Как снизить расходы при проведении земляных работ?
Мини-экскаваторы Kubota
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Мультилифты
Новинки на рынке
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители

Импорт телескопических погрузчиков в Россию в 2012 году

А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing
Постоянно меняющаяся экономическая ситуация и совершенствование технологий приводят к периодическому появлению новых видов техники. Данную тенденцию можно спроецировать и на рынок телескопических погрузчиков, чья популярность в России в последние годы все больше набирает обороты. И это несмотря на то, что первый телескопический погрузчик был создан еще в 1957 году французской фирмой Sambron, которую в 2000 г. купила компания Bobcat Company. Справедливости ради стоит отметить, что в 1960-е гг. со стороны потребителей данный факт не вызвал особого ажиотажа и должного интереса. И только спустя 20 лет, в 1977 г., британская компания JCB начала освоение выпуска телескопических погрузчиков, после чего и другие участники строительного рынка начали вести разработки в данном направлении.
 
Динамика российского импорта телескопических погрузчиков в 2008–2011 гг., шт.
Импорт основных марок телескопических погрузчиков в Россию в январе–сентябре 2012 г., %
 
Основные страны – производители телескопических погрузчиков, импортированных в Россию в январе–сентябре 2012 г., шт.
Основные получатели телескопических погрузчиков в январе–сентябре 2012 г., шт.
 
 

Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по Республике Беларусь и Республике Казахстан со II полугодия 2010 г.)

Во многих источниках присутствует достаточно простое и логичное определение данного вида техники. Телескопический погрузчик – это универсальная машина, оснащенная телескопической стрелой. Однако для понимания возросшей популярности необходимо копнуть глубже (или применительно к «телескопам» – поднять выше). Вдобавок к хорошей маневренности и проходимости эти машины достаточно универсальны, благодаря тому что на стреле, в свою очередь, могут быть закреплены устройства различного типа, например вилы, крюк, зерновой ковш, бетономешалка, ковш с захватом, захват для труб и т. д. Данные характеристики позволили вклиниться телескопическим погрузчикам в конкурентную борьбу в сегментах компактных фронтальных погрузчиков и автокранов малой грузоподъемности.

Перейдем непосредственно к анализу рынка. Как и большинство отраслей, рынок телескопических погрузчиков в кризисный 2008 г. претерпел неблагоприятные изменения. Активный рост импортных поступлений вплоть до III кв. 2008 г. сменился резким падением. По итогам 2009 г. ввоз телескопических погрузчиков в Россию снизился более чем в 3 раза по сравнению 2008 г. При этом ежеквартальные объемы импорта на протяжении всего 2009 г. находились примерно на одинаково низком уровне. В дальнейшем, уже в 2010 году, стагнация сменилась планомерным увеличением поставок, когда прирост импорта составил 160%, а 2011 г. стал без преувеличения наиболее успешным для российских импортеров телескопических погрузчиков. Импорт рассматриваемой техники в 2011 г. не только превысил показатели ввоза за 2010 г. более чем в 2 раза, но и превысил на 60% количество ввезенных телескопических погрузчиков в тогда еще рекордном 2008 г.

Дальше – больше. Уже по I кв. 2012 г. можно было судить о все более растущей популярности телескопических погрузчиков в России – при этом еще очень рано говорить о насыщении отечественного рынка данной техникой. За январь–сентябрь 2012 г. в Россию было ввезено более 1130 ед. техники, что превысило показатели в аналогичном периоде 2011 г. на 16%.

На рынке телескопических погрузчиков существует два явных лидера: JCB и Manitou. На российском рынке можно выделить два этапа развития конкурентной борьбы между этими марками: до 2008 г., когда лидерство попеременно переходило от одной марки к другой, и посткризисный период, начиная с 2009 г., когда британская марка JCB вышла в лидеры, пусть незначительно, но опередив своего главного преследователя.

По итогам девяти месяцев 2012 г. в Россию было ввезено на 8% телескопических погрузчиков JCB больше, чем в аналогичном периоде 2011 г. Ближайший конкурент Manitou, напротив, сократил объемы ввоза рассматриваемой техники в январе–сентябре 2012 г. сразу на 13%. Несколько неожиданно на третью позиции вышла марка Claas. Отметим, что семейство универсальных телескопических погрузчиков данной марки появилось на рынке в 2005 г. в результате успешного партнерства с мировым производителем подъемно-транспортной техники Kramer Allard. Ранее можно было наблюдать единичные поставки телескопических погрузчиков Claas, но уже по итогам января–сентября в Россию было импортировано сразу более ста машин.

Компания Dieci (Италия) увеличила в два раза объемы поставок телескопических погрузчиков в рассматриваемом периоде. Еще один итальянский производитель – Merlo замыкает пятерку ведущих марок, ввезенных в Россию в январе–сентябре 2012 г. Рост импортных поступлений данной марки по отношению к сравниваемому периоду 2011 г. составил порядка 10%. Львиную долю погрузчиков данной марки ввезла компания «ИТИРУС», которая является официальным дилером техники данного производителя.

Нельзя не отметить, что на постсоветском пространстве только белорусский «АМКОДОР» выпускает единственную модель погрузчика «АМКОДОР 527» с телескопической стрелой. По данным представителей холдинга «АМКОДОР», в Россию за девять месяцев 2012 г. было ввезено 11 телескопических погрузчиков.

По географии рынка можно отметить, что наибольшее представительство в российском импорте телескопических погрузчиков за январь–сентябрь 2012 г. имеют Великобритания и Франция. При этом в Великобритании кроме JCB было выпущено несколько единиц техники марок Caterpillar и Matbro, впоследствии импортированных на территорию нашей страны. Италия является наиболее представительной по количеству марок телескопических погрузчиков, которые выпускаются в данной стране. Среди них отметим Merlo, Dieci, Faresin, Genie (Terex Corporation), а также технику других стран, собранную в Италии: Manitou, New Holland и Komatsu. Германия с Claas во главе – на четвертой позиции. Замыкает пятерку ведущих стран Испания с брендами Ausa и Haulotte.

В рассматриваемом периоде получателями телескопических погрузчиков марки JCB выступили сразу 34 компании. Из них две находятся в пятерке ведущих импортеров – это ООО «Джей Си Би Раша» и ЗАО «ЛОНМАДИ». Обе компании являются официальными представителями компании JCB в России. При этом ООО «Джей Си Би Раша» импортировало более 60% телескопических погрузчиков JCB, что позволило компании уверенно выйти в лидеры по итогам первых трех кварталов 2012 г.

Еще больше компаний, а именно 51, растаможили в рассматриваемом периоде телескопические погрузчики Manitou. Наиболее крупные из них – ООО «Маниту Восток», ООО «Мировая Техника» и ООО «Универсал-Спецтехника». ООО «Клаас Восток» с маркой Claas расположилось на третьей позиции в общем рейтинге по объемам импорта за январь–сентябрь 2012 г. Телескопические погрузчики данной марки были ввезены еще двумя компаниями – ООО «Агротехсервис» и ООО «Агротехцентр».

До недавнего времени рынок телескопических погрузчиков для российского производителя был совершенно новым, однако растущая популярность данного вида техники вынудила отечественные компании вести работу в этом направлении. По ее итогам в концерне «Тракторные заводы» был собран первый в России образец погрузчика с телескопической стрелой ЧЕТРА ПТС 4012-201. Разработка конструкции и сборка машины осуществлены в тесном содружестве двух структурных подразделений холдинга – ОАО «ПКТИ комбайностроения» и ОАО «Промтрактор». Среди его основных характеристик отметим грузоподъемность, которая равна 4 т, а также высоту подъема – 12 м. Впервые данная машина была представлена в МВЦ «Крокус Экспо» на 11-й Международной специализированной выставке «СТТ-2010».

Хочется верить, что это первый шаг на пути освоения российскими компаниями перспективного рынка, который только начинает набирать свои обороты в нашей стране.

РЫНОК (статистика, анализ) Телескопический погрузчик
А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing Основные Средства 02'2013 6 февраля 2013

Комментарии (0)