6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Современное оборудование щебеночных заводов
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Оболочка для воздуха
Современная шина – взгляд изнутри
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Как выбрать генератор?
Критерии выбора

Российский импорт шарнирно-сочлененных самосвалов

А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing
Еще в 40-х гг. прошлого века появились первые предпосылки создания шарнирно-сочлененных самосвалов, или самосвалов на шарнирно-сочлененной раме. Тогда впервые начал подниматься вопрос об истощении легкодоступных ресурсов неглубокого заложения в США и Европе, что в свою очередь привело к резкому всплеску активности в отношении поиска альтернативных путей добычи ископаемых. В результате рассмотрения всевозможных вариантов был сделан вывод, что в данной ситуации необходимо создать новую машину, которая могла бы работать в тяжелых условиях.
 
Сравнительная динамика импорта самосвалов на шарнирно-сочлененной раме в Россию в 2010–2012 гг., шт.
 
 
 
Импорт основных марок шарнирно-сочлененных самосвалов в Россию в 2012 г., %
Основные страны – производители шарнирно-сочлененных самосвалов, импортированных в Россию в 2012 г., %
 
Основные получатели самосвалов на шарнирно-сочлененной раме, импортированных в Россию в 2012 г., %
 

Витоге поиск нужных решений продолжался до середины 1960-х гг., когда инженеры компании Volvo изобрели новый подтип транспортного средства, который представлял собой трактор с отцепленной передней осью, шарнирно крепящейся к задней раме, а уже на заднюю раму устанавливался кузов. Во избежание путаницы на таможне новые машины получили определение ADT (articulated dump truck), что в переводе как раз и означает «сочлененный самосвал».

Сочлененные самосвалы – это самосвалы, обладающие повышенной маневренностью и проходимостью за счет шарнирно-сочлененной рамы. Это наиболее универсальные машины для грузовых перевозок по бездорожью в различных климатических условиях. Сочлененные самосвалы широко используются в горнодобывающей промышленности, а также при перевозке контейнеров, вахтовых домиков и оборудования в труднодоступные места. В этой связи стоит сразу же отметить, что обзор не включает данные по сочлененным самосвалам для подземных работ.

Главной особенностью рынка шарнирно-сочлененных самосвалов в России является полное отсутствие конкуренции со стороны отечественных компаний. Поэтому основным источником обновления парка соответствующей техники является импорт. По итогам января–декабря 2012 г. объемы импорта сочлененых самосвалов в Россию составили более 380 ед., что на 11% ниже аналогичных показателей 2011 г. и на 57% выше значений 2010 г. Снижение поставок в минувшем году в первую очередь объясняется введением с 1 сентября 2012 г. утилизационного сбора. После 22 августа 2012 г., когда Россия офицально вступила в ВТО, перспектива постепенного снижения ввозных таможенных пошлин вынудила правительство РФ пойти на подобные меры, которые вызвали целую бурю негодований со стороны участников рынка. Как итог – импортные поступ­ления в сентябре 2012 г. многих видов самоходной техники в целом, и самосвалов на шарнирно-сочлененной раме в частности, значительно сократились. В сентябре был ввезен только один сочлененный самосвал. При этом среднемесячные темпы ввоза рассматриваемой техники за январь–август 2012 г. были выше на 3–4 ед. техники, чем в аналогичном периоде 2011 г.

Безусловным лидером отрасли является компания Volvo. По итогам 2012 г. доля данной марки в российском импорте составила 39%. На протяжении последних трех лет наблюдается сокращение доли шведского производителя, которая в 2010 г. составляла 61%, в 2011 г. – 50%. При этом стоит отметить значительное снижение поставок в 2012 г. и в натуральном выражении сразу на 31,5%. Как и ранее, основными моделями остаются Volvo A40F, Volvo A35F и Volvo A30F.

По итогам 2010 г. в Россию было ввезено всего 6 сочлененных самосвалов Caterpillar. В 2012 г. импорт американского производителя значительно вырос как в количественном, так и качественном (все машины, за исключением двух, новые и выпущены не позднее 2011 г.) выражении. Это позволило не только увеличить свою долю в общем объеме, но и закрепить за собой вторую позицию. Основная модель – Caterpillar 740B.

На третьей позиции по объ­емам импорта марка Bell. За рассматриваемый период ввоз самосвалов на шарнирно-сочлененной раме южноафриканского производителя сократился на 24,5%. Основная модель, импортировавшаяся в 2012 г., – Bell 40D. Кроме того, в рассматриваемом периоде в Россию было ввезено 7 самосвалов Bell B50D 6x6 – это самый тяжелый сочлененный самосвал шестого поколения в производственной линейке Bell Equipment.

На четвертой позиции расположился новичок на рынке со­члененных самосвалов Liebherr. И это не опечатка! Компания с более чем полувековой историей только в 2010 г. на крупнейшей выставке строительной техники Bauma 2010 в Мюнхене представила свой первый шарнирно-сочлененный самосвал модели TA 230 грузоподъемностью 30  т. До этого момента в обширной линейке техники Liebherr шарнирно-сочлененных самосвалов не было. Первые экземпляры были завезены ООО «Либхерр-Русланд» – официальным представительством Liebherr в России – уже в середине 2011 г. А по итогам 2012 г. марка прочно обосновалась среди лидеров отрасли, увеличив объемы ввоза рассматриваемой техники в минувшем году сразу в 6 раз!!!

Импорт самосвалов на шарнирно-сочлененной раме Komatsu остается стабильным уже на протяжении трех последних лет. Однако, учитывая растущую конкуренцию со стороны европейских марок, японский производитель ежегодно теряет свою долю. Также среди импортируемых в 2012 г. марок были отмечены Terex, Doosan, John Deere и Mitsubishi.

В распределении стран, где были произведены сочлененные самосвалы, импортированные в Россию в 2012 г., также произошли некоторые изменения. Неизменным остается первая позиция Швеции, где в отличие от предыдущих лет были выпущены все ввезенные в рассматриваемом периоде самосвалы Volvo.

Сохранила за собой вторую позицию Великобритания, в первую очередь благодаря стабильным поставкам самосвалов на шарнирно-сочлененной раме марки Caterpillar на протяжении 2011–2012 гг. Также в Россию было ввезено 19 сочлененных самосвалов Terex, собранных на заводе в городе Мазервелл (Шотландия).

Третья позиция Германии не вызывает вопросов, при этом доля страны постоянно растет, достигнув по итогам 2012 г. 16%. Среди производителей – марки Bell и Liebherr. Япония, ведомая Komatsu, находится на четвертой позиции. ЮАР замыкает пятерку ведущих стран-производителей. Здесь было собрано 17 самосвалов на шарнирно-сочлененной раме марки Bell и еще 4 самосвала John Deere.

Первая позиция среди компаний – получателей самосвалов на шарнирно-сочлененной раме остается за ЗАО «Вольво Восток». При этом доля компании снижается вслед за падением объемов импорта соответствующей марки. В 2010 г. подразделение шведского концерна занимало 58,8% импорта, в 2011-м это значение равнялось уже 48,7%, а по итогам рассматриваемого периода составило 35,4%.

Далее уже видны значительные изменения позиций компаний, участвующих в импорте самосвалов на шарнирно-со­члененной раме. ООО «Белл Экуипмент Руссланд» расположилось на второй позиции, импортировав по итогам 2012 г. все сочлененные самосвалы марки Bell. Компания ответственна за продажи шарнирно-со­члененных самосвалов и другой спецтехники южноафриканского производителя на территории России, стран СНГ, Монголии и Сербии.

ООО «Либхерр-Русланд» впервые за историю благодаря своей активности вошло в тройку ведущих импортеров самосвалов на шарнирно-сочлененной раме. Далее расположились сразу три компании, представляющие интересы Caterpillar в России. Все они ввезли практически одинаковое количество рассматриваемой техники. Тем не менее первая из них – ООО «Восточная Техника», официальный дилер компаний Caterpillar, Sullair и Metso Minerals на территории Западной и Восточной Сибири, Якутии и севера Дальнего Востока, вторая – ООО «Цеппелин Русланд», официальный дилер Caterpillar в Центральном, Северо-Западном, части Поволжского и Южном федеральных округах. Замыкает эту свое­образную тройку ООО «Мантрак Восток» – официальный дилер Caterpillar на Урале, в Поволжье и Республике Коми.

Каждый посткризисный год показывал положительную динамику. Однако для многих видов самоходной колесной техники 2012 г. был скорее исключением. Виной всему, как уже отмечалось ранее, стал утилизационный сбор, который внес свои коррективы в объемы импорта. Тем не менее уже к декабрю был превышен среднемесячный уровень ввоза, и это позволяет надеяться, что импорт самосвалов на шарнирно-сочлененной раме в ближайшие 2–3 года останется как минимум на уровне показателей минувшего 2012 г.

При этом стоит ожидать новых игроков на нашем рынке из числа представителей Азии. Китайский производитель спецтехники XCMG на последней выставке Bauma China представил сочлененный самосвал грузоподъемностью 60 т – модель DAE60, который продолжает линейку подобных машин китайской компании: в ней уже представлены самосвалы грузоподъемностью 30 и 45 т. Пока у отечественного потребителя еще не было возможности оценить работу данных моделей на территории России. Посмотрим, что покажет нам 2013 год.

РЫНОК (статистика, анализ) ТРАНСПОРТ Самосвал
А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing Основные Средства 04'2013 4 апреля 2013

Комментарии (1)

lifpavel@mail.ru
Если убрать утилизационный сбор на строительную технику и автомобили, то как Российские производители будут продавать свой УТИЛЬ с заводов? К утилю и автохламу относятся :Все Лады, Газы, Газели, Зилы, Камазы, трактора, комбайны, бульдозеры,экскаваторы, мотоциклы, снегоходы. Все директора заводов и их "топменеджеры" пригрелись за спиной Правительства ,получают зарплату, подворовывают и все так хорошо. Взяли бы и закупили лицензии на производство всей техники ,затем снизили цену на 40% и не издевались над покупателями.
4 августа 2013 – 07:00 Ответить
Компании
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru
ООО "Автомеханический завод" 8 800 700 2690 www.amznn.ru