Экскаваторы haute couture, или просто Hitachi

В. Перелыгин, к.т.н., горный инженер

В последние годы в мире наблюдается устойчивый переход от использования на горных работах канатных экскаваторов традиционного исполнения к экскаваторам гидравлическим. Еще недавно гидравлические машины полностью заменяли канатные лишь в классе легких строительных экскаваторов, а сегодня идет планомерная замена и в классе мощных карьерных. Внедряются комплексы с использованием сверхмощных гидравлических экскаваторов с ковшом вместимостью до 40 м3 вкупе с тяжелыми автосамосвалами грузоподъемностью до 380 т, и этот процесс вполне закономерен.

Конструкция современной механической лопаты принципиально не отличается от конструкции первых экскаваторов 1830-х годов (первое упоминание о подобной землеройной технике относится к 1420 г.!). За полтора века привод эволюционировал из парового в электрический (или дизельный), внедрен гусеничный (или шагающий) ход, экскаваторы стали полноповоротными. С годами росла мощность машин, создавались вскрышные исполины типа ЭВГ-35.65, но принципиальная схема рабочего оборудования не менялась – однобалочная или двухбалочная рукоять, опорный узел на стреле соответствующей конструкции, механизм напора, подъемные лебедки. Схема надежна в работе и неприхотлива в обслуживании, металлоемка, не требует особой точности при изготовлении и монтаже по сравнению с гидроприводом.

Появление объемного гидропривода позволило создать новые схемы рабочего оборудования выемочной машины, напоминающие теперь не механическую лопату, а механическую руку. Возможности экскаватора расширились в значительной степени – это селективная выемка, фронтальная зачистка, лучшие условия погрузки породы в транспорт, более короткий рабочий цикл и др. По сути, это уже новый вид техники, применение которого повышает интенсивность и качество ведения горных работ.

Рост уровня надежности гидравлики с некоторых пор позволяет успешно конкурировать гидравлическим экскаваторам со сверхнадежными и неубиваемыми механическими лопатами. Уже можно сравнивать ресурс обоих типов машин. Применение электронных систем контроля рабочих параметров гидропривода, особенно контроля состояния рабочей жидкости, помогает обеспечивать безаварийную эксплуатацию, снизить износ гидроагрегатов.

Гидравлический привод имеет значительный запас по возможности совершенствования его как такового. Применение гидропривода делает возможным различные варианты компоновки машины, особенно рабочего оборудования. Классическая конструктивно-компоновочная схема канатного экскаватора типа ЭКГ уже исчерпала себя, дальнейшее совершенствование возможно лишь применительно к силовому приводу основных механизмов – хода, поворота, лебедки. Это способно улучшить отдельные эксплуатационные показатели, но в целом машина остается на уровне традиционной механической лопаты.

Производство тяжелого карьерного экскавационного
оборудования всегда было уделом специализированных мощных предприятий. Фирм – производителей карьерных экскаваторов мало, можно пересчитать по пальцам. Сама возможность выпускать такую технику уже выводит производителя в элиту машиностроительной отрасли, но и в этой элитной группе есть свои лидеры.

Решающим голосом при выборе лидера обладает покупатель. Техника может быть сколь угодной сложной и высокотехнологичной, но именно по объемам ее продаж можно дать наиболее объективную оценку деятельности компании-производителя на всем протяжении – от момента разработки концепции до воплощения машины в металле и работы маркетинга.

На протяжении длительного времени многие потребители карьерной техники по всему миру отдают предпочтение экскавационной технике Hitachi Construction Machinery Co., Ltd. (HCM). Компания НСМ образована в 1970 г. в результате разделения функций Hitachi Ltd. В 1979 г. был введен в работу карьерный экскаватор UH801, который стал первым в классе тяжелых карьерных, и с тех пор было изготовлено более 400 ед. тяжелых экскаваторов (массой свыше 150 т). Каждый год компания по всему миру закрывает от 30 до 50% (в зависимости от страны) рынка экскавационной техники – легкой, средней и тяжелой. Сегодня Hitachi – безусловный лидер среди сильнейших конкурентов, общеизвестный бренд.

Что же стало причиной такого успеха? Естественно, это результат плодотворной и продуманной работы компании на протяжении десятилетий.
В таких отраслях случайных побед не бывает. На вопрос, почему потребитель выбирает их продукцию, HCM отвечает следующее:

• высокая готовность оборудования в процессе эксплуатации;

• низкие эксплуатационные расходы;

• лучшая топливная экономичность;

• технологическая гибкость;

• более низкие требования по обслуживанию.

Это не рекламные слоганы. На горных работах PT Kaltim Prima Coal (Восточный Калимантан, Индонезия) наработка первого поставленного туда EX3500 с декабря 1990 г. по декабрь 2003 г. составила более 88 000 машино-ч. Всего по результатам работы 12 ед. EX3500 за все время эксплуатации на данном предприятии показатель готовности оборудования в среднем составил около 92%! Факты говорят за себя. Такие показатели стали возможными благодаря правильной политике HCM и дилеров компании в области послепродажного сервисного обслуживания. Именно высококачественное снабжение и привлечение квалифицированных специалистов-сервисников дает такие отличные результаты. Уделом потребителя остается только добыча сырья без отвлечения внимания на поддержание работоспособности машин.

Hitachi Construction Machinery – инжиниринговая фирма. Специалисты компании выбрали свой способ создания высокотехнологичного оборудования. В каждой отрасли машиностроения есть признанные фирмы, продукция которых проверена временем и отличается лучшим качеством. Эта продукция (гидравлические компоненты, дизельные двигатели) используется для комплектации готовых экскаваторов Hitachi. Сборка самих карьерных машин проводится в сборочных цехах HCM в Японии, там же изготавливают все металлоконструкции с использованием современных технологий сварки.

Одним из поставщиков гидравлического оборудования для экскаваторов HCM является компания Kawasaki, хорошо известная своей продукцией кроме всего прочего и в области гидравлики и сопутствующих систем. Первую продукцию компания выпустила еще в 1916 г., и на сегодняшний день накоплен богатейший опыт в производстве оборудования подобного рода. Kawasaki Precision Machinery Group (KPM) является частью компании Kawasaki. Под брендом KPM выпускают высококачественные гидравлические компоненты для мобильной строительно-дорожной техники (гидравлика экскаваторов, подъемно-транспортных машин, погрузчиков и т. д.), гидравлические компоненты судового оборудования и многое другое. Вся продукция Kawasaki проходит жесткий контроль качества и имеет соответствующие международные сертификаты соответствия.

На машины рабочей массой менее 80 т традиционно ставят дизели Isuzu, которые хорошо зарекомендовали себя в работе. На более тяжелые экскаваторы устанавливают дизели Hitachi (модели EX8000, ЕХ3600, ЕХ1900). Кроме этого поставщиком дизельных двигателей для тяжелых экскаваторов (ЕХ5500, ЕХ2500, ЕХ1200) является и компания Cummins. Компания Cummins основана в США в 1919 г. Мощные дизели Cummins всегда отличались высоким качеством, хорошими рабочими характеристиками, надежностью и долговечностью. Двигатели соответствуют всем мировым стандартам, что гарантирует их надежность и долговечность даже в особо тяжелых условиях эксплуатации – на горных работах. Cummins в рекомендациях не нуждается и хорошо знаком потребителям по всему миру, в том числе в России. По требованию заказчика в качестве первичного двигателя может устанавливаться электрический двигатель производства Hitachi соответствующего исполнения и мощности на напряжение 6...10 кВ.

Из сборочного цеха выходит высокотехнологичная машина, приспособленная для ведения работ в самых суровых условиях карьеров. Обновленная линейка тяжелых карьерных экскаваторов Hitachi массой от 180 т включает шесть моделей (начиная с EX1200-5D). Все модели (кроме ЕХ8000) могут производиться в исполнении с рабочим оборудованием «обратная лопата» (Backhoe Bucket) либо «прямая лопата» (Loading Shovel Bucket).

Гидравлическая система включает в себя Hitachi’s ETS (Electronic Total control System), которая призвана оптимизировать работу всего гидрооборудования, начиная от главных насосов и заканчивая всеми исполнительными агрегатами (силовые гидроцилиндры, гидромоторы). ETS автоматически вносит коррективы в работу гидравлических систем, обеспечивая управление и выход на наиболее эффективный режим работы оборудования, производит самодиагностику. Для оптимизации рабочих параметров при непосредственной разработке тяжелых забоев на экскаваторы устанавливают дополнительный уравновешивающий гидроцилиндр, гидравлически связанный с основным силовым контуром, чем достигается сокращение рабочего цикла и обеспечивается защита основного гидроцилиндра рукояти. Используется система автовыравнивания угла наклона ковша во время черпания.

Основные элементы рабочего оборудования – рукоять и стрела цельносварной конструкции коробчатого сечения из высоколегированной стали с высоким пределом прочности, а также сварной ковш, элементы которого изготовлены из износостойкой высоколегированной стали.

На поворотной платформе компоновка всех механизмов выполнена с условием обеспечения свободного и безопасного доступа обслуживающего персонала к основным узлам и агрегатам. Опорный круг собран из литых элементов со сглаженными контурами сечения, приваренных к нижней опорной раме, и способен выдерживать особо высокие нагрузки.

Ходовая часть машин – гусеничного типа. Несущая рама собирается в виде сварной конструкции из легированной стали с расчетом на ведение особо тяжелых работ. Боковые гусеничные рамы приварены к несущей раме. Опорные и поддерживающие катки, натяжные колеса и ведущие звездочки заполнены смазкой и защищены плавающими уплотнителями. Термически обработанные пальцы гусеничных звеньев выполнены с грязезащитными уплотнителями. Механизм натяжения гусениц – гидравлический. Башмаки гусениц изготовлены из специального прокатного сплава с индукционной закалкой, что обеспечивает их высокую износостойкость.

HCM давно перестала быть всего лишь поставщиком отдельных видов техники. Сегодня компания предлагает комплексное решение для конкретных условий заказчика, в том числе применение гидравлических экскаваторов с большегрузными самосвалами Hitachi. Качественный, с учетом специфики применения подбор техники с наилучшим сочетанием линейных параметров машин, производимых на предприятиях HCM, позволит достичь наилучших результатов в работе.

Единственным официальным дилером Hitachi Construction Machinery Co. в России является компания ООО «Техстройконтракт» (ООО «ТСК»). Следуя общей направленности Hitachi, ООО «ТСК» постоянно расширяет сеть филиалов, которая раскинулась уже по всей стране и насчитывает более 80 представительств. Компания обеспечивает клиентам на всей территории страны полный цикл гарантийного и послегарантийного технического обслуживания дорожно-строительной и карьерной техники, эксплуатационного сервиса и ремонта. Одновременно осуществляется регулярная поставка запчастей и расходных материалов. Немногие компании могут предложить такой уровень развития сервисной сети. Кроме поставок самой техники ООО «ТСК» предлагает программу оптимального подбора комплекса экскаватор–самосвал для достижения высокой эффективности ведения горных работ в конкретных условиях заказчика.

В обозримом будущем современные гидравлические экскаваторы начнут повсеместно замещать огромный парк устаревших ЭКГ на отечественных карьерах. Уже сегодня при разработке новых карьеров в качестве основного горного оборудования приобретаются различные модели тяжелых гидравлических экскаваторов. Благодаря правильной политике HCM и его дилера ООО «ТСК» растет интерес именно к продукции Hitachi.

ФИРМА ТЕХНИКА (обзоры) КАРЬЕРЫ/ГОРНЫЕ РАЗРАБОТКИ Экскаватор Hitachi
В. Перелыгин, к.т.н., горный инженер Основные Средства 02'2007 30 мая 2007

Комментарии (0)