Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов

Рынок шин в России

Ольга Москалёва
 
Динамика выпуска шин в России, млн. шт.
 
Долевое соотношение производителей грузовых и л/грузовых шин в РФ в 2012 г.
Структура российского рынка шин, млн. шт.
Структура российского рынка грузовых шин, млн. шт.
Структура российского рынка шин в натуральном выражении, млн. шт.
 
 
 

(По данным ОАО «Кордиант», НТЦ «Кама», ФТС, I-Marketing, Росстата, компании Pirelli, Китайской ассоциации резинотехнической промышленности (CRIA)

Вступление России в ВТО обусловило значительный рост импорта шин в 2012 г. Внутреннее производство увеличилось на 1,2%, до 42,6 млн. шт., из них грузовых шин выпустили больше почти на 10%. Сегменты легкогрузовых и сельскохозяйственных шин сократились соответственно на 7,3 и 5,6%.

Положительную динамику показала только «Татнефть», увеличив производство грузовых шин на 21,7%, легкогрузовых – на 7,5%. «Алтайская шинная компания» (АШК) также несколько увеличила выпуск в грузовом сегменте (почти на 7%). «Кордиант» держится стабильно, только слегка снизив производственные объемы в рассматриваемых категориях.

В I квартале 2013 г. российские производители выпустили 12,7 млн. шин, что на 1,4% меньше того же периода 2012 г. Однако по сравнению с мартом прошлого года и февралем текущего отмечается прирост производства шин соответственно на 6,6 и 20,3%.

Выпуск покрышек для легковых автомобилей снизился за первые два месяца 2013 г. относительно аналогичного прошлогоднего периода на 15,8%. Но уже в марте рост производства составил 6,7% относительно марта прошлого года и 16,7% к февралю текущего года. По итогам квартала динамика все еще отрицательная (–3,9%).

Производство шин для грузовиков снизилось в январе–феврале на 1,1%, а в марте – на 1,5%. Для сельхозтранспорта эти показатели выросли на 7,4 и 14,9% соответственно. Выпуск индустриальных покрышек вырос в марте на 4,8%, до 955 тыс. шт.

Индекс производства шин в РФ в январе–феврале этого года составил 92,1% к аналогичному периоду предыдущего года.

Производство шин в I квартале 2013 г.
Шины В январе–феврале 2013 г., тыс. шт. Динамика к январю–февралю 2012 г., % В марте 2013 г., тыс. шт. Динамика к марту 2012 г., %
Для легковых авто
4600
–15,8
3100
+6,7
Для грузовых авто
1258
–1,1
665
–1,5
Для сельхозтранспорта
254
+7,4
182
+14,9
Источник: Росстат.

По данным Европейской ассоциации производителей шин и каучука (ETRMA), европейский рынок сменных шин в I квартале 2013 г. сузился во всех странах. При этом потребительский класс сократился на 12% к I кварталу 2012 г. (до 45,6 млн. ед.). Продажи с/х шин уменьшились на 8%, до 463 тыс. ед., а объем грузовых шин – только на 1% (до 1,88 млн. ед.).

Рынок шин в России вырос в 2012 г. на 9,5% по отношению к предыдущему периоду, достигнув рекордных 61 млн. ед. В деньгах объем рынка составил более 267 млрд. руб., увеличившись почти на 16%. Более заметная динамика в денежном исчислении, чем в натуральном, говорит о смещении потребительского спроса к дорогим брендированным шинам высокого класса.

Причем доля отечественной продукции (как российских брендов, так и иностранных производств на территории РФ) снизилась до 48% в объеме рынка (на 7% ниже, чем в 2011 г.). В то же время импорт вырос на 17%, тогда как экспорт сократился более чем на 3%. По подсчетам экспертов, среднегодовой прирост рынка шин в России составляет 10,6% в количественном и 17,9% в денежном выражении.

Структура российского шинного рынка показывает, что 12% принадлежит грузовому сегменту и 8% – легкогрузовому, что соответствует долевому распределению предыдущего года. Основную долю на рынке занимает сегмент легковых шин, который составляет 77%.

Сегмент грузовых шин вырос на 1,4% относительно предыдущего периода, легкогрузовых – увеличился на 2,1%, а спрос на шины для спецтехники снизился на 0,7%.

Рынок грузовых шин вырос более чем на 5%, несмотря на то, что экспорт и импорт показали отрицательную динамику (на 6 и 10% соответственно). Зато внутреннее производство выросло почти на 10%.

Динамика импорта в 2012 г. была нестабильна, хотя просматривается сезонность в сравнении с предыдущим периодом. Максимальные поставки в 400 тыс. ед. были в октябре. В этом сегменте доминирует Юго-Восточная Азия, занимая 75% ввезенных грузовых шин. А в Китае сделали почти 2/3 ввезенных шин (1831 ед., что ниже предыдущего показателя  – 1905 ед.).

В 2012 г. экспорт грузовых шин снизился на 3% аналогично снижению спроса на грузовые и комбинированные шины во всем мире из-за сложной экономической ситуации: падение продаж в прошлом году зафиксировано почти во всех странах Центральной и Восточной Европы.

Уже в апреле 2013 г. вторичный шинный рынок Европы после 17-месячного падения снова показал рост продаж на 8% (за исключением России и стран СНГ). При этом сегмент грузовых шин вырос на 14%, что объясняют сменой сезонной резины после затяжной зимы.

Прогноз аналитиков на 2013 г. предполагает, что спрос на легковые шины вырастет на 2%, на грузовые – на 4%. Китай и Индия будут единственными странами, где сохранится рост шинной индустрии, в других развитых странах производство шин останется ниже докризисного уровня 2008 г. В этом году китайская шинная промышленность достигнет уровня 490 млн. шин (+4%), что соответствует $154,5 млрд. (+15%). В январе–феврале 2013 г. китайское производство составило 138,3 млн. шин, что на 13,8% больше прошлого года, а в марте выросло на 15%. На объемы производства шин влияет усовершенствование шинной промышленности, что ведет к значительному увеличению срока службы покрышек.

После Азии стабильный рост производства шин наблюдается только в Бразилии, где также динамично растет и автопром. За четыре месяца текущего года выпуск автомобилей вырос на 17%, до 1,68 млн. ед., а объем производства шин за то же время увеличился на 4% (до 22,3 млн. ед.). В том числе доля легковых шин составила 48,3% (10,7 млн. ед.), оставшиеся 51,7% (11,5 млн. ед.) – шины для мотоциклов, грузовиков, автобусов, авиа-, сельскохозяйственной и промышленной техники. Импорт шин за январь–апрель 2013 г. вырос на 2 млн. по сравнению с предыдущим годом – до 9,7 млн. Бразильский рынок шин вырос к прошлому году на 6,9%, до 23,9 млн., в том числе 12,2 млн. – рынок вторичной замены (+15,2%).

В 2017 г. импортная пошлина на готовую шинную продукцию снизится в два раза – до 10%. На грузовые покрышки ставка уменьшится в полтора раза уже в 2015-м. Один из лидеров отрасли – ОАО «Кордиант» – подсчитал убытки от наплыва китайского дешевого импорта: в ближайшие пять лет потери составят более 4 млрд. руб. по легковым и 2,2 млрд. руб. по грузовым шинам. Еще один флагман – «Нижнекамскшина» – предполагает свои ежегодные потери в размере 4,6–6,2 млрд. руб. (15–20% от выручки предыдущего года). В условиях агрессивной импортной политики иностранных производителей российская шинная промышленность имеет шанс выжить, если пойдет по пути консолидации и слияния отечественных производителей.

 

На Украине выпуск шин для легковых автомобилей в 2012 г. снизился более чем на 8%. Зато показатели выпуска грузовых и крупногабаритных шин превысили прошлогодние результаты на 25 и 22% соответственно.

Ведущий украинский производитель шин ЧАО «Росава» в 2012 г. снизило объемы по всем видам продукции. Объемы реализации составили 1069,8 тыс. грн., или 78,2% от продаж прошлого года. С 2008 г. ПАО «Днепрошина», напротив, значительно нарастило объемы производства шин, но в основном благодаря очень низким показателям сравнительной базы 2011 г.

Внешняя торговля шинами за 11 мес. 2012 г. сократила отрицательное сальдо на $85,1 млн., или на 26%. Этот результат достигнут благодаря увеличению экспорта на 52,9% в денежном исчислении. А импорт в денежном выражении остался тем же, снизившись в натуральном выражении на 6%.

Экспорт украинских шин для легковых автомобилей в Европу в 2012 г. составил 9,9% от всего объема экспорта по весу и 12,9% по стоимости. Наибольшие поставки осуществлялись в Россию и Бразилию – свыше 60% суммарно.

Ситуация на украинском рынке шин неопределенная, к тому же с негативным прогнозом аналитиков. Высокий уровень запасов предполагает незначительный уровень спроса на новые шины.

Производство новых шин на Украине в 2012 г.
Шины 2012 г., тыс. шт. Темп роста к 2011 г., % Остатки на складах на 1.01.13 г., тыс. шт.
Новые, всего, в том числе:
3390,1
94,4
93,4
для легковых автомобилей
3151,3
91,8
80,3
для грузовых автомобилей и автобусов
104,4
125,2
6,1
для сельхозмашин
133,2
6,4
крупногабаритные шины для грузовых автомобилей
1,1
122,2
0,6
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РЫНОК (статистика, анализ) Шины
Ольга Москалёва Основные Средства 07'2013 4 июля 2013

Комментарии (0)