Российский рынок автобетононасосов в 2012 г.

А. Леванов, аналитик ID-Marketing
 
Динамика импорта автобетононасосов в Россию за период 2009 г. – III кв. 2012 г., шт.
 
Основные марки автобетононасосов, импортируемых в Россию в январе–сентябре 2012 г., %
Основные получатели автобетононасосов в январе–сентябре 2012 г., %
 

Использование автобетононасосов в строительстве позволяет автоматизировать процессы по укладке бетона, обеспечить его качественную и быструю подачу, что в конечном итоге позволяет снизить как себестоимость строительных работ, так и время их выполнения. Преимуществом автобетононасосов является то, что с их помощью можно доставлять бетон на большую высоту, а также перемещаться между несколькими объектами строительства. В наибольшей степени данный вид техники востребован при строительстве высотных сооружений.

Объем ввода жилья в России к концу 2012 г. должен был достигнуть 66,2 млн. м2. Такие данные содержались в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов» Министерства экономического развития (МЭР) Российской Федерации. В 2011 г. объем ввода жилья составил 62,3 млн. м2, а в первом полугодии 2012 г., по данным Росстата, – 21 млн м2. По оценкам МЭР, объемы строительства нового жилья в РФ в дальнейшем будут демонстрировать умеренный рост, что может способствовать увеличению спроса на российском рынке автобетононасосов.

Производство автобетононасосов в России в 2012 г.

В 2012 г. единственным производителем автобетононасосов в России оставался Туймазинский завод автобетоновозов (ТЗА). В целом по итогам первой половины 2012 г. руководство компании оптимистично смотрит в будущее. Согласно полугодовой отчетности предприятия, за 6 месяцев 2012 г. было отгружено продукции на 534,6 млн. руб., что на 11,2% больше по отношению к первому полугодию 2011 г.

Всего в январе–сентябре 2012 г. заводом было произведено и отгружено 16 автобетононасосов, что на 23% больше, чем годом ранее. Объем отгруженной бетонотранспортной техники всех назначений, выпускаемой ТЗА в рассматриваемом периоде, составил 792 единицы. За 9 месяцев 2012 г. объем продаж компании превысил 870 млн. руб., увеличившись по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 21,7%.

Увеличению заказов на автобетононасосы, производимые на Туймазинском заводе, способствовали несколько факторов, важнейшими из которых являются рост объемов строительства в стране, активность заводского дилера ООО «АвтоТоргМаш РИА», а также предлагаемая лизинговая программа компании ОАО «КАМАЗ-Лизинг».

Хитом продаж стал автобетононасос АБН-37 серии TZA-Waitzinger. Так, например, в августе 2012 г. ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» осуществил поставку автобетононасоса АБН-37 на шасси КамАЗ-6540 крупной строительной компании из Краснодара ООО «САТИС». А уже в ноябре 2012 г. эта компания приобрела еще один автобетононасос TZA-Waitzinger, но уже с большей длиной стрелы в 47 м для целевого использования в сочинской стройке.

Импорт автобетононасосов в Россию в 2012 г.

В 2012 г. значительно увеличился объем импорта автобетононасосов в Россию. За 9 месяцев рассматриваемого периода в страну было ввезено 185 единиц данной техники, что более чем в 2 раза превышает показатели за аналогичный период 2011 г.

Наибольший объем импорта автобетононасосов пришелся на август месяц, тогда как в сентябре объем поставок резко сократился с 32 до 5 единиц в месяц. Это, видимо, связано с введением на территории Российской Федерации утилизационного сбора, который позволил не только компенсировать снижение таможенных ставок от вступления России в ВТО, но и создать надбавку к стоимости автомобиля, особенно бывшего в употреблении.

В январе–сентябре 2012 г. импортировались автобетононасосы 15 различных марок. Марки азиатских производителей с невероятной скоростью продолжают завоевывать российский рынок. Так, на долю азиатских компаний пришлось более 65% всех поставленных в 2012 г. автобетононасосов, из которых бо'льшая часть продукции была выпущена южнокорейскими компаниями. В стоимостном выражении на лидирующем месте находятся немецкие фирмы-импортеры.

На торговую марку представителя Южной Кореи KCP Concrete Pump Co. Ltd приходится более четверти всех автобетононасосов, завезенных в страну в январе–сентябре 2012 г.

На втором месте по объему импорта в Россию расположились автобетононасосы торговой марки Cifa, на долю которых пришлось лишь 16% против 25% годом ранее. Данная торговая марка принадлежит Changsha Zoomlion. В 2008 г. произошло слияние компаний. Китайский Changsha Zoomlion выкупил 100% пакета акций итальянской Cifa Co. в сентябре месяце. Однако руководство компании решило не объединять бренды, и Cifa сохранила себя в премиум-сегменте, а торговая марка Zoomlion – в экономклассе.

Всего за 9 месяцев 2012 г. было импортировано 16 единиц автобетононасосов Zoomlion, что составляет почти 9% от всего импорта в Россию данного вида техники, тогда как за аналогичный период 2011 г. был ввезен лишь один автобетононасос данной торговой марки.

Замыкают тройку лидеров автобетононасосы под торговой маркой Putzmeister. Putzmeister Concrete Pumps GmbH на протяжении многих лет является одним из мировых лидеров в области производства строительного оборудования и спецтехники.

Контрольный пакет акций компании принадлежит китайскому производителю специализированной строительной техники Sany. Сделка по выкупу акций состоялась в начале 2012 г. Уже тогда капитализация Sany Industry, по мнению экспертов, была достаточно большой и оценивалась на Шанхайской бирже порядка $18–19 млрд. Благодаря данному слиянию Putzmeister сможет обеспечить себе финансовую стабильность в будущем, что особенно актуально в условиях рецессии стран Еврозоны, а компания Sany сможет избавиться от клейма дешевой некачественной китайской техники, поскольку в ее распоряжении теперь находятся новейшие технические разработки и безупречный немецкий контроль качества.

Автобетононасосы под торговой маркой этой корпорации набирают популярность среди российских строительных компаний. Первые поставки были осуществлены в IV кв. 2011 г. в количестве 3 единиц, а к сентябрю 2012 г. было поставлено еще 9 автобетононасосов.

Всего в 2012 г. импортные автобетононасосы были приобретены уже 55 компаниями, расположенными в 14 регионах страны, тогда как за весь 2011 г. среди российских получателей было отмечено 43 фирмы.

Наибольший объем импорта автобетононасосов в январе–сентябре 2012 г. приходится на торгово-логистическую компанию ООО «Альтерна», доля которой составила более 14,5%. Компания импортировала автобетононасосы торговых марок Dongyang, Junjin, KCP, Kyungwon, Zoomlion.

Второе место в рейтинге разделили фирмы ООО «ИТИРУС», ООО «Авто Биг», ООО «Магнит ДВ», на долю каждой из которых пришлось по 9,7% от всего импорта автобетононасосов в Россию в натуральном выражении. Стоит отметить, что компания ООО «ИТИРУС» является одним из крупнейших импортеров автобетононасосов Cifa, тогда как ООО «Авто Биг», ООО «Магнит ДВ» импортировали автобетононасосы исключительно торговых марок корейских и китайских производителей.

ООО «Путцмайстер-Рус», будучи дочерней компанией Putzmeister Concrete Pumps GmbH, растаможило 16 единиц автобетононасосов Putzmeister, тем самым ее доля составила чуть более 8,5% в импорте.

Всего в стоимостном выражении объем закупок автобетононасосов составил более $30 млн., при этом большая доля в 21,5% приходится на компанию ООО «ИТИРУС», которая видит главную причину успеха в активном развитии сети своих представительств по всей территории РФ.

Немаловажной характеристикой рынка автобетононасосов является их разделение по высоте подъема стрелы. По словам Дмитрия Патяева, генерального директора ООО «ИТИРУС», «самыми популярными среди многих крупнейших исполнителей строительных работ РФ являются модели автобетононасосов с высотой подъема стрелы 36; 38; 41 и 48 м. Существует две основные причины популярности данных типоразмеров автобетононасосов на российском рынке. Во-первых, экономическая – автобетононасосы с таким диапазоном возможностей имеют наилучшее соотношение цены и дальности подачи. Во-вторых, техническая – насосы меньших типоразмеров могут справиться не со всеми задачами, а насосы больших типоразмеров имеют значительно большие габариты и нагрузки на оси».

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что рынок автобетононасосов в России в 2012 г. продолжил свое восстановление и планомерный рост. Об этом свидетельствует как увеличение объемов импорта данного вида техники более чем в два раза, так и прирост показателей объемов собственного производства почти на четверть. Однако доля импорта стремительно увеличивается, и маркам отечественного производителя автобетононасосов становится все труднее конкурировать с недорогими корейскими и китайскими брендами, которые увеличивают свою долю не только на российском рынке, но и на других мировых площадках.