Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Полосы для движения автобусов BRT
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта

Российские бульдозеры в карьерах

В. Перелыгин, к.т.н., горный инженер

Одним из важных этапов на разработке полезных ископаемых открытым способом является прямая экскавация горных пород. Для этого используют экскаваторы, в том числе с оборудованием драглайн, скреперы и фронтальные погрузчики. Кроме этого на горных работах широко применяют гусеничные тракторы с навесным бульдозерным и рыхлительным оборудованием – бульдозеры, рыхлители, бульдозеры-рыхлители (тракторные струги) и др.

В карьерах бульдозеры используют для послойной разработки горных пород, перемещения пород при зачистке пластов полезных ископаемых, при планировке площадок и трасс, на отвалах и других вспомогательных работах. Рабочее оборудование бульдозеров – прямые, полусферические или сферические отвалы разной конструкции и размеров в зависимости от назначения выполняемых работ. Этим машинам, а также автогрейдерам и грейдер-элеваторам в системе условных обозначений присвоен буквенный индекс ДЗ. Рыхлителям, относящимся к машинам для подготовительных работ, присвоен индекс ДП.

Горные работы характеризуются тяжелыми условиями эксплуатации техники, что предъявляет особые требования к конструкции машин. Для таких условий лучше приспособлены гусеничные тракторы, тяговые характеристики которых более высокие, чем у колесных тракторов. Индустрия производит гусеничные тракторы сельскохозяйственного и промышленного назначения тяговых классов 30; 40 (60); 60 (100); 100 (150); 150 (200); 350 и 750 кН, что означает максимальную свободную силу тяги на крюке базового трактора (без навесного оборудования) на первой передаче, равной соответственно 2,5...3,0 км/ч по промышленной классификации и 5,5...7,0 км/ч по сельскохозяйственной. В карьерах используют бульдозеры на базе тракторов тягового класса не ниже 100 кН.

Еще с советских времен основными поставщиками мощных бульдозеров для отечественной промышленности являются два завода – Челябинский тракторный завод (ЧТЗ, в настоящее время – ООО «ЧТЗ-Уралтрак») и Чебоксарский завод промышленных тракторов (ЧЗПТ, в настоящее время – ОАО «Промтрактор»). Сегодня парк бульдозерной техники на горных работах в основном представлен машинами, разработанными ЧТЗ и ЧЗПТ еще в 1980-е годы. Трудные в экономическом плане 1990-е годы оставили свой отпечаток, парк изношен и заполнен морально устаревшими моделями. И если в нефтегазовой отрасли обновление парка проходило и проходит более-менее стабильно, то в горнодобывающих отраслях, особенно угольной, наблюдается настоящий провал.

Самой массовой машиной, используемой до сегодняшнего дня, является трактор Т-170 производства ЧТЗ. Еще в марте 1988 г. тракторостроители приступили к производству Т-170, который оснащали модернизированным дизельным двигателем от Т-130. Эта машина предназначена для эксплуатации в агрегате с бульдозерным и рыхлительным оборудованием и другими дорожно-строительными и мелиоративными машинами и орудиями. Т-170 – один из самых распространенных тракторов на отечественных стройках. Трактор внешне очень походит на своего предшественника – трактор Т-130 и отличается от него модернизированной трансмиссией. В процессе выпуска Т-170 неоднократно модернизировали, менялся и его внешний облик. С 2002 г. начат серийный выпуск нового базового трактора Т-10 с гидромеханической трансмиссией, который сменил ветерана Т-170.

Дизель-электрический трактор ДЭТ-250 мощностью 310 л.с. запущен в серию в 1961 г. На его счету три золотые медали различных международных выставок. Отличные ходовые качества, плавность хода, высокая мощность – в те времена машина не имела аналогов, и ее сразу высоко оценили на предприятиях. Электромеханическая трансмиссия постоянного тока (два режима – вперед-назад) обеспечивает бесступенчатое изменение скорости движения и тягового усилия в зависимости от внешней нагрузки, освобождает водителя от переключения передач. Количество элементов управления сведено до минимума. Управление движением навесного землеройного оборудования и его поворотом – гидравлическое. Механизмы поворота – планетарные. Компоновка трактора выполнена по схеме с передним расположением двигателя и задним расположением трансмиссии. ДЭТ-250 использовался на самых тяжелых участках работ. Впоследствии базовый трактор модернизирован в ДЭТ-250М (330 л.с.). Сегодня ДЭТ-250М2 с усиленными бортовыми редукторами представлен в линейке продукции ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Традиционно компоновка промышленных тракторов была с передним расположением двигателя и расположением кабины сзади, только на ДЭТ-250 использована схема с расположением кабины по центру трактора. Так повелось со времен создания первых сельскохозяйственных тракторов, на которых рабочее оборудование (плуги, культиваторы, бороны и т. д.) крепилось к тяговому крюку в задней части рамы, и тракторист мог наблюдать за прицепным оборудованием. Для промышленных тракторов, являющихся базой землеройных машин, расположение рабочего оборудования сзади целесообразно только для прицепных скреперов и навесных рыхлителей.

С бульдозерным оборудованием, которое агрегатируют с большинством промышленных тракторов, оператор за массивным капотом трактора традиционной компоновки может видеть только края отвала. Первый промышленный трактор с передним расположением кабины построен в середине 1970-х годов на Челябинском тракторном заводе в кооперации с Челябинским заводом дорожных машин им. Колющенко. Специально для агрегатирования с бульдозерным и рыхлительным оборудованием разработан модельный ряд из трех тракторов: Т-220, Т-330, Т-500 мощностью соответственно 220, 330 и 500 л.с. Для выпуска этих машин в Чувашии и был построен ЧЗПТ, в настоящее время – ОАО »Промтрактор». Однако впоследствии испытания показали – переднее расположение кабины приводит к тому, что куски породы, переваливаясь через верхнюю кромку отвала, способны повредить кабину. С учетом этого на серийных Т-330 кабину отвели от переднего края, разместив впереди бронированный капот. Так появилась всем известная компоновка Т-330 – «чебоксарец».

Трактор Т-330 одного тягового класса с ДЭТ-250 (двигатель мощностью 330 л.с.), его начали выпускать серийно в 1981 г., и он стал первой продукцией ЧЗПТ. Трактор предназначен для производства земляных работ больших объемов в строительстве, мелиорации и горном деле в самых суровых климатических условиях. Бульдозер Т-330Р1-01 на базе трактора Т-330 оснащали однозубым или трехзубым рыхлителем. В сочетании с поперечным перекосом отвала это позволяет разрабатывать прочные и мерзлые грунты. Трактор оснащен оригинальным восьмицилиндровым V-образным четырехтактным дизелем с турбонаддувом и воздушным охлаждением, благодаря чему его легко запустить при температурах окружающей среды до –40 °С. Конструкция гидромеханической трансмиссии с раздельным приводом к колесам – модульная. Непрозрачный гидротрансформатор обеспечивает использование максимального крутящего момента двигателя и бесступенчатое его регулирование в зависимости от нагрузки на рабочих органах. С 1995 г. Т-330 заменили более современным <Т-25.01.

Опытная партия сверхтяжелых Т-500 была выпущена на ЧЗПТ в конце 1985 г. На первых машинах кабина, как и у опытных Т-330, была придвинута вплотную к переднему краю. В серийных машинах кабину устанавливали уже сзади. Дизель с непосредственным впрыском топлива, с жидкостным охлаждением, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха ЯМЗ-850.10 развивал мощность 480 л.с. Конструкция Т-500 в целом перекликалась с Т-330. С 1995 г. Т-500 заменен новым Т-35.01.

В настоящее время, использовав имеющиеся наработки собственного конструкторского бюро, в ОАО «Промтрактор» создали новое семейство современных типизированных и унифицированных тракторов: Т-11.01, Т-15.01, Т-20.01, Т-25.01, Т-35.01, Т-40.01, Т-50.01 и бульдозерно-рыхлительных агрегатов (БРА) на их базе.

ООО «ЧТЗ-Уралтрак» также предлагает линейку современных тракторов – Т-10М, Т-12, ДЭТ-250М2, ДЭТ-320, Т-75. Внушительный Т-75 (Т-800) в 1988 г. занесен в Книгу рекордов Гиннесса и в настоящее время является самым мощным бульдозером отечественного производства.

Можно утверждать, что сегодня продукция обоих заводов вполне способна удовлетворить потребности горной отрасли. Традиционная приспособленность ремонтных служб предприятий к отечественной технике, относительная дешевизна запасных частей – все это является преимуществом по сравнению с особенностями эксплуатации импортной техники. Часто приходилось слышать на разрезах и в карьерах, что покупка импортного бульдозера – это эйфория на три года. Когда техника начинает требовать ремонта, появляются первые проблемы. Это и дороговизна запасных частей, зачастую неоправданная, и невозможность провести ремонт отдельных узлов собственными силами. В обиходе – выражения типа: «Они нас посадили на иглу!» Техника должна работать, и приходится покупать очень дорогие оригинальные запчасти у дилера.

Техника таких мировых лидеров, как Caterpillar и Komatsu, тоже давно известна в России, особенно в северных регионах. В СССР деньги считали по-другому, запасные части поставлялись в необходимом количестве и в срок, а на предприятиях никто особо голову не ломал, где взять эти самые деньги. Конечно, в таких условиях любовь к этим фирмам стала всенародной. Высоконадежные, мощные бульдозеры Caterpillar (серии D6R, D7R, D8R, D9R), а также Komatsu (серии D375A-5, D275A-5, D155A-5, D85A-21, D65E-12) зарекомендовали себя лучшим образом на горных предприятиях. Сегодня на рынке широко представлены также мощные бульдозеры Dressta, Liebherr, FIAT-Kobelco. Конкуренция высокая, и от этого выигрывает в первую очередь потребитель. За последние годы компании Komatsu и Caterpillar расширили в регионах свои и без того развитые еще с советских времен сервисные сети. Подтягиваются Dressta и Liebherr. Выбирать есть из чего. Учитывая, что стоимость импортного трактора в среднем в два раза выше стоимости такого же трактора отечественного производства, при постоянном повышении общего уровня исполнения последних можно смело утверждать – борьба за рынок между производителями будет только усиливаться.

О бульдозерах зарубежного производства, применяемых в карьерах, мы поговорим в отдельной публикации.

ТЕХНИКА (обзоры) КАРЬЕРЫ/ГОРНЫЕ РАЗРАБОТКИ Бульдозер
В. Перелыгин, к.т.н., горный инженер Основные Средства 11'2006 3 апреля 2007

Комментарии (0)