Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)

Рынок моторных масел в России и странах СНГ

Ольга Москалёва
Российский рынок нефтяных масел увеличивается пропорционально росту объемов промышленного оборудования и проката машин, мотоциклов, тракторов и прочих транспортных средств, а также увеличению доходов предприятий и населения. Прогноз продаж нефтяных масел в 2012–2016 гг. обещает рост порядка 4% в год (из «Анализа рынка нефтяных масел в России» компании BusinesStat).
 
 
Структура импорта автомасел по странам в 2011 г. в стоимостном выражении, %
Динамика объемов экспортных поставок автомасел в натуральном выражении, %
 
 
 

Структура продаж нефтяных масел в России показывает доминирование моторных масел: в 2007–2011 гг. их доля составляла в среднем 36% в общем объеме продаж. Нефтяные масла шли в основном на экспорт: отгрузки составляют порядка 63–64%, которые в дальнейшем будут увеличиваться и к 2016 г. достигнут 1,4 млн. т. Крупнейшим импортером российских нефтяных масел остается Китай. Соответственно будут расти в ближайшие пять лет добыча нефти и производство нефтепродуктов и нефтяных масел.

По областям применения нефтяные масла делятся на моторные, трансмиссионные, компрессорные и турбинные, электроизоляционные, индустриальные, гидравлические, белые масла, применяемые в парфюмерии и медицине.

Почти половина российского производства масел принадлежит ОАО «Лукойл». Далее в рейтинге производителей следуют крупные компании – ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть», ОАО «ТНК ВР Холдинг», ОАО «НК Башнефть», ОАО «НК РуссНефть». Доля остальных не превышает 0,1% выпускаемого объема нефтяных масел.

На рынке нефтяных масел наблюдается тенденция к повышению спроса на высокотехнологичные масла, производители стремятся к эффективности производства с помощью внедрения новых технологий для сохранения конкурентоспособности.

В то же время на российский рынок в последнее время активно внедряются иностранные компании, усиливая конкуренцию во всех товарных и ценовых сегментах, сужая рыночный сектор масел отечественного производства и расширяя сектора импорта. Доля импортных масел в общем объеме продаж на российском рынке по итогам прошлого года составила 58,7%, превысив на 3,9% результат предыдущего.

Во втором полугодии 2011 г. заметно увеличился темп роста рынка автомасел по сравнению с первым. По оценкам операторов рынка, особенно динамично растет сегмент синтетических масел при сокращении минеральных. Отечественные производители во втором полугодии 2011 г. продали на внутреннем рынке порядка 41% моторных масел, снизив объемы относительно первого полугодия на 1%. Среди них лидируют четыре компании: «Лукойл», «РосНефть», «ТНК-ВР Холдинг» и Delfin Group.

Заграничные производители по итогам второго полугодия 2011 г. заняли около 59% объема рынка, на 1% увеличив свою долю по сравнению с предыдущим полугодием. Доминирующим лидером среди зарубежных производителей масел является концерн Exxon Mobil.

Импорт моторного масла в Россию в 2011 г. по сравнению с 2010-м вырос на 12,4%. В I квартале 2012 г. наиболее востребованным импортируемым маслом было полусинтетическое – 44,3% от всех поставок. Лидирующей страной поставок моторного масла в РФ в этот период стала Бельгия, набрав 32,3% в количественном плане и 39,7% в стоимостном. Далее в рейтинге – Германия, Корея и Франция.

Экспорт российского моторного масла в 2011 г. относительно 2010-го снизился на 28%. Основной объем экспортируемых масел в I квартале 2012 г. пришелся на минеральное масло, в то время как синтетическое масло было наиболее дорогим. Наибольшие поставки российского моторного масла в этот период были осуществлены на Украину – 40,8% в количественном выражении и 35,8% – в стоимостном. Ведущим экспортером стала компания «Роснефть».

Прогноз AS Marketing предполагает ежегодное (до 2015 г.) увеличение объема рынка импортных моторных масел (около 8% ежегодно), что обусловлено заменой парка старых отечественных автомобилей на новые.

СНГ

В рейтинге потребления импортных моторных масел среди стран СНГ лидирует Россия, Беларусь на второй позиции, а замыкает тройку лидеров Украина. Остальные страны импортируют незначительные объемы масла. Причем прогноз предполагает дальнейший положительный рост импорта на Украине и в остальных странах СНГ, а лидеры рейтинга будут снижать обороты.

Усредненная стоимость импорта моторных масел с 2005 по 2014 гг. должна увеличиться до двух раз: с $2,4 до $4,0 за кг. Причем цены на внутренних рынках СНГ растут из-за подорожания импортной продукции, покупаемой в долларах США.

Беларусь в июне текущего года сократила экспорт нефтепродуктов, в том числе смазочных материалов. Так, экспорт нефти составил 82,9% (т. е. сократился на 17,1%), нефтепродуктов – 89,8% (меньше на 10,2%) и других промежуточных товаров, в основном из-за снижения экспорта растворителей и смазочных материалов, – до 77,7% (–22,3%). В денежном выражении экспорт нефтепродуктов увеличился на $2,43 млрд. (доля в общем экспорте товаров – 38%), смазочных материалов – на $0,8  млрд. (12,3%), растворителей – на $1,8 млрд. (28,3%).

Суммарный общемировой объем продаж всех смазочных материалов – 40 млн. т, в России оседает чуть более 3 млн. т, а в Казахстан поступает приблизительно 182 тыс. т (по данным статистического агентства и таможни). Рынок смазочных масел страны (автомобильных и индустриальных) в прошлом году составил порядка 35 млрд. тенге (около $240 млн.).

Крупнейший поставщик масла в Казахстан – Россия, на которую приходится 70% от общего объема (в тоннах) всех поставок, но в денежном эквиваленте этот показатель соответствует 40%. Далее в рейтинге по объемам поставок стоит Оман – 5,3%, Финляндия – 4,4%, Литва – 3,5%, Германия – 3%, Корея – 1,6%. В денежном выражении после России идет Финляндия – 11%, за ней Оман – 10%. Наиболее дорогие масла поступают из Швейцарии, Японии, США и Франции. Самые дешевые везут из Узбекистана, России, Ирана.

Фасованные масла для автотранспорта за прошлый год поступили в Казахстан в размере около 30 тыс. т (моторного и трансмиссионного), что составило 16,5% от всего импорта смазочного материала.

Азербайджан постепенно снижает потребность в дешевых минеральных маслах и расширяет долю дорогих полусинтетических и синтетических. Внутренний рынок импортирует порядка 50 тыс. т моторных масел ежегодно. На сегодняшний день существует высокая конкуренция как между марками масел, так и их поставщиками. На местном рынке продаются смазочные материалы 250 наименований свыше 120 марок, в том числе официально представлены Shell, Castrol, Aral, Liqui Moly, BP, Motul, Total, Agip, Lukoil и многие другие.

По данным местных источников, больше всех смазочных масел за прошлый год в стране реализовал «Лукойл» – свыше 12 тыс. т. Эти объемы обусловлены контрактами на обслуживание военного комплекса и прочих ведомств. По мнению операторов рынка, потребность Азербайджана в смазочных маслах составляет 42,6 тыс. т, из которых порядка 55% масел в автомобильном секторе – это продукция Castrol, как официальные поставки, так и «серые». Так же активно работает на рынке итальянская марка Agip, прирост продаж которой составляет порядка 100–150% ежегодно.

Сегодня основные направления развития моторных масел – это экономичность и экологичность двигателя, но никак не повышение его ресурса, мощности и уж тем более срока службы самих масел.

Интервал смены моторного масла обычно порядка 30–50 тыс. км, но операторы автомобильного рынка, как правило, сокращают его до 5–10 тыс., ссылаясь на некачественное топливо и экологические нормы.

Профессионалы утверждают, что существуют технологии производства моторных масел, по которым их можно не менять до 10 раз и дольше. Так, например, у тягача Mercedes Actros массой более 18 т ресурс замены масла при правильном выборе составляет 140 тыс. км. Есть такие же «долгоиграющие» масла для легковушек: Eni I-Sint 5W-30, Agip 7008 5W-30 и пр.

Но кто же будет продвигать заранее невыгодную продукцию, отбирая у себя хлеб…

Доли стран СНГ в стоимостном импорте моторных масел в 2005–2011 гг. и прогноз на 2012–2014 гг., %
  2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Россия
52,29
56,33
46,49
46,19
42,72
45,66
44,35
43,29
43,15
41,95
Беларусь
24,94
26,49
30,84
29,35
29,43
25,25
24,64
23,63
22,34
21,95
Украина
13,63
1,98
6,39
9,80
10,52
11,12
12,17
14,15
15,33
16,31
Азербайджан
3,07
3,12
6,66
6,62
7,00
6,80
7,08
6,99
7,05
7,01
Казахстан
0,30
3,30
3,04
1,65
3,74
3,61
3,75
3,55
3,45
3,63
Узбекистан
2,41
3,15
1,47
1,81
2,13
2,73
2,72
2,79
2,90
2,93
Кыргызстан
0,65
1,28
1,73
1,49
1,64
1,66
1,75
1,80
1,84
2,00
Таджикистан
0,38
1,08
0,72
0,83
1,00
1,00
1,04
1,11
1,20
1,26
Молдова
1,95
2,16
1,64
1,04
0,93
0,97
1,02
0,97
0,91
0,94
Туркменистан
0,08
0,40
0,24
0,40
0,23
0,43
0,56
0,64
0,71
0,78
Армения
0,15
0,39
0,44
0,46
0,43
0,49
0,53
0,57
0,61
0,65
Грузия
0,14
0,34
0,34
0,34
0,22
0,28
0,39
0,50
0,53
0,61
Источник: Таможенные комитеты стран СНГ, BusinesStat.
Средняя цена импорта моторных масел в СНГ в 2005–2009 гг. ($ за кг) и прогноз на 2012–2014 гг.
  2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Импорт ($ за кг)
2,4
2,5
2,6
2,7
3,1
3,2
3,4
3,6
3,8
4,0
Динамика (% к предыдущему году)
3,1
3,5
5,5
12,4
4,2
5,6
4,8
6,0
5,3
Источник: Таможенные комитеты стран СНГ, BusinesStat.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РЫНОК (статистика, анализ) ГСМ
Ольга Москалёва Основные Средства 12'2012 5 декабря 2012

Комментарии (5)

Виктор
По поводу Люкса. У меня Опель Фронтера, без всяких переживаний и опасений заливаю Люкс полусинтетику, летом 10-40, зимой 5-30. Ни каких-то сильных шумов не появилось, ни вибраций. Машину не насилую в лесах и болотах, тогда масло от перегрева в воду не превращается.
1 ноября 2016 – 17:27 Ответить
Никита
Наши масла не так часто подделывают, в отличии от импортных. Это хоть немного, но облегчает жизнь. Много от кого слышал только положительное о российских маслах.
31 октября 2016 – 17:40 Ответить
Серёжа
Пробовал заливать себе и газпром, и лукойл. Хорошее, но нагар не убирает, да и стоят они не супер дешево. Сейчас перешел на Люкс синтетику. Через 1000 км начало темнеть, значит начало собирать грязь с мотора, для дешёвого масла оказалось очень даже сносным.
31 октября 2016 – 16:43 Ответить
Володя
Да дело не только в леваке, имхо, российские производители давно уже научились делать масло для авто без претензий на гоночный трек. Если у вас просто авто среднего класса, то и Luxe какой-нибудь будет всё смазывать в моторе не хуже импортного.
26 октября 2016 – 13:41 Ответить
Bob
Давно уже перешёл на российское масло. Не вижу смысла рисковать двигателем авто, надеясь не вляпаться в левак под видом импортного масла.
25 октября 2016 – 13:32 Ответить