Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Электропривод карьерного экскаватора
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
Курьер для опасного груза
Бензовозы
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера

Тощие времена

Аренда спецтехники в 2011 году

Леонид Малютин
 
 
 
 

Прошедший год радовал ростом экономики. Отдельные заводы рапортовали о достижении докризисных объемов производства. Рынок аренды техники выглядел не столь оптимистично. Известно, что основная часть российского рынка аренды строительных машин сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь находятся центры принятия решений и крупнейшие строительные компании, строились самые крупные и дорогие объекты. Именно строились. В Москве крупных городских объектов осталось не так много, и это те, которые были запущены при прежней администрации. Ожившие сравнительно небольшие частные объекты запрашивают меньше техники. По выражению одного из наших респондентов: «Там, где раньше работали три крана, сегодня – один».

Столица уже перенасыщена техникой, и спрос на нее формировали регионы. Таким образом, в столице наблюдался, с одной стороны, низкий спрос на технику, с другой – избыточное ее предложение. Эта ситуация давила на арендные ставки, которые не повышались и, более того, имели тенденцию к понижению. По словам представителя одной из небольших арендных компаний, ставки достигли уровня 2005 г. При этом на фоне роста издержек, в первую очередь на топливо, доходность стремилась к нулю. На сложившемся высококонкурентном поле оставшиеся в живых строительные компании могут выбирать арендодателя и диктовать условия. Ситуация доходит до того, что компании отдают технику в аренду по ставкам, не покрывающим себестоимость. Это относится к технике, взятой в лизинг. Лизингополучатель готов хвататься за соломинку, лишь бы собрать денег на очередной лизинговый платеж. Возобновившееся после кризиса коттеджное строительство и есть такая соломинка, и компании переносят активность за МКАД. Но строительство коттеджных поселков, даже крупных, – это другой сегмент, без тех огромных объемов и высот, что были на столичных объектах. Если монолитное высотное строительство считать оптом, то коттеджи – это розница. У опта свои механизмы, у розницы – свои. Здесь в выгодном положении оказались компании с более востребованной техникой малых и средних типоразмеров.

Представитель одной из таких небольших компаний отмечал, что они сумели восстановить клиентскую базу и даже приобрести новых клиентов в регионах. Он также отметил, что ставки, по которым они работают, подросли. Компания сдает в аренду импортные мобильные краны средней грузоподъемности с оператором и также импортные башенные краны с оператором или без оператора. Также можно арендовать оператора башенного крана. Оператора мобильного крана не предлагают и отмечают сохранившийся дефицит на квалифицированных операторов. Более того, намерены к двум мобильным кранам Grove и Liebherr прикупить еще один Liebherr. Большинство остальных респондентов отмечали, что их клиентские базы не выросли. Для сложившейся на рынке аренды ситуации характерна также задолженность по платежам.

Ситуация на столичном строительном рынке складывалась под влиянием таких факторов, как кризис и смена администрации, причем второй фактор оказывает более мощным и долговременным, чем первый. При «старом режиме» существовал механизм ускоренного получения разрешительной документации на строительство вместо «бюрократических» 1,5...2 лет. Не имеет смысла рассуждать, насколько этот механизм чист, все и так понятно, но он давал возможность быстро начать стройку. При новой администрации этот механизм не работает. Ура, победа над коррупцией. Но что получается в итоге? Если завтра частный инвестор соберется что-нибудь построить, то на сбор разрешительной документации у него уйдут эти 1,5...2 года. Приятное времяпрепровождение для инвестора, особенно на фоне предкризисных настроений. Таким образом, в обозримом будущем остаются объекты с бюджетным финансированием, в том числе такие крупные и интересные, как, например, 4-е транспортное кольцо, реконструкция трассы А107, известной в народе как «бетонка», других федеральных трасс. Но все равно до докризисных объемов далеко и вряд и стоит вообще ожидать их восстановления. Изменилась глобальная экономика, изменился сам мир – прошли тучные времена, настали времена тощие.

Что касается самих инвесторов, то ждем серии банкротств крупных строительных компаний, переход их в руки других собственников либо ликвидацию. Останется всего несколько крупных генподрядчиков. Остальные перейдут из разряда генподрядчиков в субподрядчики, а это совсем другая ниша с точки зрения доходности.

Сегмент аренды техники для бетонных работ несколько отличается от сегментов аренды землеройной техники и грузоподъемных механизмов. Он целиком зависит от крупных объектов – монолитного высотного домостроения, строительства АЭС, мостов. Несмотря на падение объемов такого строительства, арендные компании считают год 2011-й довольно удачным. Это связано с тем, что много техники для бетонных работ мигрировало на сочинские объекты, освободив таким образом место, и оставшимся хватает объемов работ для поддержания существования. О былой доходности бизнеса говорить не приходится, примерно половина техники простаивает, потому что нет объемов и не хватает средств для поддержания техники в рабочем состоянии. Оплачивается 40% счетов на запчасти. Новую технику покупали регионы в первой половине 2011 г., во второй половине года эта активность снизилась.

На 2012 г. арендные компании особых надежд не возлагают. Если на строительном рынке активность резко не поднимется, то сохранится угнетенное состояние рынка аренды. А предпосылок к быстрому росту экономики нет.

Вступление России в ВТО, по мнению арендных компаний, не повлияет на рынок. Снижение таможенных пошлин на импорт позитивно отразится на импортерах и, возможно, на конечном покупателе и негативно – на отечественном производителе. Но на перенасыщенном техникой рынке аренды этот эффект скажется нескоро.

Таким образом, на фоне оживления экономики в 2011 г. и росте производства машиностроения рынок аренды практически не рос при одновременном снижении доходности. Это связано, с одной стороны, с недостатком спроса на технику, а с другой – с избытком ее предложения. И перемены на строительном рынке ведут к более здравому, рациональному и экономному отношению к технике.

РЫНОК (статистика, анализ) ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Аренда
Леонид Малютин Основные Средства 02'2012 15 февраля 2012

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru