Импорт сельскохозяйственных тракторов в Россию в 2010 г.

А. Нефедов, к.т.н.
Valtra Т141
Импорт в Россию тракторов производства фирм США в 2010 г., %
Claas Xerion 3300
Доля на рынке России в 2010 г. тракторов, импортируемых из Германии
Case International MX 335
Buhler Versatile 2375
Импорт в Россию тракторов из стран ближнего и дальнего зарубежья в 2010 г., %
 
John Deere 7830
John Deere 8270R
Challenger MT 965C
McCormick
New Holland T 8050
Доля на рынке России в 2010 г. тракторов разных производителей, %
Deutz-Fahr Agrotron 150

Российские покупатели отдают предпочтение тракторной технике из стран ближнего и дальнего зарубежья благодаря ее высоким потребительским качествам, поэтому структурные особенности поставок этой техники будут интересны читателям журнала.

В последние годы потребности российского агропрома в с.-х. тракторах все больше удовлетворяются не за счет отечественных производителей, которые из года в год сокращают выпуск, а благодаря масштабным закупкам за рубежом, тем более что ведущие зарубежные фирмы могут поставлять в Россию всю линейку тракторов мощностью от 25 до 500 л.с. и выше. В качестве основных импортеров в 2010 г., поставлявших в Россию тракторную технику для аграриев, выступали страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского региона, в том числе фирмы США, Канады, Германии, Великобритании, Финляндии и др. В числе основных производителей, осуществлявших поставки тракторов в Россию в указанный период, были такие ведущие фирмы, как Case, Challenger, New Holland, John Deere, AGCO, Claas, Bu..hler, Valtra, Same, Deutz-Fahr, JCВ и др. Наибольшее число тракторов поставляли в Россию ведущие фирмы США и Германии, их общие объемы поставок составляли соответственно 659 и 29 моделей.

В основном поставлялись новые модели тракторов, произведенные фирмами в 2009–2010 гг., и тракторы, вторично использующиеся на рынке России, причем наибольшее число тракторов импортировали John Deere и New Holland (США) и Claas и Fendt (Германия).

Что касается подержанных импортных тракторов, то они пользуются большим спросом у небольших крестьянских хозяйств, привлекая аграриев выгодным соотношением цена–качество. Так, цена импортного подержанного трактора рассчитывается с учетом срока службы первому хозяину, за каждый год использования вычитается 6…9% от цены нового трактора той же модели. При этом через 3…5 лет состояние такого трактора при правильном уходе очень хорошее. По сравнению с отечественными тракторами, которые дешевле, проще ремонтировать и к которым проще найти запчасти, надежность и экономичность иностранных тракторов, особенно двигателей, в несколько раз выше, их погектарный расход топлива почти на 30% ниже, чем у российских машин.

В 2010 г. наиболее популярными у российских сельхозтоваропроизводителей были зарубежные тракторы, закупавшиеся по импорту, перечисленные в табл. 1.

Таблица 1. Популярные фирмы и модели зарубежных тракторов дальнего зарубежья
Фирма-импортер Марка трактора Число, ед. Мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг
Компоновочная схема 4К4а
John Deere
7830
106
200
7900
Challenger
МТ 665
13
290
10 300
Case International
МХ 335
28
335
9160
New Holland
Т 8050
62
325
9259
Lamborghini
RF 100DT
7
95
2870
Fendt
211 Vario
3
101
3930
Valtra
Т 161Н/ T 191Н
2/ 2
170/ 185
5959
Компоновочная схема 4К4б
Claas
Xerion 3300
12
305
12 500
JCB
Fastrac 3230
2
223
7590
Компоновочная схема 4К4б'
New Holland
T 9040
53
435
20 702
Case International
STX 435
16
435
17 191
Bu..hler
Versatile 2375
6
375
11 690
Гусеничные
Challenger
MT 865C
15
517
18 600

В последние годы все большее значение приобретает проблема низкой конкурентоспособности отечественных тракторов: нет необходимых сельскому товаропроизводителю России типоразмеров тракторов, их низкий технический уровень, отсутствие в их конструкции прогрессивных решений, улучшающих потребительские качества. И вполне объяснимо то, что российские аграрии отдают предпочтение пусть более дорогим, но отвечающим современным требованиям импортным тракторам (табл. 2).

В 2010 г. в Россию по импорту из стран дальнего зарубежья наиболее часто поставляли новые (2009–2010 г.в.) колесные полноприводные тракторы 4К4а мощностью более 122 л.с. и тракторы, бывшие в эксплуатации у других сельхозпроизводителей, начиная после 2002 г.

Таблица 2. Номенклатура новых импортных тракторов дальнего зарубежья, не производимых в России
Фирма-импортер Марка трактора Мощность, л.с. Тяговый класс Ходовая система
Buhler
Versatile 535
535
8
4К4б'
Case International
210 Puma
214
3
4К4а
MX 310
309
5
4К4а
MX 335
335
5
4К4а
Сlaas
Arion 640
150
3
4К4а
Xerion 3300
305
5
4К4б
Challenger
МТ 685
340
5
4К4а
МТ 545
145
3
4К4а
МТ 855
460
7
Гусеничная
МТ 865
510
8
Гусеничная
МТ 765С
325
5
Гусеничная
МТ 965С
517
8
Гусеничная
Deutz-Fahr
Agrotron 150
150
2
4К4а
John Deere
6630
124
2
4К4а
6930
150
2…3
4К4а
7930
215
3
4К4а
8430
295
4
4К4а
8295R
295
4
4К4а
JCB
Fastrac 3230
223
3
4К4б’
New Holland
Т 4040
88
1,4
4К4а
Т 4050
97
1,4
4К4а
Т 6050
126
2
4К4а
Т 8050
325
5
4К4а
Т 9040
435
7
4К4б'
Т 9050
485
8
4К4б'
Т 9060
535
8
4К4б'
Valtra
Т 121Н
133
2…3
4К4а
Т 141Н
150
2
4К4а

Фирмы Америки, Канады и Западной Европы в 2010 г. импортировали в Россию в основном колесные полноприводные тракторы схемы 4К4а (76% от всех импортируемых тракторов), меньшую долю (2%) составляли интегральные тракторы и тракторы с шарнирно-сочлененной рамой (17%), а также гусеничные тракторы (5%).

В России значительно больше закупали колесные тракторы (95%), у которых целый ряд преимуществ, которых нет у гусеничных тракторов: большая универсальность, более высокие транспортные скорости, возможность передвижения по дорогам общего пользования, возможность использования передненавесных машин-орудий, лучшая оснащенность средствами автоматического контроля и управления, больший комфорт для оператора.

На рынке России наши предприятия доминировали в тяговых классах 0,6…0,9 (в основном это продукция ОАО «ВМТЗ») и 4…6 (преимущественно это продукция ЗАО «ПетТЗ»), предприятия Белоруссии – в тяговом классе 1,4, предприятия Украины – в тяговых классах 2…3, в сегменте мощности свыше 400 л.с. большую часть составляли тракторы дальнего зарубежья.

Таблица 3. Структура импорта поставляемых тракторов* по мощности
Тракторы колесные, в том числе 2010 г. 2009 г. 2010 г. по отношению к 2009 г., %
ед. $ ед. $ ед. $
От 25 до 50 л.с.
600
3 046 705
509
2 889 839
118
105
От 50 до 80 л.с.
148
1 714 260
155
2 428 069
95
71
От 80 до 102 л.с.
94
2 020 189
80
1 310 120
118
154
От 102 до 122 л.с.
25
654 621
15
323 682
167
202
Более 122 л.с.
1028
79 535 068
670
48 678 871
153
163
Тракторы гусеничные
203
25 584 050
59
4 100 855
В 3,4 раза
В 6,2 раза
Тракторы, бывшие в эксплуатации
1853
4 219 321
1280
5 159 782
145
82
*В том числе тракторов для лесного хозяйства.
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Союзагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2011 г.
    В 2010 г. на российском рынке продавались тракторы:
  • традиционно выпускаемые тракторными заводами России тракторы, собираемые на ее территории, в основном РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ»;
  • тракторы из ближнего зарубежья («Беларус», заводов Украины и других бывших союзных республик);
  • тракторы из дальнего зарубежья (стандартные ведущих зарубежных фирм, поставляемые по импорту).
Таблица 4. Импорт с.-х. тракторов в Россию в 2010 г.
Страна-импортер $ %
Всего
1 225 925 008
100
США
56 033 452
45,7
Канада
1 472 888
1,2
Германия
6 019 550
4,9
Франция
3 514 862
2,9
Великобритания
2 469 440
2,0
Австрия
2 070 269
1,7
Италия
927 553
0,8
Финляндия
741 516
0,6
Голландия
15 054 275
12,2
Япония*
1 658 977
1,4
Китай*
9 681 743
7,9
Корея*
1 491 561
1,2
Украина
19 608 427
16
Молдавия
244 315
0,2
Прочие
1 603 680
1,3
*В том числе малогабаритные тракторы.
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, Союзагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2011 г.

Объемы поставок отечественных тракторов и тракторов из ближнего зарубежья превышали соответственно почти в 1,5 раза и более объемы поставок тракторов из дальнего зарубежья, хотя зарубежные фирмы, особенно в последние годы, объемы поставок стремятся наращивать.

Больше всего российские покупатели приобретали тракторы из США (92% всех тракторов, импортируемых из стран дальнего зарубежья, или 659 моделей), затем Германии (4%, или 29 моделей) и Италии (1,7%, или 12 моделей), Канады и Финляндии (по 1% ).

Таблица 5. Структура поставок тракторов тяговых  классов 0,6…0,9 мощностью 25…60 л.с.
Страна-импортер Объем поставок, ед. Доля на рынке, %
Россия
630
71,3
Белоруссия
200
22,6
Украина
54
6,1
Другие страны СНГ
Страны дальнего зарубежья
Таблица 6. Структура поставок тракторов тягового класса 1,4 мощностью 61…120 л.с.
Страна-импортер Объем поставок, ед. Доля на рынке, %
Россия*
4805
32,1
Белоруссия
10 073
67,4
Украина
14
0,1
Другие страны СНГ
5
0,03
Страны дальнего зарубежья
61
0,37
*С учетом тракторов, собираемых в России по лицензии.
Таблица 7. B Структура поставок тракторов тяговых классов 2…3 мощностью 121…180 л.с.
Страна-импортер Объем поставок, ед. Доля на рынке, %
Россия
519
19,6
Белоруссия
228
8,6
Украина
1794
67,8
Другие страны СНГ
12
0,5
Страны дальнего зарубежья
93
3,8
Таблица 8. Структура поставок тракторов тяговых классов 4…6  мощностью 181…400 л.с.
Страна-импортер Объем поставок, ед. Доля на рынке, %
Россия
719
51,3
Белоруссия
225
16,1
Украина
14
1,0
Другие страны СНГ
Страны дальнего зарубежья
443
31,6
Таблица 9. Структура поставок тракторов тягового класса 7 мощностью свыше 400 л.с.
Страна-импортер Объем поставок, ед. Доля на рынке, %
Россия*
106
47,7
Россия**
2
0,9
Белоруссия
Украина
Другие страны СНГ
Страны дальнего зарубежья
114
51,4
*С учетом тракторов, выпускаемых ООО «СиЭн Эйч-КАМАЗ-Индустрия» и ОАО «Ростсельмаш».
** Перспективные тракторы ЗАО «Агротехмаш» мощностью свыше 400 л.с.

Сельских товаропроизводителей России по-прежнему привлекали колесные и гусеничные тракторы ведущих зарубежных фирм дальнего зарубежья, особенно в сегментах мощности 181…400 и свыше 400 л.с., спрос на которые и в 2010 г. был по-прежнему стабильно высоким. Наибольшую долю в поставках импортных тракторов в 2010 г. составляли полноприводные колесные тракторы классической компоновки 4К4а средней и высокой мощности, в том числе Case International MX 335 мощностью 335 л.с., Challenger 665 мощностью 290  л.с., John Deere 7830 мощностью 200  л.с., New Holland 8050 мощностью 325 л.с., с шарнирно-сочлененной рамой высокой мощности, в том числе Case International STX 435 мощностью 435 л.с., New Holland T-9040 мощностью 435 л.с., и мощные тракторы интегральной компоновки Claas Xerion 3300 мощностью 305 л.с., а также гусеничные тракторы высокой мощности c резиноармированной гусеницей серии МТ, в том числе МТ 865С мощностью 517 л.с., отличающиеся высокими технико-экономическими показателями и потребительскими качествами, производство которых в России отсутствует.

Отечественные покупатели чаще отдавали предпочтение продукции американских фирм John Deere (при поставках колесных тракторов) и AGCO Challenger (при поставках гусеничных тракторов).

Таблица 10. Структура импорта тракторов средней и высокой мощности из стран дальнего зарубежья
Страна-производитель Фирма-изготовитель Число моделей Диапазон
мощности, л.с. тягового класса
США
John Deere
265
90…320
1,4…5
New Holland
219
72…535
1,4…8
Massey Ferguson
2
186…280
3…5
Case International
98
155…535
2…8
Сhallenger
75
145…570
2…8
Канада
Bu..hler
9
375…535
4…8
Германия
Fendt
8
101…260
2…3
Claas
18
150…305
1,4…5
JCB
2
223
3
Deutz-Fahr
1
150
2
Англия
McCormick
2
194
3
Италия
Lamborghini
12
90…150
1,4…2
Финляндия
Valtra
7
133…185
2