 1200 – 1900 об/мин.

Рядные шестицилиндровые дизели всех исполнений имеют турбонаддув с интеркулером и две съемные головки цилиндров (на три цилиндра каждая). Диаметр цилиндра равен 107 мм, ход поршня – 135 мм. Степень сжатия – 19,5. Высокие эксплуатационные показатели моторов – в значительной степени результат работы новой электронной системы управления дизелем, обеспечивающей еще и низкий уровень шума при работе. Автобусы на шасси В7L относятся к самым тихим: их уровень внешнего шума не превышает 80 дБ (A), однако за дополнительную плату и он может быть снижен до 77 дБ (A). Особое внимание при создании дизелей было уделено надежному запуску при сильных морозах и малой токсичности выхлопа. В результате количество вредных примесей в их отработавших газах даже меньше, чем того требуют правила Euro-2, а надежность пуска без применения подогревателей оценена на «отлично».

Volvo 5000 – автобус на шасси В7L для городских перевозок с кузовом из алюминиевых сплавов

Благодаря новой диагностической системе, выводящей на монитор водителя информацию, предотвращающую возникновение нештатных ситуаций, надежность автобуса также повысилась. Практически перед каждым троганием с места водитель полностью информирован об уровне охлаждающей жидкости, уровне масла, давлении в системе смазки дизеля, давлении наддува и давлении воздуха в тормозной системе. Эксплуатационники оценят и увеличившиеся межсервисные интервалы. Для прохождения техобслуживания автобус должен покинуть линию в среднем лишь 1 раз в год. Правда, в зависимости от условий эксплуатации интервалы между обслуживанием назначаются специалистами компании для каждого покупателя индивидуально.

Шасси ХХI века

В7L отличаются огромным диапазоном предлагаемых гидромеханических трансмиссий. Они могут быть изготовлены фирмой ZF или Voith, иметь три, четыре или пять передач, при этом все дополнены ретардером. Последнее, о чем необходимо упомянуть, это улучшенные условия работы водителя. Кроме регулирования положения сиденья и рулевого колеса, впервые положение приборного шитка также можно изменить с целью обеспечения больших удобств для водителя. Словом, конструкторы, опираясь на весь свой семидесятилетний опыт, сумели создать новое шасси, которое можно назвать «автобусным шасси ХХI века». Остается надеяться, что автобусы на шасси В7L вскоре появятся и в российских городах.



В. Мамедов по материалам Volvo, иллюстрации Volvo Основные Средства 03'1999 14 июля 2005

Комментарии (0)