Импорт и экспорт катков

Итоги первого полугодия 2012 г.

Н. Крылова, аналитик компании VVS («ВладВнешСервис»)
Основу российского производства катков составляют всего два предприятия, расположенные в Рыбинске, – ОАО «Раскат» и ООО «Завод дорожных машин». Остальные российские производители не могут составить им конкуренцию по объемам выпуска. И так сложилось, что на российском рынке катков доминирует техника иностранного происхождения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

За последние 5,5 лет импорт катков в Россию пережил практически все – рост, резкое падение, постепенное восстановление и, наконец, достижение новых рекордов. В 2008 г. их ввоз на территорию нашей страны составил чуть больше 3 тыс. ед. С приходом экономического кризиса произошел обвал на рынке дорожно-строительной техники. В результате в 2009 г. импорт катков составил лишь 14% от объемов импорта 2008 г. В 2010 г. наметилось восстановление рынка – в Россию поступило в 2,4 раза больше катков, чем годом ранее. Следующий 2011 г. стал еще более успешным. Импорт катков в 2,5 раза превысил результат предыдущего года. По итогам первого полугодия 2012 г. на территорию нашей страны было ввезено около 2050 катков. Это не только больше результата первой половины 2011 г. (на 74%), но и на 14% выше до этого момента рекордного в последней пятилетке результата первых шести месяцев 2008 г.

Катки могут классифицироваться по многим показателям, например по массе. В первом полугодии 2012 г. на территорию России в наибольшем количестве были ввезены катки массой 12–16 т, составившие в импорте 27,3%. Самые малочисленные категории катков – это машины массой 4,2–7 т и массой до 1,5 т. Годом ранее 29,3% от всего импорта составляли катки массой 7–12 т, а 28,7% – катки массой 12–16 т, 20% – катки весовой категории 1,5–4,2 т. На долю машин весом от 16 т в первом полугодии 2011 г. пришлось 11,4%. Самые легкие катки (до 1,5 т) в прошлом году получили 7,4% от общего количества ввезенной техники. Оставшиеся 3,2% остались за катками весовой категории 4,2–7 т.

Катки массой до 1,5 т

За первое полугодие 2012 г. на территорию России было ввезено 104 катка массой до 1,5 т. Это на 19,5% больше, чем годом ранее. Основу импорта данных катков составляет техника немецкого (33,6%) и японского (27%) производства. Китайские катки получили 12,5% от общего объема импорта, 10,6% пришлось на швейцарских производителей. Остальные 16,3% поделили между собой еще пять стран. Среди брендов в данной весовой категории доминируют Ammann (31,7%) и Bomag (29,8%). Следующая по популярности марка Wacker занимает лишь 5,8% от всего количества ввезенных машин.

Катки массой 1,5–4,2 т

В первой половине текущего года импорт катков массой 1,5–4,2 т составил 479 ед. техники, превысив результат января–июня 2011 г. в 2 раза. Из них 45,1% – это выходцы из Японии, 30,4% – из Германии, 10,7% – из Швейцарии. Лидером среди брендов катков данной весовой категории является Bomag (19,4%). На втором месте остановился Sakai (18,6%). Тройку замыкает с 15,9% техника марки Hamm. Кроме лидеров 10%-ный барьер преодолели еще два бренда – Dynapac (11,5%) и Ammann (10,6%).

Катки массой 4,2–7 т

За первые шесть месяцев 2012 г. импорт катков массой 4,2–7 т составил 169 шт., что оказалось больше прошлогоднего результата в 4,6 раза. Почти 90% из них было произведено в Германии. Турецкие катки смогли получить 6% от общего объема импорта. Еще 2,4% пришлось на технику из Китая. Львиную долю (74,6%) составляют катки марки Hamm. Bomag остановился на втором месте с долей в 14,8%. Замыкает тройку лидеров турецкий бренд GMS (6%).

Катки массой 7–12 т

В первом полугодии 2012 г. на территорию России поступило 535 катков массой 7–12 т (+55,5% к результату первой половины 2011 г.). Основу импорта катков данной весовой категории составляет техника, произведенная в Германии (62,4%). Сразу за ней расположились чешские катки с 15%. Шведские машины смогли получить 11,6%, что позволило им остановиться на третьей строчке рейтинга. Среди брендов бесспорным лидером является компания Hamm, доля которой составила в общем объеме импорта 40,7%. Далее расположился Bomag, оставивший за собой 16,8% от общего пирога. Ammann с 16,3% закрепился на третьей строчке. Dynapac с 12% замкнул число тех, кто смог получить более 10% от общего объема импорта. Следующий за ним Caterpillar по итогам первого полугодия 2012 г. имеет лишь 3,2%.

Катки массой 12–16 т

За первые шесть месяцев текущего года импорт катков массой 12–16 т составил 560 ед. техники, превысив прошлогодний результат на 66%. В этой весовой категории также доминируют катки немецкого производства (48%). На втором месте расположилась техника из Китая (19,3%). Замыкает тройку стран-производителей Швеция, которая смогла получить 10,4%. Практически треть импорта (30,7%) составляют катки марки Hamm. Сразу за ним расположился Bomag, на долю которого пришлось 15,4% от всего количества ввезенных катков данной весовой категории. Третья строчка осталась за Dynapac, обеспечившей себе долю в 10,4%.

Катки массой свыше 16 т

В первой половине 2012 г. на территорию нашей страны был ввезен 201 каток массой свыше 16 т – результат в 1,5 раза лучше, чем годом ранее. Среди стран-производителей в данной весовой категории лидирует Китай с 46,3%. На втором месте расположилась Германия. Доля немецких катков в общем объеме импорта составила 25,4%. Франция с 12,9% остановилась на третьей позиции. Среди брендов лидером в данной категории является Shantui. Эта марка по итогам первого полугодия заняла 18,9% от всего объема импорта. За ней расположился Hamm с куском в 16,9% от общего пирога. На третьем месте еще один представитель Китая – XCMG, на долю которого приходится 15,9%. Далее следуют Caterpillar (13,4%) и Ammann (10,9%).

С 1 июля 2010 г. в связи с образованием Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Республикой Беларусь торговля между этими странами перестала отражаться в официальной таможенной статистике, поэтому экспорт катков будем рассматривать без участия данных стран. Как видно на диаграмме, экспорт катков имеет нестабильный характер. В отличие от импорта падение объемов экспорта произошло еще в 2008 г., когда иностранным партнерам (исключая Казахстан) было отправлено всего 26 катков. Следующие три года экспорт данной техники держался на уровне 27–28 катков в год. По итогам первого полугодия 2012 г. за рубеж было продано 19 катков – на 2 больше, чем годом ранее. Из них лишь 7 произведено в России. Остальные 12 катков были выпущены за рубежом и завезены на территорию нашей страны ранее. Это еще раз доказывает, что на рынке доминирует импортная техника. Наибольшее количество катков было отправлено в ОАЭ (31,6%, или 6 ед. техники), по 21% приходится на Узбекистан и Южную Осетию. Два катка отправились в Абхазию. По одному катку получили Туркмения, Украина и Армения.

Подведем итоги. Катки иностранного производства составляют основу российского рынка, поэтому именно динамика импорта наилучшим образом отражает ситуацию в данной отрасли. Результат первой половины 2012 г. (+14% к аналогичному показателю 2008 г.) говорит о полном восстановлении рынка. Подождем конца года и подтвердим этот факт.

* Данные ФТС. Не включают торговлю со странами – членами Таможенного союза.

компании по теме статьи
компании по теме статьи