Кран-манипулятор на вторичном рынке

Сергей Красовский
Любой перевозчик рассчитывает приобрести коммерческий автомобиль за скромные деньги и, не вкладывая в него средств, выпустить на линию и начать подсчитывать прибыль. Возможно ли такое применительно к бывшим в эксплуатации машинам с краноманипуляторной установкой?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возможно, но только если машина будет, как говорится, не сильно подержанной, а ее предыдущий владелец – человеком, педантично соблюдающим регламент обслуживания и ремонта техники. Именно у такого хозяина и стоит приобретать б/у автомобиль с краном-манипулятором. Только как узнать, что это тот самый – «правильный» продавец, памятуя, что большинство действуют по принципу «не обманешь – не продашь». Автомобили с краноманипуляторной установкой более доступны по цене, чем, допустим, автокраны, их охотно приобретают мелкие фирмы, на балансе которых не более 5–10 ед. техники, или частные предприниматели, для которых одна машина уже автопарк!

Кроме того, автомобиль со спецустановкой – КМУ универсален, а значит, найти для него работу будет проще, чем для «чистокровной» спецтехники, например для автокрана. Именно это обстоятельство наложило свой отпечаток на структуру рынка бывших в эксплуатации машин с КМУ. Новой техники, которая еще находится на заводской гарантии, здесь немного, и продают ее в большинстве случаев не потому, что закрывают бизнес и ликвидируют активы, а потому, что у машины имеются какие-либо технические недостатки или полученные в процессе эксплуатации дефекты, на устранение которых потребуются приличные деньги. Основная доля выставленных на продажу автомобилей уже успела не только вернуть затраченные на их покупку средства, принести своим владельцам расчетную прибыль, но изрядно растерять ресурс и накопить «болячек», лечение которых потребует серьезных финансовых вливаний. В противном случае от машины бы не избавлялись. В данной группе техники стоит выделить машины, находившиеся на балансе компаний, специализирующихся на сдаче автомобилей в аренду. Кто и как эксплуатировал эти КМУ, не знает никто, даже их собственник: зачастую спецтехнику берут в аренду без профессионального водителя-оператора. Возникает вопрос: сколько далеких от культуры эксплуатации спецтехники людей сидело за «баранкой» и давило на рычаги? Выявить такие машины не составляет труда – в документах на технику обязательно указан ее владелец, а всемогущий Интернет покажет, чем занимается фирма. Не стоит уповать на то, что крупные арендодатели имеют в большинстве своем свои собственные технические центры, где ремонтируют и обслуживают КМУ и автомобильные шасси, на которые они смонтированы. Если сервисный центр дал заключение  – продавать машину, это значит, что ресурс техники действительно практически исчерпан и дальнейшая ее эксплуатация, даже с учетом своего СТО, гарантирующего качество выполняемых ремонтных работ, низкую стоимость запасных частей и собственно ремонта и обслуживания, убыточна. Заниматься капремонтом, как это практиковалось во времена всеобщего дефицита, сегодня невыгодно. Получается, что разобраться в тонкостях приобретения б/у автомобиля, оснащенного КМУ, не так просто. Но приобретение бывшего в эксплуатации крана-манипулятора в хорошем техническом состоянии это не только значительная экономия средств, но и возможность расширить бизнес, получить дополнительный доход без лишних затрат.

Постановка задачи

Прежде чем заняться поиском автомобиля с краном-манипулятором, необходимо определиться, какая машина вам нужна. Как правило, основные критерии выбора большинства перевозчиков это грузоподъемность шасси и крановой установки, которая будет на него смонтирована. При этом почему-то забывают о длине (как вариант и о ширине) грузовой платформы. А практика показывает, что зачастую именно отсутствие возможности погрузить длинномерный груз, например брус для сруба, лишает перевозчика прибыли, а при наличии большого объема работ (строительство коттеджного поселка) еще и понижает его рейтинг по отношению к конкурентам на рынке услуг. Быть может, лучше изначально учесть данную особенность и сознательно отсеивать б/у технику по длине грузовой платформы, тем более, что за лишний метр длины кузова с вас дополнительный налог брать не станут.

Теперь о выборе типа КМУ и, в частности, вида крюковой подвески. Возможность работать ниже уровня опорной поверхности является зачастую решающим фактором для получения заказа на перевозку. Трос абсолютно не нужен, если необходимо паллету с кирпичом подать непосредственно в проем окна строящегося коттеджа. Словом, прежде чем отправляться за спецмашиной на рынок, выясните, где есть деньги, которые она сможет заработать. Рассчитывать на то, что вам перепадут все заказы на перевозку туалетных кабинок, по меньшей мере, несерьезно. Машину необходимо приобретать под конкретное дело. Поэтому, прежде чем отдавать деньги, подумайте, как вы их будете возвращать. Небольшое замечание – заказ для бортовой машины найти сложнее, чем для промтоварного фургона. Итак, представим следующую ситуацию – вы нашли объявление с подходящей под выполнение вашей транспортной задачи машиной. Приезжаете на осмотр. С чего начать? С вопроса – как долго стоит машина? Дело в том, что, даже если техника не эксплуатируется, она стареет, а вместе с ней стареют и окисляются заправленные в нее жидкости и масла.

Часы или моточасы?

Часто «рачительные» перевозчики, потеряв заказы и вынужденные на какое-то время поставить технику к забору, на свой страх и риск продляют срок службы гидравлического масла, ориентируясь лишь на его наработку в моточасах и не обращая внимания на истекший временной интервал его работы. А ведь в любом руководстве по эксплуатации черным по белому сказано, что замену гидравлической жидкости необходимо проводить, ориентируясь на оба эти показателя. То есть что наступит раньше, то и станет поводом для замены. Почему? Дело в том, что, даже если автомобиль стоит без работы, в его гидравлической системе идут процессы окисления и масла, и металлических поверхностей гидравлических агрегатов. Именно поэтому с целью их замедления и соответственно консервации оборудования рекомендуется до постановки машины «к забору» заменить в системе гидравлическую жидкость. Конечно, лучше заливать специальные консервирующие составы, но, во-первых, их закупка – это трата средств. Во-вторых, если придет срочный большой заказ, технику для его выполнения придется снимать с консервации, а консервирующую жидкость – сливать и заправлять систему обычным маслом. И это опять время и деньги. Поэтому в период нестабильных заказов меняйте масло в гидравлике на масло обычное, придерживаясь сроков его замены по времени. Заметим, что обычное масло как консервант прекрасно работает два-три месяца. Если простой машины более продолжительный, скажем, полгода–год, выгоднее раскошелиться на специальные консервирующие составы. Конечно, одиночный заказ можно выполнить и на консервирующем масле, по крайней мере ряд производителей данных продуктов допускает работу гидросистемы на протяжении не более 50 моточасов. Когда машина стоит под открытым небом, никто не может гарантировать, что в бензобаке не образуется конденсат, что масло не обводнится или не станет перегреваться на солнышке. Другая беда – некоторые владельцы техники в погоне за снижением эксплуатационных затрат заливают в гидросистему моторное масло. Да, ряд производителей специальной техники это допускают, но специальная гидравлическая жидкость всегда имеет более высокие эксплуатационные показатели, а это означает и больший срок службы, и лучшую сохранность гидроаппаратуры, не говоря уже о климатических особенностях эксплуатации. Справедливости ради отметим, что применение моторного масла вместо гидравлического не так давно вообще было нормой не только для легкой, но и для тяжелой техники, такой как экскаваторы, тракторы, автокраны. И поэтому ряд известных брендов до сих пор рекомендуют к применению в своей технике несколько универсальных масел, которые заливаются как в двигатель, так и в гидросистему.

 

На выставке «СТТ-2012» компания «Коминвест-АКМТ» планирует показать первый в России кран-манипулятор Atlas АК 620 тяжелой серии на трехосном седельном тягаче MAN. Назначение крана – погрузка-разгрузка штучных и сыпучих грузов в полуприцеп. Стрела оснащена четырьмя гидравлическими выводами, и кран может работать не только с крюком, но и с такими сложными гидромеханическими навесками, как грейфер с ротатором. Предусмотрено несколько комплектаций КМУ. В базовой комплектации максимальный вылет стрелы – 13,4 м, грузоподъемность (г/п) на этом вылете – 3700 кг, на вылете 4,4 м г/п 12 300 кг. В «длинной» комплектации максимальный вылет – 22 м, г/п – 1650 кг, на вылете 4,8 м г/п составляет 10 900 кг.

Кран оснащен электронной системой безопасности последнего поколения. Все операции выполняются с беспроводного дистанционного пульта, на самом кране предусмотрена только кнопка аварийного останова. Кран настолько надежен, что завод-изготовитель убрал дублирующие системы. К особенностям КМУ АК 620 относятся также обратное отклонение стрелы на 15°, гидравлические опоры, поворачивающиеся в транспортном положении на 180°, на выдвижных балках.

Седельный тягач – пилотный проект, в дальнейшем компания планирует монтировать КМУ АК 620 в различных комплектациях также на бортовые автомобили и спецтехнику. Кран позиционируется в среднем ценовом сегменте.