Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
 1
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
 4
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
 1
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.1)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров

Из прошлого в будущее

Вторичный рынок спецтехники в России

А. Шляпин
Отечественный вторичный рынок спецтехники наглядно отражает переходный характер экономики. Фактически 10 лет назад этого рынка почти не было. В этой статье приведены некоторые сводные данные продаж на вторичном рынке, накопленные рядом лизинговых компаний, банков и специализированных продавцов подержанной техники за последние 20 лет.
 
 
 
Доли стран, импортировавших подержанную технику в 2010 г.
(США, Европа, Корея, Япония)
 

В советский период машины и оборудование обычно работали до списания на одном предприятии. С приходом нового экономического времени в 1990-х годах мало кто мог себе позволить продавать и покупать не только новый парк, но и подержанные машины. Тем не менее в 1990-е стала появляться б/у техника иностранного производства. Это была впечатляющая альтернатива по качеству, эффективности и комфорту. Но здесь шла речь в основном о ввезенных из-за рубежа машинах без наработки по России. Внутри же страны купля-продажа б/у была небольшой. Кто не имел средств, тот «донашивал» советские машины, а кто мог потратиться, с удовольствием покупал подержанный импорт, зачастую преклонного возраста, хотя ряд специалистов рынка отмечают некоторый всплеск продаж отечественной подержанной техники в 1994–1997 годах, связанный, по-видимому, с реализацией активов приватизированных предприятий. К началу 2000-х годов появилось некое подобие постоянного вторичного предложения и спроса. Сначала преобладали отечественные марки, но постепенно появилось предложение подержанных импортных машин.

В плане спроса предпочтение в течение последних лет возрастало в пользу импортных машин. Многие покупатели говорили о том, что бо’льшая часть подержанных отечественных машин старше 3–4 лет им мало интересна: проще добавить средства и приобрести подержанную машину иностранной марки, чем вкладываться в почти гарантированные будущие затраты на ремонт российских машин. В целом статистика отражает устойчивый спрос на импортные машины возрастом до 10 лет эксплуатации и на отечественные – до 4 лет. При этом в отношении зарубежных брендов идет снижение максимального возрастного порога ввиду расширения выбора на совсем «свежую» б/у спецтехнику с началом кризиса.

По стране происхождения наиболее популярными были и остаются бренды США, Японии, западноевропейских стран. Причем Сибирь и Дальний Восток покупают японские и американские машины. До Урала хорошо продаются европейские и отечественные марки. Падение цен на подержанную машину в России традиционно менее значительное, чем, например, в Европе. Такая тенденция остается и, полагаю, продолжится еще три–четыре года с постепенным увеличением ежегодного падения цен по мере обновления парка страны и входа в ВТО.

С середины 2000-х годов и до 2009 года вторичный рынок скорее можно было назвать рынком продавца. У предприятий появились деньги, но появились и очереди у дилеров. Достойная подержанная машина при должном подходе порой продавалась за месяц. С началом кризиса предложение увеличилось, ухудшились сроки продажи на вторичном рынке. Быстрее всего при средней рыночной цене с учетом торга продавались универсальные машины со стандартным навесным оборудованием – краны, погрузчики, экскаваторы. Худшим спросом пользовались все виды машин, предназначенные для работы с бетоном. Если делать прогнозы, то следует ожидать уравновешенного спроса и предложения на 2012 год. Инфраструктурные проекты пока дают положительную динамику для строительной отрасли, за кризис более или менее сформировался вторичный рынок как бизнес.

Период «первого владельца» для техники, приобретенной в «растущие 2000-е годы», подходит к концу. Все это формирует спрос и в то же время качественное предложение на рынке. Полагаю, что наиболее востребованной будет импортная подержанная техника, не производимая или мало представленная российскими компаниями (например, бетононасосы, установки горизонтально-направленного бурения, самоходные краны), отечественные бульдозеры, автокраны, техника на шасси МТЗ. По-прежнему будет спрос на бренды США, Японии, Германии, Великобритании, на втором месте за ними – РФ, Белоруссия. Очевидно, хорошие перспективы у известных корейских брендов. Подержанная китайская техника постепенно занимает крепкое положение на Дальнем Востоке и в Сибири, но налицо более значительное падение стоимости. Здесь все будет зависеть от развития качественной сервисной сети.

Следует отметить, что в статье рассмотрены обобщенные данные по разного рода технике. Каждый вид машин и оборудования, безусловно, имеет свои особенности. Ликвидность бетононасоса разнится с ликвидностью, например, экскаватора с «обратной лопатой». Последний в свою очередь имеет мало общего на вторичном рынке с экскаваторами-планировщиками. И это не говоря уже о предпочтениях покупателей по брендам.

В ближайшие годы мы можем наблюдать рост предложения на вторичном рынке, причем скорее даже не по причине кризисных явлений в экономике, а ввиду обновления парка страны и выброса на рынок машин 2000–2008 г.в. Западные специализированные компании оценивают потенциал российской «вторички» в ближайшее десятилетие как весьма перспективный, сравнивая его с рынками Ближнего Востока и Азии. Будем надеяться на такой прогноз, опыт этих стран показывает существование удобной и выгодной всем системы продаж подержанной техники.

РЫНОК (статистика, анализ)
А. Шляпин Основные Средства 07'2012 9 июля 2012

Комментарии (0)