Рынок большегрузных прицепов в России в 2010 году

В. Пашин, эксперт-аналитик информационно-аналитической компании «ВладВнешСервис» www.vvs-info.ru
 
 
 
 
 

В российском автопроме за минувший год производство автомобилей хотя и не достигло докризисного уровня, но все-таки увеличилось на 33%. В секторе коммерческих автомобилей объемы продаж росли, начиная с марта. По результатам продаж за весь 2010 г. темпы на рынке грузовиков в годовом исчислении составили +79,1%.

Рост производства прицепной техники в прошлом году оказался ниже средних показателей российского автопрома – 15,7%. Всего автомобильных прицепов и полуприцепов российские предприятия в 2010 г. выпустили 14 699 ед. против 12 707 ед. годом раньше. Причем прицепов к грузовым автомобилям общего назначения было произведено 6516 ед., что на 12,1% меньше, чем в 2009 г. Полуприцепов в прошлом году выпущено, наоборот, на 56,7% больше (4496 ед. против 2870 ед. в 2009 г.). На 67,6% выросло производство прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, воды, прочих жидкостей; их в 2010 г. выпущено 1767 ед. Рост производства прицепов со специализированными кузовами и специальных прицепов в 2010 г. составил 40% к результату 2009 г.

Импорт прицепной техники в минувшем году вырос вдвое. Если в 2009 г. в Россию ввезено 10 869 прицепов и полуприцепов общей массой свыше 1 т, то в 2010-м – уже 21 775 ед. Причем рост объемов импорта начался еще в сентябре 2009 г.

Если посмотреть на распределение по полной массе импортируемой прицепной техники, то обнаруживается, что наибольшей популярностью у российских импортеров пользуются прицепы и полуприцепы полной массой 35, 39 и 41 т, то есть большегрузные прицепы, что вполне объяснимо.

В России не так много производителей подобной техники. Это ставропольское предприятие «Автоприцеп-КАМАЗ», НефАЗ, «Новотрак» (Н. Новгород), «Сибирь трейлер» (Тюмень), «Угличмаш», «Брянский арсенал», «ТОНАР», «Рострак» (С.-Петербург), челябинский «Уралавтоприцеп» и Челябинский кузнечно-прессовый завод. Вот и приходится нашим перевозчикам закупать технику за рубежом. В основном в Германии, на долю которой в прошлом году пришлось 72,5% всего импорта большегрузных прицепов в нашу страну. На втором месте Франция (5%), на третьем – Великобритания (4,9%), затем идут Польша (4%), Бельгия (1,9%), Нидерланды (1,8%), Италия (1,6%), Китай (1,2%), Австрия (1,2%) и прочие страны (5,9%). Всего же за прошлый год в Россию импортировано 19 078 прицепов и полуприцепов полной массой свыше 30 т.

Первые три места в рейтинге самых популярных в России производителей прицепной техники уже заняли немцы: Schmitz Cargobull, Fahrzeugwerk Bernard Krone GmbH и Kоgel. Наибольшей популярностью у российских перевозчиков пользуется продукция фирмы Schmitz Cargobull – более трети всей импортированной в прошлом году техники произведено под этой маркой. На долю Krone приходится 17,7% рынка импорта, а Kоgel – 5,8%.

Ситуация с экспортом прицепной техники не столь однозначна. Если в 2009 г. российские предприятия экспортировали 669 ед. большегрузной прицепной техники, то в прошлом году – уже 781 ед., или на 8,5% больше. Причем в 2009 г. доля прицепов российского производства в общем объеме экспорта составляла 32,7%, а в 2010-м – ни одного. То есть на все большегрузники российского производства нашлись российские покупатели, что неудивительно. Спрос на прицепную технику стабильный, несмотря на кризис. Новый же тентованный 35-тонник Schmitz Cargobull стоит порядка $31 тыс., а рефрижератор уже больше $80 тыс. Отечественная техника, как правило, на $2…3 тыс. дешевле.

компании по теме статьи
компании по теме статьи