Импорт крюковых погрузчиков в Россию в 2012 году

А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по Республике Беларусь и Республике Казахстан со II полугодия 2010 г.)

Крюковым погрузчиком, или крюковым захватом, называют систему, представляющую собой погрузочно-разгрузочный механизм с гидравлическим приводом и крюковым захватным устройством. Суть устройства сводится к быстрой смене специальных кузовов, устанавливаемых на автомобиле для придания шасси универсальности при использовании в различных сферах экономики. Наиболее распространенным обозначением для данного оборудования у нас в стране является «мультилифт». Таким названием крюковые погрузчики обязаны своим изобретателям, которыми еще в 40-х годах прошлого века стали финские братья Микко, Мауно и Маффи Терхо. Они впервые разработали механизм со съемной платформой и механическим тросовым приводом. Название компании «Multilift» как раз и стало именем нарицательным для участников рынка крюковых погрузчиков. Стоит отметить, что практически все конкуренты шведского производителя также используют данное обозначение при описании своей техники.

Как и многие отрасли экономики, кризис 2008–2009 гг. не обошел стороной и рынок крюковых погрузчиков, а в частности его импортную составляющую. В 2009 г. показатели ввоза рассматриваемой техники упали более чем в 3 раза до рекордно низких объемов. Однако уже в 2010 г. они достигли уровня 2008 г., а в 2011-м импорт увеличился уже в 5,5 раз относительно значений 2009 г. В 2012 г. объ­емы импорта еще немного подросли и составили более 270 крюковых погрузчиков.

Бессменным лидером на российском рынке импортных крюковых погрузчиков по объемам ввоза в натуральном выражении на протяжении всего рассматриваемого периода с 2008 г. является Hyva – международная компания с головным офисом в г. Альфен-ан-ден-Рейн в Нидерландах, основанная в 1979 г. Основная специализация – разработка, производство и продажа надстроек и оборудования для коммерческого транспорта в области сбора и транспортировки различных грузов и отходов. Однако нельзя не отметить, что доля голландского производителя не­уклонно сокращается с каждым годом. Если в 2009 г. (несмотря на низкие общие объемы ввоза) доля Hyva составляла порядка 75%, то в 2010 г. данный показатель был равен уже 58%, в 2011-м – 45%. И уже по итогам 2012 г. под маркой Hyva было импортировано 38% всех крюковых погрузчиков. При этом в минувшем году ввоз крюковых захватов Hyva остался практически на уровне 2011 г., сократившись всего на 5%.

Учитывая, что за последние 3 года мы имеем исключительно положительную динамику роста объемов ввоза рассматриваемого оборудования, падение доли Hyva говорит об увеличении конкурентной борьбы на данном рынке.

Родоначальник направления крюковых погрузчиков Multilift – марка финского завода-производителя компании Partek, который выпускает грузоподъемные устройства Hiab Multilift (в настоящее время Multilift принадлежит компании Hiab, которая входит в корпорацию Cargotec), расположился на второй позиции по объемам импорта крюковых погрузчиков в 2012 г. Если в 2008 и 2009 гг. наблюдались разовые поставки марки Multilift, то уже с 2010 г. можно отметить ежеквартальную активность. В целом по итогам 2012 г. в Россию было ввезено на 20% крюковых погрузчиков больше, чем годом ранее.

Компания Ecopress Group занимается разработкой, производством, установкой и обслуживанием оборудования для утилизации и переработки отходов. В 2012 г. она заняла третью позицию среди ведущих импортеров крюковых погрузчиков в Россию с показателем, равным объемам ввоза марки в 2011 г.

Одной из старейших в рейтинге является компания Marrel, основанная в 1919 г. как предприятие по производству самосвальных кузовов с тросовой лебедкой. Первый крюковой погрузчик Marrel был представлен в 1970 г. По итогам рассматриваемого периода импорт французской марки сократился на 18% относительно значений 2011 г. Характерной особенностью ввоза «мультилифтов» марки Marrel в 2012 г. являлись равные поставки техники на протяжении всех четырех кварталов.

Замыкает пятерку ведущих марок Palift – серия оборудования, производимого австрийским концерном Palfinger. До 2012 г. можно было наблюдать единичные поставки крюковых погрузчиков данной марки, а по уже его итогам компания заняла долю, равную 7%. При этом все поставки были отмечены во второй половине года.

Стоит отметить новое имя на рынке крюковых погрузчиков – бренд Kromann, который появился на рынке Европы в 2011 г., но уже приобрел международное признание и своих клиентов в России. Официальный представитель Kromann в России – ООО Грузавтомаркет» (г. Москва). Если в 2011 г. импорт данной марки в нашу страну отсутствовал, то уже по итогам 2012 г. было ввезено сразу 10 единиц «мультилифтов» Kromann. И по словам представителей компании, объемы ввоза в 2013 г. позволят войти марке в число лидеров.

Ведущее место среди стран, где были выпущены крюковые погрузчики, впоследствии импортированные в Россию, занимают Нидерланды. На голландских заводах были произведены все «мультилифты» марки Hyva, а также A.M.P. и VDL. Аналогичная ситуация наблюдалась и в отношении Финляндии, Эстонии, Франции и Китая, где было выпущено оборудование марок Multilift, Ecopress, Marrel и Palift соответственно.

Среди получателей крюковых погрузчиков по итогам 2012 г. присутствует всего 13 компаний. ЗАО «Хива Русланд» – дочерняя компания Hyva, основанная в 2003 г. и представляющая интересы концерна в России, с одноименной маркой уверенно занимает лидирующее место. Все «мультилифты» Hyva, завезенные в Россию в минувшем году, растаможены именно этой компанией. Еще одна дочерняя компания, на этот раз шведской корпорации Cargotec – ООО «Карготек Рус» – вторая. При этом объемы ввоза рассматриваемого оборудования в 2012 г. составляют половину от суммарных показателей предыдущих четырех лет (2008–2011 гг.).

Также отметим компании ООО «Инсервис», ООО «Палфингер Кран Рус» и ООО «Эвен», которые по итогам минувшего года растаможили все крюковые погрузчики марок Ecopress, Palift и A.M.P. соответственно.

По словам Александра Мусатова, регионального директора Hiab по России и СНГ, «в России крюковые погрузчики из года в год увеличивают объем продаж. При этом лидерами спроса становятся крюковые погрузчики грузоподъемностью от 18 до 22 т, которые устанавливаются на трехосные шасси и используются, как правило, в сфере коммунального хозяйства для вывоза отходов. Кроме надежности крюковой погрузчик должен иметь внушительный запас по грузоподъемности, потому что, как признаются пользователи крюковых погрузчиков, техника зачастую эксплуатируется с перегрузом».

Объемы импорта крюковых погрузчиков в сравнении с количественными показателями зарегистрированных в России грузовых автомоблилей, на которые они могли бы быть установлены, ничтожно малы. С этой точки зрения для производителей подобного оборудования открываются огромные просторы для конкретных действий. Другая сторона вопроса – убедить отечественного потребиля в полезности «мультилифтов», в их экономической и практической пользе (преимущества и недостатки использования «мультилифтов» подробно описаны в статье «Мультилифт» vs Самосвал», «ОС» № 4, 2013 г.). Анализируя сайты производителей, стоит отметить, что работа в этом направлении ведется, и немалая. Тем не менее достаточно сложно определить, в какую сторону наклонятся весы, но нельзя не отметить, что свою долю на рынке крюковые погрузчики уже заняли и, несомненно, нашли своего потребителя. Теперь во главу угла встает маркетинг, который и определит дальнейший ход развития событий на рынке «мультилифтов».

РЫНОК (статистика, анализ) ТРАНСПОРТ Мультилифт
А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing Основные Средства 06'2013 10 июня 2013

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО «Грузавтомаркет» (495) 221-59-43, (499) 400-32-66 www.kromann.ru