Из прошлого в будущее

Вторичный рынок спецтехники в России

А. Шляпин
Отечественный вторичный рынок спецтехники наглядно отражает переходный характер экономики. Фактически 10 лет назад этого рынка почти не было. В этой статье приведены некоторые сводные данные продаж на вторичном рынке, накопленные рядом лизинговых компаний, банков и специализированных продавцов подержанной техники за последние 20 лет.
 
 
 
Доли стран, импортировавших подержанную технику в 2010 г.
(США, Европа, Корея, Япония)
 

В советский период машины и оборудование обычно работали до списания на одном предприятии. С приходом нового экономического времени в 1990-х годах мало кто мог себе позволить продавать и покупать не только новый парк, но и подержанные машины. Тем не менее в 1990-е стала появляться б/у техника иностранного производства. Это была впечатляющая альтернатива по качеству, эффективности и комфорту. Но здесь шла речь в основном о ввезенных из-за рубежа машинах без наработки по России. Внутри же страны купля-продажа б/у была небольшой. Кто не имел средств, тот «донашивал» советские машины, а кто мог потратиться, с удовольствием покупал подержанный импорт, зачастую преклонного возраста, хотя ряд специалистов рынка отмечают некоторый всплеск продаж отечественной подержанной техники в 1994–1997 годах, связанный, по-видимому, с реализацией активов приватизированных предприятий. К началу 2000-х годов появилось некое подобие постоянного вторичного предложения и спроса. Сначала преобладали отечественные марки, но постепенно появилось предложение подержанных импортных машин.

В плане спроса предпочтение в течение последних лет возрастало в пользу импортных машин. Многие покупатели говорили о том, что бо’льшая часть подержанных отечественных машин старше 3–4 лет им мало интересна: проще добавить средства и приобрести подержанную машину иностранной марки, чем вкладываться в почти гарантированные будущие затраты на ремонт российских машин. В целом статистика отражает устойчивый спрос на импортные машины возрастом до 10 лет эксплуатации и на отечественные – до 4 лет. При этом в отношении зарубежных брендов идет снижение максимального возрастного порога ввиду расширения выбора на совсем «свежую» б/у спецтехнику с началом кризиса.

По стране происхождения наиболее популярными были и остаются бренды США, Японии, западноевропейских стран. Причем Сибирь и Дальний Восток покупают японские и американские машины. До Урала хорошо продаются европейские и отечественные марки. Падение цен на подержанную машину в России традиционно менее значительное, чем, например, в Европе. Такая тенденция остается и, полагаю, продолжится еще три–четыре года с постепенным увеличением ежегодного падения цен по мере обновления парка страны и входа в ВТО.

С середины 2000-х годов и до 2009 года вторичный рынок скорее можно было назвать рынком продавца. У предприятий появились деньги, но появились и очереди у дилеров. Достойная подержанная машина при должном подходе порой продавалась за месяц. С началом кризиса предложение увеличилось, ухудшились сроки продажи на вторичном рынке. Быстрее всего при средней рыночной цене с учетом торга продавались универсальные машины со стандартным навесным оборудованием – краны, погрузчики, экскаваторы. Худшим спросом пользовались все виды машин, предназначенные для работы с бетоном. Если делать прогнозы, то следует ожидать уравновешенного спроса и предложения на 2012 год. Инфраструктурные проекты пока дают положительную динамику для строительной отрасли, за кризис более или менее сформировался вторичный рынок как бизнес.

Период «первого владельца» для техники, приобретенной в «растущие 2000-е годы», подходит к концу. Все это формирует спрос и в то же время качественное предложение на рынке. Полагаю, что наиболее востребованной будет импортная подержанная техника, не производимая или мало представленная российскими компаниями (например, бетононасосы, установки горизонтально-направленного бурения, самоходные краны), отечественные бульдозеры, автокраны, техника на шасси МТЗ. По-прежнему будет спрос на бренды США, Японии, Германии, Великобритании, на втором месте за ними – РФ, Белоруссия. Очевидно, хорошие перспективы у известных корейских брендов. Подержанная китайская техника постепенно занимает крепкое положение на Дальнем Востоке и в Сибири, но налицо более значительное падение стоимости. Здесь все будет зависеть от развития качественной сервисной сети.

Следует отметить, что в статье рассмотрены обобщенные данные по разного рода технике. Каждый вид машин и оборудования, безусловно, имеет свои особенности. Ликвидность бетононасоса разнится с ликвидностью, например, экскаватора с «обратной лопатой». Последний в свою очередь имеет мало общего на вторичном рынке с экскаваторами-планировщиками. И это не говоря уже о предпочтениях покупателей по брендам.

В ближайшие годы мы можем наблюдать рост предложения на вторичном рынке, причем скорее даже не по причине кризисных явлений в экономике, а ввиду обновления парка страны и выброса на рынок машин 2000–2008 г.в. Западные специализированные компании оценивают потенциал российской «вторички» в ближайшее десятилетие как весьма перспективный, сравнивая его с рынками Ближнего Востока и Азии. Будем надеяться на такой прогноз, опыт этих стран показывает существование удобной и выгодной всем системы продаж подержанной техники.