Проблемы пуска дизельных двигателей
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
 1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)

Российский рынок автобусов

Ж. Прохорова, аналитик компании «ВладВнешСервис»
 
 
 
 
 
 
 
 

Мировой экономический кризис, повлиявший на многие отрасли, не обошел и рынок автобусов. Производство автобусов в России в 2008 и 2009 гг. неуклонно снижалось. Восстановление рынка началось в 2010 г., когда скачок выпуска составил 29% к результату 2009 г. В 2011-м рост производства автобусов не остановился, но и не показал такого блестящего результата – всего +2% по сравнению с предыдущим годом. Всего за 2011 г. выпущено 46 213 автобусов. В I квартале 2011 г. произведено 7157 ед., что превысило результат I квартала 2010  г. на 15%. А дальше с апреля по сентябрь 2011 г. наблюдался отрицательный прирост производства автобусов (–6,5% во II квартале и –7,3% в III квартале). Пик выпуска пришелся на IV квартал 2011 г. – 16 021 ед., что выше показателя октября–декабря 2010 г. на 12,7% и составило 34% от общего объема выпуска 2011 г.

Львиная доля отечественного производства автобусов (74%) приходится на три российских предприятия: Автомобильный завод ГАЗ, Павловский автобусный завод и Ульяновский автозавод. В 2011 г. ГАЗ занял 30% рынка, увеличив свою долю на 6% по сравнению с 2010 г. На 16,5% увеличилась и доля Ульяновского автозавода, что помогло опередить Павловский автобусный, занимавший в 2010 г. вторую строчку рейтинга, а в связи со снижением производства на 25% переместился на третью позицию.

Отвлечемся от ведущих игроков отечественного рынка автобусов и сосредоточим внимание на лидерах по приросту выпуска. На 725% увеличила выпуск автобусов компания «БАУ Мотор Корпорейшн». В 2010 г. вышло всего 12 экземпляров BAW Street 2245, тогда как в 2011 г. уже 87. ООО  «СТ «Нижегородец» выпустило 4084 ед. Ford Transit в 2011-м против 2159 ед. в 2010 г. (+189%). Замыкает тройку лидеров Ликинский автобусный завод, снявший с конвейера в 2011 г. 2269 ЛиАЗов (+184%). АЗ «Урал» показал также неплохой прирост производства, выпустив 883 вахтовых автобуса «Урал», что выше результата 2010 г. на 47,7%.

Таким образом, всего в 2011 г. ГАЗ выпустил 14 145 автобусов, ПАЗ – 10 026, Ульяновский автозавод снял с конвейера 9604 «уазика», СТ «Нижегородец» произвел 4084 ед. Ford Transit, Ликинский завод – 2269 автобусов большого и особо большого класса, «СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА» – 1921 Fiat Ducato, ТагАЗ – 1054 автобуса, АЗ «Урал» – 883 вахтовых автобуса, КАвЗ – 871 автобус ПАЗ и КаВЗ, НефАЗ – 530 ед., на долю остальных производителей приходится менее 2%.

Согласно официальной таможенной статистике за 2010–2011 гг. в Россию импортировано 23 872 автобуса на общую сумму $601,3 млн.

В I квартале 2011 г. импортировано 2677 автобусов, это соответствует увеличению по отношению к I кварталу 2010 г. в 3,8 раза (рекорд роста). Во II квартале ввоз зарубежных автобусов вырос в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и в 1,7 раза по сравнению с I кварталом 2011 г. Именно во II квартале 2011 г. ввезли больше всего автобусов иностранного производства. Во втором полугодии 2011 г. динамика незначительно варьировала: то падала в III квартале на 5%, то опять поднималась на 1% в IV квартале 2011 г. по сравнению с III кварталом 2011 г. Однако общая тенденция сохранилась  – в каждом квартале 2011 г. импорт превышал значение аналогичного периода 2010 г. (+57% за июль–сентябрь и +46% за октябрь–декабрь). Таким образом, ввоз иностранных автобусов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос практически вдвое.

Структура импорта автобусов не меняется уже несколько лет. В основном в Россию ввозят микроавтобусы. Если в 2010 г. их доля в импорте составляла 70,5%, то в 2011 г. – 70,9%. На автобусы большого класса приходится пятая часть импорта.

Среди ввозимых автобусов сегмента «микро» преобладает марка Hyundai – 82,9%. На втором месте среди импортируемых микроавтобусов марка Toyota (12%), Nissan на третьем месте (1,6%). Наиболее популярными моделями микроавтобусов стали Hyundai Grand Starex и Starex (67,2 и 15% соответственно), Toyota Hiace с долей 8,1%, Toyota Land Cruiser (3,7%) и Nissan Patrol(1,5%).

Среди импортируемых автобусов большого класса также лидирует Hyundai – 46%. Марка KIA на втором месте (13%), а замыкает тройку лидеров с долей рынка 11,6% Daewoo. Hyundai Universe Space Luxury стал наиболее популярным автобусом большого класса (20%), автобусов марки KIA Grandbird ввезено 12,5% от общего количества автобусов большого класса. На третьем месте – Jac НК6120 (9,6%).

Среди оставшихся классов автобусов, а их ввезли 1468 ед., лидирует Higer (17%). Отстав на доли процента, «Богдан» расположился на втором месте (16,8%). Замыкает тройку лидеров Ford (14,9%).

При рассмотрении импорта в разрезе возрастной структуры выявлено, что 63% импортируемых микроавтобусов являются поддержанными. Аналогичная ситуация и у вахтовых автобусов (75% б/у). В остальных классах автобусов преобладают новые. Особенно выражено это в автобусах малого класса (98% новых) и в особо больших автобусах (94% новых).

Лидером среди регионов-получателей стал Приморский край, на его территорию ввезено 11 180 ед., а это 70% от всех ввезенных автобусов. Москва на втором месте – 3463 ед., или 22%. На Северную столицу России пришлось лишь 3,6%.

В 2011 г. экспортировано 2247 автобусов, что превысило результат 2010 г. практически в 1,5 раза. За первые три квартала 2011 г. экспорт превышал показатели аналогичных периодов 2010 г. В I квартале 2011 г. продажи за рубеж автобусов выросли в 2,66 раза по отношению к I кварталу 2010 г. На II квартал пришелся пик экспорта – 792 автобуса, что превысило показатель II квартала 2010 г. в 2,35 раза. В июле–сентябре прошлого года прирост экспорта составил 17% по отношению к июлю–сентябрю 2010 г., но показал –12% по отношению к пиковому периоду, а уже к концу 2011 г. экспорт снизился еще на 41%. Таким образом, продажи IV квартала 2011 г. оказались даже ниже октября–декабря 2010 г. на 17,5%.

По итогам 2011 г. лидерами стали автобусы ГАЗ (824 автобуса), увеличив свою долю рынка экспорта по сравнению с 2010 г. в 1,66 раза, опередив автобусы ПАЗ, которые в предшествующем году удерживали первенство, но в 2011-м сократили продажи за рубеж на 10%, что и послужило смещению на вторую позицию. На третьем месте УАЗ. Огромный рывок совершили автобусы КАвЗ, которых по итогам 2010 г. экспортировано всего 2 ед., а за 2011 г. увеличили продажи в 140 раз, чем и заслужили четвертое место в рейтинге.

В 2011 г. поддержанных автобусов экспортировано всего 22 ед. против 2200 новых. Таким образом, всего бывших в эксплуатации автобусов продано всего 2% от общего объема экспорта. Для сравнения: в 2010 г. таких автобусов был 21%.

По данным официальной таможенной статистики, в соседнюю Украину было отправлено 854 автобуса, 444 автобуса экспортировано в Монголию. В Никарагуа экспорт в натуральном выражении составил 280 автобусов.

С учетом всех экспортированных и импортированных автобусов видимое внутреннее потребление в 2011 г. можно оценить в 68 тыс. ед., причем на импортные автобусы приходилось 35%, тогда как в 2010 г. лишь 16%.

 

* Анализ проводится без учета торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

РЫНОК (статистика, анализ) ТРАНСПОРТ Автобус
Ж. Прохорова, аналитик компании «ВладВнешСервис» Основные Средства 04'2012 3 апреля 2012

Комментарии (0)