Кузова из алюминия для грузовиков

А. Суходольский

Транспортные фирмы, полностью использующие полезную нагрузку своих грузовых автомобилей с целью увеличения оборота на один кг полезной нагрузки, стремятся к понижению собственного веса автотранспортного средства. Эти требования выполняются при облегчении шасси автомобиля путем внедрения конструкций из легких материалов, таких как алюминий, при конструировании кузовов грузовых автомобилей.

Самосвальный кузов фирмы «Хелве», выполненный из алюминия

Уже в течение ряда лет ведутся работы над алюминиевыми опрокидывающимися корытообразными кузовами, которые позволяют повысить полезную нагрузку за счет снижения собственного веса. Это в первую очередь относится к автомобилям, которые часто работают с полной нагрузкой, например, самосвалы.

Фирма «Хелве» в последнее время занимается выпуском таких кузовов и поставляет предприятиям конструкции специального сечения из пустотелых профилей, а также изделия из листового или ребристого материала. В объем поставок готовых кузовов входят опрокидывающиеся корытообразные кузова в сборе для установки на шасси, включая заднее соединительное устройство, механизм опоры опрокидывателя и задний откидной борт. По особому заказу возможна поставка с оцинкованными самоустанавливающимися подшипниками.

Изготавливаются кузова на основе уже имеющихся собственных разработок или в соответствии с требованиями заказчика.

Почти всегда самосвальные кузова выпускаются с опрокидыванием назад, что в конструктивном и производственном отношениях оказывается более простым, по сравнению с кузовами с трехсторонним опрокидыванием. Если самосвальное устройство устанавливается на полуприцеп, то грузовой объем кузова существенно больше, чем у самосвалов с трехсторонним опрокидыванием.

Наиболее популярными являются кузова с геометрическими размерами 7900х2500х1300 мм и более. Для высоких нагрузок предусмотрена профилированная конструкция. При изготовлении она менее трудоемка, т.к. отпадают сварочные работы на стенках, но собственный вес ее достаточно высок. Преимущество пустотелых профилей в том, что поверхность кузова не только внутри, но и снаружи гладкая, что удобно для чистки и нанесения рекламных надписей.

Все модификации защищены с помощью верхних и нижних лент от повреждений, например, при экскаваторной загрузке. Гидравлическая система у самосвала с опрокидыванием назад расположена преимущественно спереди, и часто защищена коротким козырьком, установленным на переднем борту. Задний борт подвешен в качестве качающейся заслонки, которая автоматически управляется из кабины водителя в ходе выгрузки. Установлен задний борт почти всегда под некоторым углом к вертикали, что обеспечивает возможность, под действием силы тяжести, занять исходное положение, при котором груз не имеет возможности высыпаться. Алюминиевый сплав Аl Zn 4,5 Mg 1 хорошо сваривается, после чего остаточная деформация минимальна. В принципе, срок службы кузова равен сроку службы автомобиля в целом.

Истирание внутренней части кузова зависит от транспортируемого материала и количества опрокидываний. В ходе исследований и экспериментов установлено, что алюминиевые материалы, наряду с отличной свариваемостью, устойчивы к истиранию (износостойки). Однако износ этих материалов несколько превышает износ стали. При каждом опрокидывании стальное основание подвергается истиранию и лишенный защитного покрытия металл вновь ржавеет, в то время как слой окиси алюминия остается крепко спаянным с металлической основой. Для транспортировки материала с острыми гранями (камни, гравий) алюминиевый кузов требует дополнительного покрытия.

Наиболее интенсивное истирание происходит в задней трети кузова, поэтому в этой части листы утолщены до 7 мм, в отличие от передней части, где их толщина – 5 мм.

Помимо кузовов фирма «Хелве» выпускает фургоны, конструкционным материалом для которых служат алюминиевые сплавы.

Точное назначение кузова известно заранее, так что конструкция может полностью соответствовать определенным требованиям.

Алюминий коррозиеустойчив и не требует никакого защитного покрытия, имеет привлекательный вид -- серебристо-серый. В отдельных случаях, по желанию заказчика, его покрывают лаком для получения какого-либо цветового решения или нанесения рекламы.

Цена алюминиевого кузова выше, чем стального, но при покупке определенного количества кузовов с полезной нагрузкой на 1000 кг больше, сэкономится один автомобиль, что компенсирует разницу в цене. По истечении одного года алюминиевый кузов дает все более высокий доход, экономию за счет пониженного износа шин и горюче-смазочных материалов при движении порожнего автомобиля.

Экономическое значение алюминиевого опрокидывающегося кузова хорошо известно большому числу фирм и такие кузова находят все более широкое применение.