Грузовые автоперевозки в России: экспорт – импорт

Ольга Москалёва
Наибольший объем грузоперевозок в России достается автомобильному транспорту, которым перевозится до 70% всех грузов (в прошлом году – 69% объема в структуре грузоперевозок всеми видами транспорта страны). Максимальное количество автоперевозок приходится на Приволжский, Центральный и Южный ФО. В прошлом году незначительно (на 0,9%) снизился автотранспортный грузооборот относительно предыдущего года, до 5,6 млрд. т грузов, но объем грузоперевозок вырос на 4%, до 178,3 млн. тонн. Однако на докризисный уровень выйти пока не удается.
 
 
 
 
 
 
 

За период 2009–2011 гг. объем грузооборота автомобильным транспортом на территории России вырос на 23%, на конец 2011 г. он соответствовал 223 млрд. т-км. Рост объясним увеличением средней дальности расстояний между конечными пунктами. В это же время зафиксировано значительное перераспределение парка автомобилей в сторону частных перевозчиков. Спрос на этот вид грузоперевозок обусловлен относительно невысокими тарифами на услуги, широким выбором перевозчиков и возможностью доставки груза «от двери до двери». Показателей докризисного уровня рынок не добирает из-за высоких цен на топливо, недостаточной развитости дорожной и технической инфраструктуры, высокой стоимости импортных тягачей.

Автомобильные грузоперевозки из ЕС в РФ в 2011 г. в разрезе долей стран
Страны 2011 г., т Доля, %
Германия
3 452 581
23,94
Польша
2 023 740
14,03
Финляндия
1 655 191
11,48
Литва
1 092 018
7,57
Италия
915 086
6,35
Нидерланды
768 115
5,33
Бельгия
728 588
5,05
Франция
615 333
4,27
Чехия
443 005
3,07
Испания
414 800
2,88
Австрия
382 609
2,65
Латвия
359 722
2,49
Швеция
344 056
2,39
Эстония
322 962
2,24
Венгрия
247 783
1,72
Дания
144 189
1
Словакия
135 105
0,94
Румыния
129 441
0,90
Словения
116 335
0,81
Болгария
86 164
0,6
Всего Евросоюз (27 стран)
14 420 318
 
По данным Евростата.

Эксплуатационный парк российского грузового автотранспорта (кроме специального) превысил 5,5 млн. единиц. Но Минтранс к началу 2011 г. зафиксировал только 27% автомобилей со сроком службы до 5 лет, а более 47% грузовиков – старше 10 лет. Надо отдать должное тому факту, что за последние три года динамика наполнения новыми автомобилями парков крупных и средних предприятий устойчиво положительная.

Но дорожная инфраструктура не успевает за быстро растущим спросом на автомобильные перевозки. На сегодняшний день более 50% федеральных дорог России (в Московском регионе более 60%) перегружены и находятся на пределе своей пропускной способности.

Развитие рынка грузоперевозок в первую очередь зависит от внешних факторов и уже во вторую – от внутренних процессов. Развитие международного сотрудничества России со специализированными организациями (БРИК, ВТО, Таможенный союз) будет положительно способствовать росту объема экспортно-импортных операций и стимулировать рост рынка грузоперевозок.

Из стран ЕС в РФ в прошлом году было ввезено 14,4 млн. т груза (+9% к 2010 г.). В разрезе стран Евросоюза тройка лидеров не меняется несколько лет – 49,45% (7,1 млн. т) грузов идут из Германии, Польши и Финляндии.

Германия обеспечивает 23,94% по импорту грузопотока из ЕС – в 2011 г. автомобильные грузоперевозки в этом направлении выросли на 9,83% по отношению к 2010 г., до 3,45 млн. т. В товарной структуре грузов преобладают машины и транспортное оборудование с самой большой динамикой роста +25%, промышленные товары, продукция химического производства (829 тыс. т). Готовых продуктов питания и полуфабрикатов ввезли на 3,8% меньше, сельскохозяйственной продукции – на 6,8%. Всего из ЕС в РФ зафиксирован незначительный (менее 1%) рост импорта этой категории на фоне общего роста грузоперевозок на 9%. Можно предположить, что Россия стала больше производить продуктов питания, развивая промышленную базу.

Автомобильные перевозки товаров промышленного производства по направлению ЕС – РФ за 11 месяцев 2011 г.
Категория 11 мес. 2011 г., т 11 мес. 2011 г., евро
Транспортное оборудование
773 604
5 796 778 203
Тракторы, агрокультурная техника и оборудование
230 569
1 568 825 070
Другие технические устройства и оборудование, двигатели, запчасти
1 439 701
22 583 520 181
Промышленные материалы
418 005
2 217 811 796
Стекло, изделия из стекла и керамики
151 565
433 149 201
Кожа, текстиль, одежда
177 406
3 857 811 871
Другие промышленные товары
1 988 144
7 687 687 420
Прочие изделия
155 194
1 091 696 798
Всего: машины, транспортное оборудование, промтовары
5 334 188
45 237 280 540
По данным Евростата.

Второе место рейтинга занимает Польша, являясь постоянным крупным поставщиком в РФ продуктов питания. Третью позицию стабильно удерживает Финляндия, специализирующаяся на поставках промышленных товаров и химической продукции, она также является перевалочным пунктом для товаров из других стран.

На четвертой и пятой позициях второй год уверенно стоят Литва и Италия. Нидерланды, Бельгия и Франция показали отрицательный прирост импорта в РФ. Существенную динамику роста можно отметить в Чехии, Испании, Латвии, Швеции, Эстонии.

Товарная структура автомобильных грузовых перевозок по направлению ЕС – РФ за 11 месяцев 2011 г.
Категория 11 мес. 2010 г., т 11 мес. 2011 г., т % от общего объема в 2011 г.
Машины, транспортное оборудование, промтовары
4 474 412
5 333 634
40,78
Химия
2 438 200
2 490 606
19,04
Готовые продукты питания и корма для животных
2 080 484
2 099 401
16,05
Сельскохозяйственная продукция
1 931 144
2 038 602
15,59
Необработанные и промышленные минералы
507 855
536 393
4,10
Металлопродукция
294 627
317 704
2,43
Нефтепродукты
234 971
238 705
1,83
Удобрения
4943
12 240
0,09
Руды и металлические отходы
6491
6764
0,05
Твердое минеральное топливо
4631
4169
0,03
Всего
11 977 758
13 078 138
100%
По данным Евростата.

Товарная структура грузов существенно не изменилась. Самой объемной категорией импортных товаров с долей 40% являются товары промышленного производства (в том числе машины, оборудование и сельхозтехника – 5,3 млн. т на сумму более 45 млрд. евро). К тому же в прошлом году эта категория увеличивалась быстрее остальных – за 11 месяцев 2011 г. +19% к аналогичному периоду предыдущего года. На втором месте – транспортное оборудование и комплектующие, на третьем – сельскохозяйственная техника и комплектующие.

На второй позиции (19%) стоит продукция химической промышленности (в том числе пластмассы, красильные и дубильные материалы, лекарственные и фармацевтические препараты, парфюмерия). Третью и четвертую с небольшим отрывом делят готовые продукты питания, полуфабрикаты и корма для животных, а также сельхозпродукция. Они занимают по 16%, но различаются динамикой: третья категория увеличилась менее чем на 1%, а четвертая выросла на 5,6%. Большую часть агрокультуры составляют свежие или замороженные овощи и фрукты.

Товарная структура и динамика автомобильных перевозок РФ – ЕС за 11 месяцев 2011 г.
Категория 11 мес. 2010 г., т 11 мес. 2011 г., т Динамика, % Доля в 2011 г., %
Сельскохозяйственная продукция
1 938 967
1 789 607
–8,35
26,66
Готовые продукты питания и полуфабрикаты, корма для животных
128 585
120 846
–6,40
1,81
Твердое минеральное топливо
97 341
86 222
–12,90
1,29
Нефтепродукты
1 576 068
1 175 205
–34,11
17,64
Руды и металлические отходы
51 893
51 161
–1,43
0,77
Металлопродукция
1 003 539
986 500
–1,73
14,81
Необработанные и промышленные минералы
115 378
129 483
10,89
1,94
Удобрения
32 863
64 375
48,95
0,97
Химия
420 192
545 103
22,92
8,18
Машины, транспортное оборудование, промышленные товары
1 821 397
1 713 891
–6,27
25,72
Всего
7 186 223
6 662 393
–7,86
 
По данным Евростата.

Наиболее активно ввозили удобрения – рост почти в 3 раза, но это одна из самых малообъемных групп товаров (менее 1%). В положительной динамике также находятся необработанные и промышленные минералы (+5,65%) и металлопродукция (+7,8%,).

Экспортный грузопоток за 11 месяцев 2011 г., в отличие от импортного, сократился на 7,8%, до 6,7 млн. т, а товарная структура практически не изменилась.

Наибольшая доля в этом сегменте принадлежит сельхозпродукции – более 26%. Как показывают статистические данные, четверть экспортных автомобильных перевозок – вывоз на Запад железнодорожных шпал и грубо обработанной древесины (667 тыс. т), основы для изготовления бумаги (513 тыс. т), древесного топлива и отходов (352 тыс. т). Но эта категория товаров сократилась на 8,3%.

Динамика рынка автомобильных грузоперевозок ЕС – РФ в I квартале 2012 г.
  Импорт в РФ I кв. 2011 г., т I кв. 2012 г., т Изменение, %
1 Германия
782 142
839 728
7,36
2 Польша
522 766
664 793
27,17
3 Финляндия
382 149
400 556
4,82
4 Литва
259 253
270 238
4,24
5 Италия
204 678
214 594
4,84
6 Нидерланды
193 369
212 700
10
7 Франция
165 388
170 888
3,33
8 Бельгия
179 122
170 447
–4,84
9 Испания
83 941
113 059
34,69
10 Чехия
95 664
106 366
11,19
11 Австрия
83 837
91 106
8,67
12 Швеция
81 149
83 367
2,73
13 Латвия
76 753
82 593
7,61
14 Эстония
75 314
75 010
–0,4
15 Венгрия
57 285
61 625
7,58
16 Всего 27 стран
3 410 014
3 758 985
10,23
  Экспорт из РФ I кв. 2011 г., т I кв. 2012 г., т Изменение, %
1 Финляндия
548 593
480 546
–12,4
2 Швеция
22 209
360 025
1521,08
3 Германия
243 336
255 540
5,02
4 Венгрия
318 757
230 496
–27,69
5 Польша
91 091
154 816
69,96
6 Эстония
73 369
86 235
17,54
7 Италия
64 559
60 867
–5,72
8 Чехия
58 576
55 690
–4,93
9 Литва
41 302
54 841
32,78
10 Бельгия
33 187
51 276
54,51
11 Латвия
25 153
33 524
33,28
12 Нидерланды
112 462
30 966
–72,47
13 Румыния
17 366
26 185
50,78
14 Австрия
22 227
24 630
10,81
15 Болгария
16 683
23 940
43,5
16 Всего 27 стран
1 756 013
1 994 573
13,59
По данным Евростата.

Не менее объемная категория экспорта (25,7%) – продукция промышленного производства, и самая большая составляющая в ней (1188 тыс. т) – это изделия из пробки и дерева. В итоге «деревосодержащие» товары занимают около 40% в товарной структуре экспорта в ЕС. Еще 180 тыс. т составляют необработанная бумага и картон, около 200 тыс. т приходится на транспортное, сельскохозяйственное и промышленное оборудование, 114 тыс. т – на промышленные материалы, 95 тыс. т – на кожу и текстиль.

Автомобильные грузоперевозки из Финляндии в РФ (импорт–экспорт) в I квартале 2010–2012 гг.
Импорт в РФ, т I кв. 2010 г. I кв. 2011 г. I кв. 2012 г.
Сельскохозяйственная продукция
14 712
24 867
14 187
Готовые продукты питания и полуфабрикаты
35 099
36 578
42 684
Твердое минеральное топливо
21
41
75
Нефтепродукты
27 985
23 669
26 079
Руды и металлические отходы
267
310
915
Металлопродукция
5503
7064
8468
Необработанные и промышленные минералы, строительные материалы
25 009
28 425
31 997
Удобрения
0
19
1
Химическая продукция
88 006
85 062
95 499
Машины, транспортное оборудование, промтовары
112 571
138 915
141 063
Всего
344 016
382 149
400 556
Экспорт из РФ, т I кв. 2010 г. I кв. 2011 г. I кв. 2012 г.
Сельскохозяйственная продукция
332 965
269 568
200 241
Готовые продукты питания и полуфабрикаты
3268
2882
2803
Твердое минеральное топливо
1982
5493
3922
Нефтепродукты
396
1058
616
Руды и металлические отходы
868
465
97
Металлопродукция
4633
6535
11 107
Необработанные и промышленные минералы, строительные материалы
2500
2681
4663
Удобрения
0
40
0
Химическая продукция
9678
15 251
23 096
Машины, транспортное оборудование, промтовары
258 109
244 324
233 032
Всего
614 452
548 593
480 546
По данным Евростата.

Нефтепродуктам принадлежит 17,6%, но в этой категории самая большая отрицательная динамика – 34,1%. Металлопродукция занимает 14,8% с сокращением объема на 1,7%.

Рост показателей зафиксирован только в категориях с малой долей присутствия в общем объеме: удобрения, товары химической отрасли, необработанные и промышленные минералы.

Рынок автомобильных грузоперевозок ЕС – РФ в I квартале 2012 г. динамично развивался как в сегменте импорта в РФ (+10,23%), так и в сегменте экспорта из РФ (+13,59%). Наибольший рост грузопотока был зафиксирован из Польши (+27% при объеме 664 793 т) за счет сельхозпродукции (свежие фрукты и орехи), оборудования и химической продукции. Максимальное увеличение в Испании (почти 35%), но объемы поставок на порядок меньше польских.

Экспортный грузопоток показал существенную динамику роста в части стран за счет соответствующего снижения в других. Значительный рост экспорта в Швецию (+1521%) при анализе товарной структуры выявил источник активной динамики – перевозка более 338 тыс. т сырой нефти, а в предыдущие годы этот товар в страну не поставлялся. Если исключить из расчетов этот показатель, будет минусовая динамика до 5%.

Автомобильный грузооборот со странами Скандинавии на протяжении нескольких лет показывает устойчивую динамику роста импорта в РФ и уменьшения экспорта. Лидером по оборотам является Финляндия – основной торговый партнер России в Скандинавском регионе. Заметно увеличение импорта товаров промпроизводства, химической продукции, готовых продуктов питания и полуфабрикатов, строительных материалов.

Экспорт из РФ в Финляндию в I квартале 2010 г. составил 614 тыс. т, но в 2011 и 2012 гг. снизился до 548 и 480 тыс. т соответственно. Экспортируют в Финляндию в основном сельхозпродукцию и товары промпроизводства. Снижение экспорта обусловлено сокращением поставок древесины для производства бумаги, необработанной древесины, отходов из дерева и пробки. Поставки товаров промпроизводства снижались медленнее, но стабильно.

Максимальная динамика наблюдалась в экспорте химической продукции и металлопродукции, но объемы были незначительны и не повлияли на общую картину грузооборота.