Рынок строительной техники: итоги и прогнозы

Ольга Москалёва
Кризисные явления в Европе оказали негативное воздействие на все сегменты экономики, в том числе и на рынок спецтехники. После резкого подъема 2009–2011 гг. следующий год был отмечен стагнацией, а в 2013-м начался спад. Комитет европейских производителей стройтехники в I квартале 2013 года зафиксировал 20–30%-ное снижение продаж своего сегмента в Европе. Наибольший упадок коснулся стран Южной Европы, стабильный рост спроса показали только Германия, страны Скандинавии, Россия и Турция. Особое внимание европейские производители уделяют российскому рынку строительной техники как одному из крупных перспективных импортеров.
 
 
 
 
 
 
 

Строительная техника занимает две трети российского рынка спецтехники, оставшаяся часть досталась коммунальным, сельскохозяйственным, лесным и другим машинам. Спрос на строительную спецтехнику в ближайшее время будет поддерживаться строительством масштабных спортивных объектов (для Олимпиады-2014, ЧМ-2018, Универсиады в Казани, саммита АТЭС и пр.), а также значительными объемами жилищного и дорожного строительства, реализацией инфраструктурных проектов.

Информационное агентство «Крединформ» зафиксировало объем российского рынка строительной спецтехники в размере 52,8 тыс. ед. (+27%), но к докризисным показателям он еще не вернулся. Основными поставщиками строительной спецтехники в 2012 г. стали Украина, Германия и Южная Корея. Бо’льшая часть погрузчиков, самосвалов, бульдозеров, автогрейдеров, автобетоносмесителей и башенных кранов импортируется из Китая. Основным поставщиком экскаваторов стала Япония, автокранов больше всего было привезено из Германии.

В стоимостном выражении Китай занимает в общем объеме импорта 16,9%, корейские поставки – 13,8%, японские – 13,5%, немецкие – 10,3%. Если учитывать отдельных производителей, лидирует по объемам продаж японская Komatsu (за 1-е полугодие 2013 г. она поставила в Россию бульдозеров, экскаваторов и погрузчиков более чем на $163 млн.). За ней следуют в рейтинге корейская Hyundai ($136 млн.) и американская Caterpillar ($118 млн.).

Значительную долю российского рынка занимают корейские экскаваторы Doosan (Daewoo), Hitachi и Komatsu. Эта техника уже вполне адаптирована к суровым российским климатическим условиям. Большим спросом также пользуются недорогие, простые в эксплуатации китайские SANY – компактные машины массой от 19 до 30 т с большим выбором навесного оборудования.

В I кв. 2013 г. импортные поставки некоторых видов строительной техники заметно выросли по сравнению с прошлогодним показателем этого периода. По данным компании ID-Marketing, импорт карьерной техники вырос на 33,3%, дорожной и бетонной техники – на 33,05%, пневмоколесных катков – на 78,95%. Также подрос сегмент подъемной техники.

Снижение импортных поставок зафиксировано в сегменте землеройной техники – тяжелых и малых гидравлических экскаваторов (соответственно на 39,15 и 28,97%), средних колесных погрузчиков меньше на 29,95%. В сегменте дорожной и бетонной техники снизились поставки асфальтовых тандемных вибрационных катков (на 79,8%), асфальто­укладчиков (на 22,16%), дорожных фрез (на 21,05%). Сегмент карьерной техники значительно потерял объемы импорта больших горных гидравлических экскаваторов (на 42,86%) и тяжелых гусеничных бульдозеров (на 37,9%). В сегменте строительной техники на 82,89% снизился импорт автокранов, зато поставки прочей техники выросли.

По итогам 1-го полугодия 2013 г. доля импорта в количественном выражении составила 83,2% рынка, на российскую технику осталось только 16,8%. Но «Крединформ» зафиксировал за это же время рост выпуска отечественных погрузчиков в 2,9 раза, башенных кранов – на 63%, автопогрузчиков – на 38%, автобетоносмесителей – на 17%, автокранов – на 11%. Есть и отрицательные результаты: производство отечественных экскаваторов упало на 8%, бульдозеров – на 9%.

На рынке строительной техники наиболее активно развивается сегмент малогабаритной спецтехники (экскаваторы-погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом и пр.). Ежегодные объемы составляют внушительную цифру – более 10 тыс. шт., и он продолжает расти на 5–10% в год. В I кв. импорт малых колесных погрузчиков вырос почти на 309% в количественном и на 146,33% в стоимостном выражении, ввоз гидравлических мини-экскаваторов увеличился соответственно на 74,7 и 67,17%. Крупные поставщики мини-техники – Китай, Япония, Великобритания и Финляндия.

По итогам 1-го полугодия 2013 г. объем российского рынка строительной спецтехники составил 39 тыс. ед., что превышает на 45,4% результат аналогичного периода прошлого года, прогноз до конца года – рост на 50%, до 70 тыс. шт.

Некоторые сегменты строительного рынка переполнены импортной техникой, в других преобладает продукция российских производителей. Так, доля отечественной техники на рынке автокранов составляет 85–90%, в сегментах автогрейдеров – 55%, башенных кранов и колесных экскаваторов – 35 и 20% соответственно. А вот рынок фронтальных погрузчиков в основном китайский, в секторе компактной универсальной техники российская также отсутствует.

По сведениям службы государственной статистики, в России работают 4 завода по производству бульдозеров, 16 – выпускают экскаваторы и 3 – производят автогрейдеры. К крупнейшим и наиболее успешным российским производителям стройтехники относятся Челябинский тракторный завод (бульдозеры, фронтальные погрузчики, компакторы и пр.), «Автокран» (краны «Ивановец»), «Мотовилихинские заводы» (автокраны), Галичский автокрановый завод (автокраны «Галичанин»), Чебоксарский завод промышленных тракторов (бульдозеры «Четра» и др.), Юргинский машиностроительный завод (автокраны и погрузчики-экскаваторы). Так, за 1-е полугодие выросло производство погрузчиков в 2,9 раза, башенных кранов – на 63%, автопогрузчиков – на 38%, автобетоносмесителей – на 17%, автокранов – на 11%. Остальные виды техники ушли в минус: выпуск экскаваторов упал на 8%, бульдозеров – на 9%.

Перспективным направлением отечественного производства является сборка строительной спецтехники на базе собственных шасси с установкой иностранного оборудования или его основных узлов. Это позволяет снизить стоимость в среднем на 15% по сравнению с импортной.

Динамично развивается на рынке строительной техники сегмент малогабаритной спецтехники (погрузчики с бортовым поворотом и экскаваторы-погрузчики). Ежегодный объем продаж в этом сегменте составляет более 10 000 ед. в год и продолжает расти на 5–10% в год. Продажи автокранов также выросли за 1-е полугодие 2013 г. на 7%. А из расчета того, что РФ остро нуждается в реконструкции дорог, наибольшее развитие может показать техника для дорожного строительства: асфальтоукладчики, катки, автогрейдеры.

Еще одним перспективным направлением эксперты считают аренду строительной техники, которая будет развиваться как за счет арендных компаний, так и благодаря более активным предложениям от официальных дилеров компаний-производителей. Для небольших частных компаний и для временных недолгосрочных проектов этот вариант будет подходящим.

Заметный рост также показывает интеграция в Россию иностранных компаний, которые активно открывают собственные производства. Так, Caterpillar в РФ развивается с 1994 г., «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» – с 2008 г. Планы развивать российские филиалы есть у Hyundai и John Deere, хотя последняя уже выпускает у нас сельскохозяйственную технику. Разворачивается производство экскаваторов на заводе Volvo под Калугой.

Будет ли российский рынок строительной техники развиваться так же динамично и в последующие годы? Эксперты сомневаются в этом и предрекают торможение спроса после завершения олимпийской стройки в Сочи и замедления темпов жилищного строительства. Возможное оживление спроса может спровоцировать следующий крупный инфраструктурный проект – чемпионат мира по футболу в 2018 г.

Прогноз

Один из крупнейших мировых рынков строительной техники – китайский – уверенно стабилен и ждет только незначительного роста в ближайшее время. При таком прогнозе и росте конкуренции китайские производители ориентируются не на количество, а на качество (модернизацию технологий, повышение энергоэффективности и производительности и пр.). Также предполагается, что в ближайшее время мелкие игроки этого сегмента уйдут с рынка, так как из более 200 производителей спецтехники в Китае конкурентоспособны только 10%.

Второй крупнейший в мире рынок – американский – ориентируется преимущественно на арендную отрасль. Уже 2012 г. показал, что половина всего объ­ема реализации строительной техники в США пришлась на арендные компании. Спрос арендного бизнеса направлен в основном на подъемное оборудование и рабочие платформы, и эта тенденция продолжится. Эксперты прогнозируют рост продаж строительной техники порядка 4%. При этом ожидают рост объемов строительства в нефтегазовой отрасли с соответствующим увеличением потребности в строительной технике.

Одним из крупнейших потребителей китайской и американской строительной техники останется Россия с ростом до 9%. Спрос будет основан на потребностях крупных спортивных строек и больших объемах жилищного и коммерческого строительства. Наиболее востребованы в России за последнее время буровые установки, землеройная техника и краны. Ожидается дальнейшее процветание сегмента «импортной техники российского производства», так как крупные зарубежные производители спецтехники стремятся размещать свои производственные мощности в России.

Снижение спроса на строительную технику в Европе и Китае смогут компенсировать Индия и Юго-Восточная Азия, а покупателями спецтехники будут выступать арендные предприятия.

 
 

За первые шесть месяцев 2013 г. объем экспорта строительной техники из США снизился на 21%, по данным Ассоциации производителей оборудования (AEM). Всего отгружено на экспорт оборудования на сумму $10,8 млрд., за тот же период 2012 г. этот показатель составил $13,7 млрд. Экспорт в Европу сократился на 20% ($1,4 млрд.), в Канаду – на 15% ($3,7 млрд.), в Азию – на 24% ($1,2 млрд.). Максимальный спад зафиксирован в Австралии и Океании – на 62%, до $750 млн. В Африке спрос упал на 20% (до $654 млн.).

Центральная Америка с Мексикой во главе осталась в тренде: экспорт из США вырос на 15%, до $1,2 млрд., Южная Америка, напротив, показала снижение на 13%, до $1,9 млрд.

Рейтинг экспортеров американской спецтехники в 1-м полугодии 2013 г.
Страна $, млн. Динамика, %
Канада
3700
–15
Мексика
1000
18
Австралия
715
–63
Бразилия
513
17
Чили
475
–38
Колумбия
333
13
Бельгия
330
–18
Перу
329
–9
ЮАР
316
–36
Россия
269
–34
Китай
243
–38