Выбор транспорта для карьеров (ч. 1)

Примеры из практики

С. Подгурский

Транспортировочные машины для карьеров – сравнительно небольшой, но важный сектор рынка спецтехники. Мы побывали в нескольких карьерах и ознакомились с используемым там оборудованием. Больше всего нас интересовал вопрос подбора и сочетания различных типов и марок машин, а также результаты их совместной работы.

Гранитный карьер

 

Работа в гранитном карьере – это экстремальные условия эксплуатации. Там очень пыльно, и с этим неблагоприятным фактором приходится интенсивно бороться.

Машины в карьерах передвигаются не по ровной поверхности, а постоянно преодолевая уклоны. Карьер – это либо гигантская яма, либо склон холма, где добывают ценные минералы. Работа несложная, но от качества оборудования зависит ее рентабельность. Машины должны безотказно работать в тяжелейших условиях.

В гранитном карьере разрыхляют и снимают слой камней и почвы, который покрывает залежи гранита. Когда слой гранита открыт, камень аккуратно распиливают на пригодные для перевозки блоки массой от 5 до 30 т. Эти блоки отвозят к местам обработки, где проверяют их качество и присваивают категорию. Процесс заканчивается погрузкой блоков на магистральные грузовики, которые отвозят их на ближайшую железнодорожную станцию.

Грузовики Scania, оборудованные кранами-манипуляторами,
перевозят каменные блоки

Список транспортировочных машин для карьера небольшой. Необходим экскаватор, достаточно мощный и надежный для раскапывания гранитного холма. При разработке от массива будут откалываться большие глыбы, которые не помещаются в ковше экскаватора, и, следовательно, для экскаватора понадобится грейфер. Также можно использовать мощный фронтальный погрузчик, у которого ковш больше, чем у экскаватора. При разработке образуется большое количество пустой породы, для вывоза которой понадобятся самосвалы. Пустая порода – это невообразимая смесь земли и осколков скал, весьма агрессивно воздействующая на кузов самосвала. Груженые самосвалы передвигаются по пересеченной местности при различных неблагоприятных условиях, поэтому нужны автомобили с колесной формулой 4х4 или даже 6х6 и мощными тормозами. Грузовики повышенной проходимости с большим количеством ведущих осей в карьере не нужны.

Самосвалы. В гранитном карьере проблема решается путем закупки машин от двух производителей – Case и Komatsu. Здесь работает множество сочлененных самосвалов Case 340 и несколько самосвалов с жесткой рамой Komatsu HD325 с кузовом ковшового типа на вывозе пустой породы. Машины Case – сравнительно недавнее приобретение, тогда как Komatsu старые «карьерные работники».

Старые «карьерные» работники самосвалы Komatsu

Погрузка – очень опасный процесс для тех, кто находится рядом с самосвалом. Огромные камни могут отскочить от бортов кузова, если экскаваторщик сделает неверное движение. Сочлененные самосвалы Case получили небольшое усовершенствование: передний борт кузова наращен в виде мощного козырька, защищающего от камней кабину и шарнир рамы.

Карьер не маленький, расстояние от забоя до отвала пустой породы может составлять от нескольких сотен метров до 4...5 км. Здесь проложено множество дорог, и их, чтобы не было пыли, постоянно поливают водой, для чего имеется несколько поливочных автоцистерн.

Самосвалы преодолевают подъемы и спуски, крутые повороты. Как мне говорили водители, ретардер, которым оснащены сочлененники Case, действительно спасает им жизнь, если тяжелая машина с 36 тоннами породы съезжает по крутому склону. Рейс закончен, когда самосвал сгружает породу в отвал.

Процесс разгрузки стоит рассмотреть подробней. Самосвалы выезжают на край отвала по указаниям ответственного за разгрузку и задним ходом осторожно придвигаются к краю обрыва. Когда самосвал занял правильное положение, кузов поднимают и сгружают пустую породу. Это самая опасная фаза работ. Стоит водителю ошибиться на десяток сантиметров, подавая назад, и тяжелая машина рухнет вниз с высоты 40...50 м. После этого грузовик уже не подлежит ремонту, а водителю очень повезет, если останется жив.

Экскаваторы. Материковую породу раскапывают мощные экскаваторы. В карьере работает целый отряд Komatsu PC450, оснащенных скальными ковшами. Работа экскаватора – яркий спектакль. На такой работе ковши долго не выдерживают: часто можно видеть, как экскаватор работает ковшом, уже лишившимся одного-двух зубьев. По правде говоря, не было заметно, чтобы этот урон как-то повлиял на производительность мощной карьерной машины. Понаблюдав за работой экскаватора, понимаешь, насколько прочной и надежной должна быть его конструкция. Когда ковш вгрызается в твердую породу, эта огромная машина вся содрогается, и картина напоминает смертельную схватку двух огромных зверей.

Фронтальные погрузчики. В карьере работает целый парк фронтальных колесных погрузчиков Komatsu WA600. Некоторые из них относительно новые, есть и несколько «ветеранов», отработавших уже более 15 тысяч моточасов, но они все так же демонстрируют высокую производительность. Машины оснащены быстродействующими устройствами для присоединения рабочего оборудования, среди которого и вилочные захваты, и огромные скальные ковши (некоторые из них могут служить гаражом для «легковушки» средних размеров), и даже необычные орудия, которые забавно называются «граблями»: когда смотришь, как они используются, это очень напоминает применение обычных садовых граблей.

Седельные тягачи Scania выполняют нелегкую задачу – перевозят огромные каменные блоки

Следует отметить, что «грабли» применяют при движении погрузчика задним ходом, при этом шарнир сочлененной рамы испытывает растягивающие напряжения, по величине не уступающие усилиям сжатия, на которые обычно рассчитан шарнир.

Погрузчики совершают довольно длинные пробеги от забоя до площадки, где оценивают качество гранитных блоков, а затем до места погрузки в автомобили. Из разговоров с операторами я понял, что они любят свои Komatsu и ценят их за эффективную помощь в работе.

Транспортировка. Перевозка гранитных блоков – работа уникальная по сложности. Маршрут пролегает по дорогам общего пользования, поэтому сочлененные самосвалы использовать нельзя, да и неэкономично. Эти перевозки выполняют грузовики сторонней фирмы по договору, администрация карьера за них не отвечает. Парк фирмы, обслуживающей карьер в то время, когда я там находился, состоял исключительно из магистральных тягачей Scania R164.480 с двигателями мощностью 480 л.с. Наиболее сложный участок – это крутой подъем по гравийной дороге с полуприцепом, в котором умещаются один, два или даже три надежно закрепленных 15-тонных гранитных блока. На вершине холма тягач делает разворот и затем следует крутой спуск по такой же гравийной дороге.

Водитель должен тщательно следить, чтобы автомобиль не съехал с дороги из-за отказа тормозов! К чести водителей и грузовиков все они благополучно добираются до подножия холма.

Известняковый карьер

В карьере по добыче известняка условия во многом похожи на описанные выше. На вывозе каменного материала, от сравнительно мелких каменных осколков до крупнокусковой массы и огромных каменных блоков, используются сочлененные самосвалы Bell В40D и самые большие в линейке Bell и вообще в мире сочлененные самосвалы В50D. Сочлененные самосвалы привлекают надежностью, неприхотливостью и высокой грузоподъемностью при отличной маневренности – радиус поворота очень небольшой, а в некоторых забоях места для разворота немного.

Об условиях труда водителей могу сказать по личному опыту: в кабине воздух чистый, абсолютно без пыли, температура комфортная, уровень шума и вибрации невысокий – во время движения можно спокойно разговаривать. Рулевое управление легкое, поэтому «крутиться» в узких местах проще. Ограничитель скорости автоматически включает тормоза, если скорость самосвала, например, на спуске превысит установленный предел. Тем не менее в этом карьере используются также самосвалы с жесткой рамой Komatsu HD605-7 – надежные и высокопроизводительные труженики, мощные, с прочными кузовами г/п 63 т.

Фронтальный погрузчик Komatsu WA600, оборудованный «граблями». Видно быстродействующее устройство для присоединения рабочего оборудования

Погрузка каменной массы выполняется фронтальными погрузчиками Caterpillar 980G и машинами более нового поколения 988Н. Шины погрузчиков защищены цепями, предохраняющими от острых каменных осколков. На шины Michelin, в которые «обуты» самосвалы, устанавливать цепи сочли нецелесообразным: они работают в карьере на относительно расчищенных дорогах, а не на взорванной каменной массе, как фронтальные погрузчики.

Крупные куски скал вывозят для дальнейшей переработки на другие предприятия седельными тягачами Mercedes-Benz Actros 18.41 с самосвальными полуприцепами. Погрузку выполняют гусеничным экскаватором Caterpillar 325D со скальным ковшом увеличенной вместимости и колесным экскаватором Caterpillar М322D с грейферным захватом и отвалом, который позволяет сгребать осколки скал и служит дополнительной опорой при погрузке. Помимо этого для погрузки самосвальных полуприцепов используют фронтальные погрузчики Komatsu WA-470 и Case 821C, не новые, но все еще прекрасно работающие.

Часть крупных каменных глыб распиливают на блоки здесь же, на месте. На вывозе каменных блоков за пределы карьера используются те же седельные тягачи Mercedes-Benz Actros с полуприцепами, оборудованными кранами-манипуляторами, что очень удобно для бережной погрузки-выгрузки блоков.

Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи представительства и компании Caterpillar, Komatsu, «Амкодор-Оптим», «Традиция-К», «Импекс Консалтинг АГ»

(Окончание следует)