Российский импорт трубоукладчиков в 2011 году

А. Ловков, коммерческий директор компании ID-Marketing
 
 
 
 
 

Неопытному обывателю может показаться, что трубоукладчик машина бесполезная, которую может заменить любая другая спецтехника. Однако специалисты, работающие в области прокладки трубопроводов и инженерных сетей, легко объяснят, что надежный трубоукладчик – это первый помощник, функции которого не сможет воспроизвести неприспособленная машина или оборудование. Трубоукладчик применяют для выполнения различных подъемно-транспортных работ. Это может быть монтаж нефте- и газопровода, строительство других коммуникаций.

На общем фоне развития рынка импортных трубоукладчиков в России по итогам последних четырех лет выделяется спад, который, несмотря на кризис конца 2008 г., наблюдался с августа 2009-го по февраль 2010 г. За этот период в Россию ввезено всего 16 ед. трубоукладчиков. Низкие объемы импорта зафиксированы на всем протяжении в период с февраля по июль 2010 г. В целом стоит отметить, что год 2010-й оказался не самым удачным для участников рынка трубоукладчиков, тогда как в 2011 г. зафиксировано значительное пополнение российского рынка этой техники, при этом показатели ввоза вплотную приблизились к 300 ед. После падения рынка в 2009 и 2010 гг. по итогам 2011 г. зафиксирован прирост импорта на 160% относительно итогов 2010-го и на 46% относительно итогов 2009 г. К положительным моментам можно отнести и относительно стабильные объемы импорта трубоукладчиков на протяжении всего прошедшего года.

Бессменным лидером среди иностранных производителей трубоукладчиков на российском рынке является Komatsu. Объемы ввоза японской марки не только превысили аналогичные показатели 2010 г. более чем в 3,5 раза в натуральном выражении, но и позволили компании увеличить долю с 29% в 2010 г. до 45% в 2011-м. Стоимостные показатели импорта трубоукладчиков Komatsu за 2011 г. равны примерно $89 млн., что составляет 52% рынка. Наиболее успешным периодом для производителя стал 2008 г., когда доля марки составляла 65% в натуральном выражении и 75% в денежном.

Под маркой Komatsu в настоящее время выпускают трубоукладчики грузоподъемностью 41, 70 и 92 т. Наибольшей популярностью в России пользуется модель Komatsu D355C-3. По итогам января–декабря 2011 г. в Россию была ввезена 121 такая машина. Также было поставлено несколько трубоукладчиков Komatsu D155C-1.

После значительного увеличения поставок в 2010 г. в 2011-м Liebherr еще более упрочил свою вторую позицию по импорту трубоукладчиков: прирост импортных поступлений по итогам рассматриваемого периода составил порядка 155% к показателям 2010 г.

Справедливости ради отметим, что в общий итог также включены 10 сварочных тракторов SR 714 LGP с краном-манипулятором Hiab 099 BS-2 Duo, которые можно отнести к трубоукладчикам лишь формально, но на официальном сайте производителя данная техника соседствует в одном разделе вместе с Liebherr RL 44 Litronic и Liebherr RL 64 Litronic, которые также ввезли в Россию в 2011 г.

Caterpillar, напротив, уже второй год подряд по объемам импорта трубоукладчиков в Россию находится на третьей позиции, при том что их поставки в 2011 г. увеличились более чем вдвое.

Shantui Construction Machinery Co., Ltd не поставляла рассматриваемую технику в Россию более года, и вот только по итогам 2011 г. на территории России растаможено сразу 10 трубоукладчиков SP70Y г/п 70 т.

Особого внимания заслуживает марка Volvo, и дело не в том, что компания замыкает пятерку ведущих марок трубоукладчиков, ввезенных в Россию по итогам 2011 г. Главная особенность моделей – они разработаны на базе экскаваторов Volvo. Трубоукладчики Volvo в отличие от традиционных трубоукладчиков на базе бульдозера могут поднимать и укладывать трубы при повороте до 360°. Более того, трубоукладчики Volvo можно переоборудовать в экскаватор общего назначения. В Россию по итогам 2011 г. ввезено 6 трубоукладчиков Volvo модели PL4608, которая впервые выпущена в конце 2008 г.

Возрастная структура импорта трубоукладчиков в рассматриваемом периоде представлена техникой 2011 и 2010 г.в., которая в общем объеме занимает 94%. Стоит отметить, что среди ввезенных машин попадаются экземпляры, которые готовятся отметить свое 40-летие в 2015 г. По итогам 2011 г. в России растаможено 13 трубоукладчиков, выпущенных еще в прошлом веке.

Все трубоукладчики Komatsu, импортированные в Россию в 2011 г., были собраны в Стране восходящего солнца. Отсюда и лидирующая позиция Японии. А 69 трубоукладчиков Liebherr собраны на одном из пяти заводов концерна, расположенных в Австрии, а именно в г. Тельфс (Liebherr-Werk Telfs GmbH), где также выпускают гусеничные бульдозеры и гусеничные погрузчики.

Бо’льшая часть трубоукладчиков Caterpillar произведена в США, еще 9 машин американской компании выпущены на ее французском заводе. В Нидерландах на мощностях завода MAATS Pipeline Equipment собрано 10 сварочных тракторов SR 714 LGP, впоследствии импортированных в Россию в 2011 г. MAATS Pipeline Equipment является одним из ведущих в мире поставщиков тяжелой техники, используемой на строительстве трубопроводов, а также занимается выпуском трубоукладчиков и сварочных тракторов на базе тяжелых машин производства Liebherr.

Китай представлен тремя производителями – Shantui, Daifeng и Pipeline, которые общими усилиями вывели страну на четвертое место по объемам импорта трубоукладчиков в Россию в 2011 г.

Получателями трубоукладчиков Komatsu в России по итогам 2011 г. были три компании: ООО «Комацу СНГ», ООО «Бэдфорд Групп» и ООО «ППФ КЕФ», из которых первые две находятся на лидирующих позициях, занимая при этом более 40% рынка импорта. Растаможили в рассматриваемом периоде технику Liebherr ООО «Либхерр-Русланд», ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» и ООО «Газтехлизинг». Особо выделю ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» (ЗАО «АПС»), управляющую компанию инженерно-производственной группы компаний «Аргус». 10 февраля 2011 г. был подписан дилерский договор между компаниями ООО «Либхерр-Русланд», «Маатс» (Maats Pipeline Equipment) и ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис», в рамках которого ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» получило право осуществлять продажи на территории России трубоукладчиков, колесных и гусеничных экскаваторов, бульдозеров, колесных и гусеничных погрузчиков производства Liebherr (Германия).

Трубоукладчики Caterpillar импортировали официальные представители этой марки в разных регионах России, из которых ведущее положение занимает ООО «Цеппелин Русланд» (Zeppelin Russland) – официальный эксклюзивный дилер компании Caterpillar в Северо-Западном, Центральном и Южном регионах РФ.

Основой формирования рынка трубоукладчиков являются состояние и развитие магистральных трубопроводных систем транспорта нефти и газа, которые обусловлены растущей потребностью промышленных регионов в доступных энергоресурсах и все большей удаленностью мест непосредственной добычи углеводородов от конечного потребителя. Итоги 2011 г. позволяют сделать вывод о росте инвестиций в развитие трубопроводного транспорта в России. По оценке специалистов, данная тенденция сохранится и в 2012 г.

РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО НЕФТЬ/ГАЗ Кран-трубоукладчик
А. Ловков, коммерческий директор компании ID-Marketing Основные Средства 03'2012 7 марта 2012

Комментарии (0)